…Я не следовал моде. Я ее создавал и бросал, едва пустив в свет, предоставив другим следовать за ней…
Жан Кокто
ериод с начала XX века до империалистической войны 1914 года и Октябрьской революции не только насыщен большими общественно-политическими событиями, но и полон интересных смен моды, тесно с ними связанной. Все драматические перипетии моды падают на основную часть населения, ею «обслуживаемую»,— на женщин, тогда как мужская мода на протяжении XIX и XX веков стабилизировалась, стандартизировалась и не переживала особых потрясений. Амплитуда колебаний мужской моды не выходила за рамки изменений ширины лацканов и брюк, длины пиджаков и пальто (рис. 207). Только крой линии плеча (с заходом на линию спины), фалды и пуговицы на спине сюртуков говорили о связи и преемственности с формами XIX века.
Сложнее было с модой женской. Фантазия портных и напряженная конкуренция всех областей модного рынка ежегодно и ежечасно наводняли его все новыми и новыми товарами. Росли магазины готового платья, ткалось и печаталось во всем мире огромное количество модной ткани. Специальные издания и картинки, приложения к литературным журналам, пропагандировали моду.
Вместе с тем развитие техники, экономические и политические изменения, развитие транспорта, спорта меняли образ жизни людей. К этому времени огромная масса женщин была занята на службе в различных учреждениях, в мастерских и на фабриках.
Движение за права женщин к XX веку уже имело своим результатом допуск их в университеты, а в России — организацию первых Высших женских курсов. Появились женщины — юристы, врачи, ученые, археологи, химики. Многолетняя борьба увенчалась если не полным, то все же частичным успехом. Пройдет несколько лет, и женщина сядет за руль автомобиля, к мотору трамвая, за пульт телефо-
нистки, подымется с альпенштоком на вершины гор и отправится в далекие экспедиции (рис. 208).
Рамки необходимой элементарной одежды не только расширились, но и приобрели определенную направленность. Теперь уже есть не только традиционные амазонки, но есть женские костюмы для игры в гольф, есть мягкие туфли для игры в теннис, есть даже (!) купальные костюмы. Открытие пляжей для общего купания было значительным шагом вперед для консервативной буржуазной морали.
Рис. 208 |
Не обошлось, разумеется, без курьезов. В костюме для купания, например, поверх корсета надевались элегантные шаровары (!) с обязательной шляпой или огромным чепчиком. Езда женщины на велосипеде казалась если не моральным преступлением, то вызовом обществу (помните, «Человек в футляре» Чехова?). Но поступательное развитие общества непрерывно, и костюм — один из характерных его показателей. В демократически настроенной передовой части интеллигенции и в массе женщин, занятых трудом, поднялось движение за упрощение формы костюма, за отмену корсета и изобретение форм одежды, более соответствующих нормальному состоянию женского тела и более удобных. Мысль эта сама по себе была прогрессивной, но ее полная реализация совершилась только через 14 лет. А пока художники в тесном сотрудничестве с медиками проектировали и шили более или менее удобные платья, которые, к слову будь сказано, не блистали красотой (рис. 209).
«…Попытка реформировать женскую одежду, как известно, была сделана в последние годы. Наши женщины и девушки должны сперва научиться двигаться в реформенной одежде, и тогда обнаружится действительно в гармоническом сочетании красота тела и игра конечностей» (Платен. Руководство для устройства жизни согласно законам природы. «Как мы должны одеваться».)
Эта одежда, выпущенная в продажу в магазинах конфек — ции или сшитая доморощенным способом, пользовалась успехом у передовых женщин, гувернанток, художниц и председательниц секции борьбы за женское равноправие.
Журнал «Спутник здоровья» за август 1899 года помещает заметку: «…в Чикаго существует женское общество. Это общество недавно решило отказаться от употребления
всяких шнурков, бантов и вообще приспособлений для стягивания каких бы то ни было частей тела…»
Так, в пьесах Оскара Уайльда, Бернарда Шоу, в политических памфлетах и комедийных спектаклях начала века костюмы «реформ» носили все «воинствующие» женщины.
Официальная мода, пропагандируемая журналами и модными магазинами, отвечала направлению в искусстве, получившему название стиля модерн. Этот быстро сформировавшийся стиль можно было бы характеризовать как стиль рисованной и искусственной линии, стиль графический, где все формы, будь то мебель, архитектурное пространство и фасад дома, орнаментальный мотив ткани или посуды, подчинялись раз и навсегда начертанной линии, вялой и искусственной, как бы опутывающей и связывающей по своей прихоти форму предмета.
Неудивительно, что все предметы в этом стиле казались как бы нарисованными художниками, которых меньше всего интересовали назначение вещей и совместимость такой вычурной формы с их природой (рис. 210).
В самом трудном положении оказались художники костюмов. Они старались, и с помощью модниц не совсем безуспешно, изогнуть посредством сложного корсета прямую фигуру буквой s. Так появился (который уже по счету!) новый корсет, совершенно сплющивший живот и спускающийся спереди до колен. Линия спины на талии делала резкий прогиб (см. рис. 210). Правда, подлинный идеал костюма стиля модерн так и остался только в изображениях: ни одна женщина не пошла на сознательный «перелом» спины даже во имя моды. Но театр получил неоценимый материал.
Форма рукавов, обилие украшений, кружевные накидки, огромные шляпы и бесконечно длинный силуэт таят самые заманчивые возможности для костюма комедийного актера.
«Портрет княгини Орловой» В. Серова (Рис. 211а) превратился в изысканный шарж моды без желания на то художника. Недаром Орлова невзлюбила его и продала за большую сумму.
Однако костюм нельзя ограничить только понятием моды. Костюм — это непосредственный спутник всего разнообразия человеческого бытия. Сопротивляясь моде сознательно и бессознательно, деловые женщины, курсистки, работницы и служащие забирают из нее только то, что им
доступно, удобно; их костюм столь же полноправно входит в историю. Коротенькие кацавейки мещанок и работниц, плюшевые пальто с перламутровыми пуговицами у пожилых женщин, клетчатые крылатки путешественников и путешественниц, тужурки студентов — разнообразие костюмов велико.
Рис. 211а |
Возьмем на выбор пьесы промежутка с 1900 по 1914 год: «Враги», «Егор Булычев и другие», «Мать» М. Горького, «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Чайка», «Три сестры» А. Чехова, «У врат царства» К. Гамсуна. Посмотрите на состав действующих лиц, и вы убедитесь, что модными журналами здесь нельзя обойтись. Одежда гимназиста, поручика царской армии, офицера, жандарма во «Врагах». Скромные платья провинциальных сестер и костюм бонвивана. В подобных пьесах мода является только ориентиром, ибо здесь мир бытового костюма. В таких случаях прибегают к использованию литературных источников, фото и живописному материалу, иллюстрированным изданиям того времени.
Парижские моды в военное время быстро изменились: из-за отсутствия других средств городского передвижения, кроме метро и собственной пары ног, парижанкам пришлось укоротить платья чуть ли не до колен, а форму шляп как можно больше приблизить к мужскому головному убору.
А. Игнатьев. «Пятьдесят лет в строю»
Небольшой отрезок времени — с 1905 по 1917 год — был до отказа заполнен нововведениями моды, изобретениями портных, художников и фирм готового платья.
«Перо задело за верх экипажа»,— скажет Анна Ахматова. Поднятая наверх прическа с подложенным шиньоном позволила прилаживать на головы шляпы, которые с 1910 по 1914 год катастрофически увеличивались в своих размерах (рис. 211). В конце концов они достигли объема хорошей бельевой корзины, по аналогии с которой получили свое прозвище. Столь огромные шляпы потребовали каких-либо приспособлений, помимо вуалей и шарфов, которые придерживали их на голове. В моду входят длинные шпильки и булавки. Их размеры так велики, что «Дамский журнал» за
1912 год помещает статью, где говорится, что городские управы Петербурга и Москвы запретили допускать в трамваи дам в шляпах с булавками.
Рис. 212 |
Стиль модерн обогатил искусство костюма новой цветовой гаммой — бледно-серые, зеленые, болотные, белые, бледно-желтые и тепло-травяные тона окрасили крепы и тафту, муслины и крепдешины на блузках и платьях, плюш пальто и вечерних бальных ротонд (сорти де баль). Боа из страусовых перьев и лебяжьего пуха, длинные меховые палантины прикрыли мистически одетых женщин. Появились высокие стоячие воротники на белых летних платьях, мягкий лиф с напуском на животе и резко очерченная линия бедер, трен на юбке (юбка, расклешенная сзади), создававший впечатление растекающейся по полу ткани.
Таков облик моды модерн. Он достигается на сцене, как и всякий другой, прежде всего конструктивными средствами — корсетом и правильным кроем. Правильно выполненный корсет обязателен для такой формы (рис. 212). Посмотрите внимательно — плоская линия переда корсета может начинаться под грудью. Проложите в корсетную ткань несколько косточек, в борта вставьте стальную пластину и крючки — и передние планки готовы; бока и спинка подкройные, причем для простого придания скульптурной формы можно под ткань корсета пришить тонкий поролон — и при малой затрате труда и простоте исполнения нужный корсет готов.
Когда у вас готова каркасная основа, тогда форма и силуэт обеспечены. Теперь достаточно взглянуть на иллюстрацию, чтобы понять, какую форму приобретет костюм (рис. 213).
Рукав «окороком» строчился поперечными защипками, делался из двух кусков, украшался эполетами, расшивался шнуром, сутажом, аграмантом. Перед лифа мог быть с прошивка — ми и нашивками, аппликацией, просто простроченным и заложенным в складки и т. д. Количество украшений зависело от богатства туалета, его назначения и вкуса обладателя.
Уже начиная с XVII века женской обуви уделялось значительное внимание. Однако только тогда, когда юбки окончательно потеряли свою каркасную конструкцию и позволили обнажить не только ступню, но и щиколотку, обувь становится объектом внимания художников и конструкторов, то
есть входит в попе зрения жизни и моды, получает разнообразие градации социальной и практической. Аристократическая обувь — узкая в ступне, остроносая, на фигурном каблуке — принадлежала кругу потребителей, не утруждавших себя ни физическим трудом, ни переноской тяжестей, а тем более длительными переходами.
…Так вонзай же, мой ангел вчерашний,
В сердце острый французский каблук…
А. Блок
Видоизменялась она в зависимости от назначения: туфли кожаные и бальные атласные, короткие и высокие, замшевые и шелковые (в цвет туалета), ботинки на шнурках, крючках и пуговках. Рабочие, ремесленники и мещане в своем обиходе имели козловые сапожки с ушками и на пуговках, кожаные грубые туфли или прюнелевые (но это редко — ведь ткань непрочная) на толстом наборном каблуке, с тупым носком. Основной обувью у мужчин были сапоги, не исключались и грубые штиблеты, и полусапожки.
Летом дамы света носили митенки — перчатки без пальцев из тюля и кружев, кремовые, белые, черные. (Интересно, что в моде 1965—1966 годов, а затем вплоть до 1973—1974 годов предлагаются такого же старинного рисунка вязаные чулки.) Они были частью костюма и не снимались в помещении (например, в гостях). Большие прически потребовали больших гребней, больших плоских пряжек и заколок, которые делались из рога (костяные), а дорогие — из черепахи. Их выступающие части были причудливо изрезаны и украшены поддельными бриллиантами. На длинных цепочках носили медальоны и часы, а в руках — большие ридикюли из кожи, ткани и бисера.
Роль театра, вкус актрис довольно сильно влияли на моду и ее отклонения. Начало XX века было отмечено упадком вкуса, и, как всегда в такие периоды, процветали зрелища легкого жанра — оперетта, кабаре, рестораны с эстрадой. Эстрадным танцем становится канкан (изобретение французских студентов), а бальным, с легкой руки эстрадной актрисы Франции Мистенгет,— аргентинское танго. Это был танец улицы, кабака и таверны, танец полуэстрадный и полународный. Танец индивидуальный. Он не требовал соответствующих дорогих туалетов. Женщине приходилось повторять резкие движения мужчины, ходить большими шагами, делать разные повороты и наклоны. Крой японки-кимоно изменил форму не только лифа, но и юбки: она стала уже, спокойней. Танец, в силу своей простоты получивший поистине массовое распространение, и дал название юбке — танго (узкая, с разрезами или состоящая из двух заходящих одно на другое полотнищ). В конце концов появилась юбка- штаны, уже специально для танго. Так танец преобразовал моду.
В зимних сезонах 1909—1911 годов в Париже провел блестящие гастроли русский балет, декорационные успехи которого прославили имена художников Бенуа, Рериха, Головина и особенно Бакста. Благодаря им корабль французской моды направился
по курсу театральной экзотики балетов «Шехеразада», «Клеопатра», «Весна священная», «Половецкие пляски». Восточные и славянские идеи руководят законодателями мод. Мягкие плоские лифы и плавно струящиеся вдоль бедер юбки напоминают о Греции и стиле ампир. Шифоны, крепы, легкие и прозрачные, отделанные бисером и стеклярусом, окутывают восточным облаком стан богатых женщин. Шифоновые шарфы и широкие рукава кимоно обшиваются пушистыми мехами, низы юбок стягиваются на манер восточных шаровар (рис. 214а, б). Волосы закалывают узлами и перевязывают лентами на античный манер или надевают эгрэт из перьев а-ля Шехеразада. Восточные чалмы-и тюрбаны украшают головы.
Рис. 214а |
Примерно так могли быть одеты женщины в белогвардейском ресторане в спектакле «Олеко Дундич» и в сцене в кабаре в спектакле Е. Бондаревой «Сергей Лазо».
Но это костюмы только для приемов, балов, театров, дансингов и ресторанов. Улица же полна женщин в строгих английских пальто и костюмах, придерживающих в руках узкие перевязанные зонтики, в обуви, выглядывающей из — под укороченной юбки.
Империалистическая война 1914 года ввергла в бедствия почти все страны Европы. Мобилизация мужчин и нехватка рабочих рук заставила женщин освоить чисто мужские профессии. Где только можно было, женщины заменили мужчин. Мужские профессии вынудили женщин спрятать в чепчики длинные волосы, сузить широкие рукава и юбки.
Женщины-почтальоны в Англии надевают мужские форменные куртки и вешают огромные сумки через плечо. Юбки и блузки курсисток и учительниц России превращаются в своеобразную униформу просвещенных женщин. Освобождение женщины от ига корсета и длинных волос, начатое суфражистками, само собой разрешилось обстоятельствами военной жизни (рис. 215).
Те журналы, которые продолжали свое существование, на страницах, отведенных моде, писали: «Непринужденность означала желание освободиться от стягивающих и сковывающих форм, от сложного кроя и вытачек». Портные и портнихи создавали туалеты из кусков ткани, соединенных прямыми швами. Рукава, лиф, юбки представляли
собой нагромождение прямых полотнищ, они могли быть собраны в сборку, складку, свободно висеть — как угодно было портному распорядиться куском ткани, буквально не прикасаясь к нему ножницами. Свобода и простота, которые, указывалось далее, достигались «непринужденным покроем», сделали женщин бесформенными.
Нельзя сказать, что костюмы вообще стояли вне моды, даже военные формы переживают смены мод. Мода — порождение классового расслоения общества. Она — средство внешнего разделения классов, выражение классовой принадлежности. Одежда рабочих, мастеровых и ремесленников, извозчиков, мелких торговцев традиционна в своих формах — рубаха, картуз, сапоги с голенищами, жилетки, поддевки, куртки и т. д. И все же в лавках и на базарах, где продавались эти одежды, слегка следили за модой в границах, доступных и дозволенных бедному люду. Менялись пуговицы на куртках и сюртуках, на жилетках, менялись цвета и ткани рубах, высота и объем картузов и т. д. Так, простая холщовая деревенская рубаха, сохраняя свой покрой, в середине XIX века в городе шилась из покупной ткани — миткаля. Надеваемая под поддевку, кафтан, купеческий сюртук, рабочую куртку, она получила застежку на пуговицах и стала называться косовороткой.
В конце XIX и начале XX века черная сатиновая косоворотка (самый практичный цвет и самая прочная и нарядная дешевая ткань) в будни и белая вышитая — в праздники, надетые под пиджак, стали неотъемлемой принадлежностью одежды рабочего, а в период подъема рабочего движения, если хотите, даже его символом. Мода ли это? Мода, только идущая из народа, независимо от моды официальной и буржуазной.
Русские рабочие носили картузы с небольшой тульей и скромным козырьком, тогда как приказчики и половые в трактирах носили высокие картузы с лакированными козырьками. У них же была и своя «мода» на длину и цвет рубах. Рубаха длинная, до колен, поверх нее надевались жилет, сверху сюртучок, поддевка или пиджак. Штаны заправлялись в сапоги. Сапоги носили на высоком каблуке, с сильной «гармошкой», с прямыми голенищами и, что еще шикарней, с голенищами «бутылочкой».
Работницы фабрик, приехавшие из деревни, сохраняли деревенскую простоту в прическах узлом, в ношении платков на голове и плечах, козловых сапожек и грубых вязаных чулок. В будни надевались кофта с баской, с рукавами «окороком», воротником стойкой и юбка с оборкой по подолу, в праздники — платье из дешевой тафты и кашемира.
Самым дорогим нарядом были шаль или небольшой шелковый платок с бахромой. Верхней одеждой зимой и осенью служила коротенькая кофта из сатина, дешевого сукна или плюша, на ногах полусапожки — ботинки козловые на пуговках или просто с ушками. В особо парадных случаях женщины надевали скромные плоские шляпки на верхнюю часть головы, над пучком.
Такую форму костюма можно видеть только в иллюстрациях к литературным произведениям или на фото. Знаменательно, что она просуществовала в городе после 1917 года еще лет 10—15 у людей пожилого возраста и столько же, если не больше, в деревне уже как деревенская одежда (вспомните фильм И. Пырьева «Кубанские казаки»).