19 17—1920 ГОДЫ

…Может быть, в будущем люди будут еще свободнее одеваться… Форма одежды должна быть такая, чтобы человеку было удобно двигаться. Это и есть красота.

А. В. Луначарский

Октябрьская революция, уничтожив классовое неравенство в России, изме­нила и взгляд на одежду, на весь облик человека. Рождение нового общества формировало новое сознание людей, новую систему их взаимоотношений.

Приметы этого времени необычайно ясно проступали во внешности людей. Вре­мя было трудное, а одежда, немудреная и порой случайная, давала самые необычай­ные соединения костюма. С 1917 по 1923 год одежда в народе в большинстве своем комбинировалась, донашивалась или приспосабливалась старая (рис. 216а). Так, на­пример, до 1917 года были в моде высокие женские ботинки из серой замши или прюнеля с черными лаковыми носками и каблучками; они в свою очередь побудили к изобретению высоких гетр для женщин — «гетры серые носила?» (А. Блок. «Две­надцать»). Тогда же вошли в моду длинные, с поясом трикотажные жакеты с боль­шими карманами. Интеллигенция, служащие долго донашивали эти три удивитель­но колоритные детали костюма.

Во время русско-японской войны сестры милосердия повязывали головы черны­ми и белыми косынками с красным крестом. Эта форма осталась у сестер в 1914 году

и в гражданскую войну 1917—1920 годов (рис. 2166). Одной из примечательных, почти легендарных частей костюма стала кожанка. Так же, как и буденновка, она приобрела зна­чение символа периода гражданской войны. Спецодежда шоферов — кожанка — затем прижилась как куртка в рабо­чей среде и осталась наиболее употребимой (по той простой причине, что ее прочность сделала ее существование про­должительным) одеждой уже в рядах войск Красной Армии. Обмундирования не хватало, кадровые рабочие, будучи ко­мандирами и комиссарами, остались в кожанках.

Картины «Оборона Петрограда» Дейнеки, «Смерть ко­миссара» и более позднее «Новоселье» Петрова-Водкина да­дут вам великолепный иллюстративный материал, подска­жут и костюмы и образное решение (рис. 217).

Б журналах мод, разумеется, подобных материалов нет и быть не может.

В 1918 году был объявлен конкурс на создание формы для Красной Армии. Молодой художник Сергей Герасимович Аркадьевский получил первую премию и право осуществле­ния своего проекта. Большой знаток древнерусского искусст­ва, Аркадьевский, взяв за основу одежду древнерусского во­инства, создал форму: шинель с петлицами и суконный шлем с красной звездой, получивший название буденновка. Буден — новка и «морская душа — тельняшка» — это не просто де­тали костюма, а символы героизма гражданской войны. В то же время существуют незаметные детали в костюмировке,

которые становятся приметой времени только потому, что их носили люди, дорогие нам. Примером могут служить обыкновенные мужские пальто из черного драпа с бархат­ным воротником. Такие пальто в канун революции носили большинство мужчин в городах.

Рис. 218

Первые годы революции для современного зрителя и читателя овеяны дымкой романтики. Революционеры, их внешний облик уже воспринимаются как нечто незыблемое и твердо установленное. Поэтому художнику особенно важно бережно сохранять эту ставшую олицетворением времени революции внешность и не пренебрегать истори­ей. Френчи, гимнастерки, кожанки, кепи, косоворотки — неотъемлемые атрибуты одеяний 1917—1919 годов.

Я хочу сказать несколько слов в защиту девушек и жен­щин начала революции, чей облик не всегда обоснованно получает сатирическую окраску. Коротко подстриженная, с прядями прямых волос, выглядывающих из-под заломлен­ной набок кепки, в гимнастерке с портупеей, в юбке или га­лифе и в сапогах, она прошла рядом с мужчиной через вой­ну, голод и разруху, приняла на свои плечи тяжесть забот молодой страны. Ее переодевание было обусловлено благо­родным стремлением быть равной и незаметной (рис. 218).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.