…Может быть, в будущем люди будут еще свободнее одеваться… Форма одежды должна быть такая, чтобы человеку было удобно двигаться. Это и есть красота.
А. В. Луначарский
Октябрьская революция, уничтожив классовое неравенство в России, изменила и взгляд на одежду, на весь облик человека. Рождение нового общества формировало новое сознание людей, новую систему их взаимоотношений.
Приметы этого времени необычайно ясно проступали во внешности людей. Время было трудное, а одежда, немудреная и порой случайная, давала самые необычайные соединения костюма. С 1917 по 1923 год одежда в народе в большинстве своем комбинировалась, донашивалась или приспосабливалась старая (рис. 216а). Так, например, до 1917 года были в моде высокие женские ботинки из серой замши или прюнеля с черными лаковыми носками и каблучками; они в свою очередь побудили к изобретению высоких гетр для женщин — «гетры серые носила?» (А. Блок. «Двенадцать»). Тогда же вошли в моду длинные, с поясом трикотажные жакеты с большими карманами. Интеллигенция, служащие долго донашивали эти три удивительно колоритные детали костюма.
Во время русско-японской войны сестры милосердия повязывали головы черными и белыми косынками с красным крестом. Эта форма осталась у сестер в 1914 году
и в гражданскую войну 1917—1920 годов (рис. 2166). Одной из примечательных, почти легендарных частей костюма стала кожанка. Так же, как и буденновка, она приобрела значение символа периода гражданской войны. Спецодежда шоферов — кожанка — затем прижилась как куртка в рабочей среде и осталась наиболее употребимой (по той простой причине, что ее прочность сделала ее существование продолжительным) одеждой уже в рядах войск Красной Армии. Обмундирования не хватало, кадровые рабочие, будучи командирами и комиссарами, остались в кожанках.
Картины «Оборона Петрограда» Дейнеки, «Смерть комиссара» и более позднее «Новоселье» Петрова-Водкина дадут вам великолепный иллюстративный материал, подскажут и костюмы и образное решение (рис. 217).
Б журналах мод, разумеется, подобных материалов нет и быть не может.
В 1918 году был объявлен конкурс на создание формы для Красной Армии. Молодой художник Сергей Герасимович Аркадьевский получил первую премию и право осуществления своего проекта. Большой знаток древнерусского искусства, Аркадьевский, взяв за основу одежду древнерусского воинства, создал форму: шинель с петлицами и суконный шлем с красной звездой, получивший название буденновка. Буден — новка и «морская душа — тельняшка» — это не просто детали костюма, а символы героизма гражданской войны. В то же время существуют незаметные детали в костюмировке,
которые становятся приметой времени только потому, что их носили люди, дорогие нам. Примером могут служить обыкновенные мужские пальто из черного драпа с бархатным воротником. Такие пальто в канун революции носили большинство мужчин в городах.
Рис. 218 |
Первые годы революции для современного зрителя и читателя овеяны дымкой романтики. Революционеры, их внешний облик уже воспринимаются как нечто незыблемое и твердо установленное. Поэтому художнику особенно важно бережно сохранять эту ставшую олицетворением времени революции внешность и не пренебрегать историей. Френчи, гимнастерки, кожанки, кепи, косоворотки — неотъемлемые атрибуты одеяний 1917—1919 годов.
Я хочу сказать несколько слов в защиту девушек и женщин начала революции, чей облик не всегда обоснованно получает сатирическую окраску. Коротко подстриженная, с прядями прямых волос, выглядывающих из-под заломленной набок кепки, в гимнастерке с портупеей, в юбке или галифе и в сапогах, она прошла рядом с мужчиной через войну, голод и разруху, приняла на свои плечи тяжесть забот молодой страны. Ее переодевание было обусловлено благородным стремлением быть равной и незаметной (рис. 218).