Период характеризуется лихорадочными поисками новых выразительных средств и форм. В моде того времени отразились актуальные политические проблемы, развитие социальных движений, борьба женщин за равноправие. Русско — японская война и расцвет колониализма привели к появлению экзотических элементов в моде. •
Это был период культа оперетты, которая не только была веселым развлечением, но и ввела новые типы одежды. Кроме оперетты и всегда модных драматических театров, подобную роль выполняли ревю и кабаре со знаменитыми артистками, например Мистенгет в Париже или Люциной Мессаль в Польше. Они ввели не только аргентинский танец танго, но и — вместе с ним — юбку-брюки.
Стоит упомянуть также о роли балета. Канкан прошлого и классический балет, превратившие хореографию в графические знаки, в так называемое письмо танца, которое в XIX в. вдохновляло многих художников (Дега, Тулуз-Лотрека и др.), в XX в. отошли на второй план. Новые теории провозгласили, что ценность заключается не в искусной конструкции, а в естественных, выразительных движениях тела [67].
Воплощением этой новой идеи был танец танцовщицы-босоножки Айседоры Дункан, американки по происхождению, которая в 1900 г. в возрасте 22 лет приехала в Европу и совершила переворот как в хореографическом искусстве, так и в театральном костюме (который раньше состоял из tutu, т. е. панталон и надевавшихся поверх них газовых юбок, число которых доходило иногда до двадцати). Она сначала танцевала босиком, едва одетая в прозрачную рубашку и шаль. Пластические приемы черпались в классических скульптурах, в изображениях на древнегреческих и этрусских амфорах, в рельефах на фронтонах храмов. В живой пластике и ритмике воплощала она свою концепцию, почерпнутую в обрядовых танцах весталок. Ее танец был скульптурой, мелодией и движением, подчеркнутым жолюцией прозрачной шали (ил. 80). Этот танец стал основой теории ритмических танцев. Уже начальные шедевры были вознаграждены громкой славой. Гастролируя с 1900 г. по всей Европе, в начале своей артистической деятельности исключительно и частных домах и дворцах, а позднее на сценах театров, Айседора Дункан исполнением классических танцев в античных оде — нппих и обаянием личности привила любовь к античной простоте
Ее танец повлиял на то, что первые костюмы новой, строгой линии, введенные Полем Пуаре, имели стилизованный античный характер [68].
Стремление к реформе и упрощению в одежде ярче всего проявилось в балете, который удивительно сильно повлиял на общественный вкус.
Революцию в моде вызвали гастроли в Париже русского балета Дягилева (1908) с известным танцором Нижинским и балериной Карсавиной. Костюмы, сделанные по эскизам Бакста, отличались большой оригинальностью (ил. 81), так же как и декорации балетов. Эти выступления положили начало театральной реформе и конец натуралистичным инсценировкам [69]. 80. Танцовщица Айседора Дун — Музыка Дебюсси, Равеля, Прокофь-
кан, обращавшаяся в своем ева и Стравинского, фантастические
танце и одежде к искусству г
древней Греции, в значитель — КОСТЮМЫ и новые инсценировки проной мере повлияла на моду изведений «Шехерезада», «Фея Роз»,
«Петрушка», «Тамара» и др. были прекрасными уроками, которыми наслаждались в салонах вплоть до первой мировой войны [70].
Костюмологи Бизе и Радиус писали, что 1909 г., в котором появились на сцене названные балеты, стал знаменательной датой в истории моды. Этот год повлек за собой взрыв энтузиазма в создании богато вышитых тканей и применении прозрачных, дымчатых, как мгла, муслинов. Наряду с расцветом экзотического мира поднялось знамя восточной роскоши, богатства дворцов султанов и садов халифов. Уже в 1910 г. было заметно их влияние на моду, и не только в самой композиции одежды, но и во всем искусстве декора (ил. 82). Позже, в 20-х годах, возникла любовь к декоративным тканям, что было определенным отзвуком этого влияния.
Расцвету в моде экзотических элементов способствовало знакомство европейцев с народным искусством колониальных стран, стран Ближнего и Дальнего Востока, что привело к новому подходу в орнаментации тканей и появлению различных шалей, фуляровых платочков, косынок и т. д.
Экзотика нашла также отражение в тайцах того времени. Бразильские maxime и негритянские cake-walk положили начало ряду новых танцев, к которым относится в конечном счете и танго. Характерным для музыки этих танцев было скандирование ритма.
S1. Костюм по проекту Л. Бакста к балету «Дафнис и Хлоя» в постановке Дягилева, 1912 г.
82. Парижская модель платья, очевидно, навеянного костюмами по проекту Л. Бакста
Аргентинское танго, которое стало модным в то время в Европе, родилось из экзотического танца, в значительной степени обязанного своей формой испанцам. Оно претерпело множество изменений, затем получило, наконец, привычный для нас вид, столь отличный от первоначального. В годы, о которых идет речь, танго вызвало огромный протест консервативной части европейского общества, подобно тому как в XVIII и XIX вв. такой протест вызывал вальс, считавшийся бесстыдным танцем, в 20-х годах текущего столетия — чарльстон, а позже — рок-н — ролл. Танго было сначала только сценическим танцем, причем старая одежда не годилась для его исполнения. Для этого танца был изобретен специальный костюм в виде шаровар турецкого типа или драпированных юбок, в разрезе которых были видны ноги.
Дом моды Дреколь и Бешоф в Париже демонстрировал в 1911 г. различные модели брючных платьев, например так называемые jupe-culotte (юбка-брюки) (ил. 83), которые, однако, повсеместно не привились. В них выступали только танцовщицы, вследствие чего новый танец танго был назван «брючным танцем». Незначительное количество женщин, которые осмелились показаться в этих платьях на улице, были осмеяны,
в связи с чем такой костюм быстро исчез. В соответствии с общей линией моды пробовали также носить просто брюки, но и они не привились.
83. Jupe-culotte, или юбка-брюки, введен ная в связи с появлением нового танца — танго |
Распространение танго, называемое в то время тангоманией, нашло отзвук и в Польше. Лунина Мессаль и другие артистки выступали на сцене в различных моделях «брючных платьев» (ил. 84).
В это время в Польше нашлись люди, которые хотели объявить вой — J ну бессмысленной компиляции и повторению заграничных образцов. Они провозгласили лозунг: «Окружим себя
собственной красотой» К ним принадлежали Выспанский, Вит — кевич и молодежь: Вархаловский, Чайковский, Дембицкий, Фрич, Трояновский и др. Они обратились к сокровищнице народного искусства, чтобы понять, в чем заключается совершенство ее красок и форм. Им казалось, что удастся создать подлинно польский стиль. Наступил период копирования узоров, резьбы, писанок и т. д., которыми украшали все подряд: стены, книги, мебель и одежду. «Архитекторы отливали закопанские мотивы в бетоне, кондитеры в шоколаде, краковские гончары в томпаке или в глине…» [71]. Портные и вышивальщицы размещали закопанские мотивы на одежде (ил. 85). Возникло огромное количество предметов с элементами, не имеющими ничего общего с основной композицией. Народные мотивы, размещенные в чуждой для них среде, выглядели чудачеством и теряли все свое обаяние. Отражение этих идей в одежде было •также не очень счастливым. Женщины остались верны европейской моде, имевшей свой центр в Париже. Учитывая эти причины, можно понять, откуда появилась разнородность одежды в 1908—1914 гг., откуда взялось столько форм, которые, однако, не придали какого-то единого характера этому периоду, в противоположность первым годам XX в., когда из разнородных элементов стилей прошлого в сочетании с новым направлением в искусстве образовался главный рисунок женского си луэта, имевший свое собственное выражение и единую линию.
84. Пола Негри танцует танго в специально предназначенном для этого танца костюме |
В 1908—1914 гг. идеалом была женщина с белой матовой кожей, с каштановыми волосами, принимавшая участие в сеансах спиритизма и сияющая как ангел. Ранее свежий, младенческий румянец должен был исчезнуть, и женщины с юных лет старались создать впечатление бывалых и осведомленных. Бледная как статуя и меланхоличная женщина, одетая в прозрачный газ и муслин, окружала себя в интерьере светлыми, пастельными, близкими по тону цветами, где все сияло от позолоты, зер-
85. Пример применения в одежде кал и солнечных лучей. Она ХО — декора по народным мотивам тела быть любимой и ждала’
присяги на верность.
В 1913 г. в Англии начались шумные выступления эманси- панток, стремящихся направить жизнь женщин на другой путь. Но большинство женщин хотело лишь развлекаться и быть любимыми. Спорт еще не занимал значительного места в жизни женщин, но тем не менее именно в этот период начало довольно сильно проявляться влияние спорта на моду, в связи с чем обозначился поворот к свободе и простоте. Не было уже стольких складок и нашивок из позументов, множества ранее применявшихся украшений. Прически стали глаже и ниже, обнажилась шея, руки и ноги. Огромным изменениям начало подвергаться белье: нижние юбки, лифы, рубахи, панталоны и чехлы. Трен исчезал, ботинки стали легче и заменились различными туфлями. Женщины, измученные неволей корсетов, охотно избавились от страшного давления в поясе. Появилось большое разнообразие форм одежды.
Этот и последующий период, который продолжался до 1923 г., характеризуется частой сменой модных тенденций, вызванных поисками новых средств выражения и удобства. Новые формы не только не подчеркивали анатомического строения, как это было в 1901—1907 гг., по и старались, хотя и несмело, при — тушевывать его.
В период между 1908 и 1914 г. можно выделить (теоретически) несколько этапов, в которых на моду влияли различные стили. Влияние греческих костюмов можно проследить около 1909 г. (ил. 86), стиля ампир — около 1911 г. (ил. 87), восточной одежды (ил. 88, 89, 90) —около 1913 г.
1911—1914 гг. принесли пробы возврата «узкой моды» (ил. 91, 92). В описываемый период существовали преимущественно псевдостилевые решения, а мода становилась все более
86. Платья по мотивам греческой одежды: французская модель — проект Пуаре, 1903 г.; польская модель, 1911; английская модель, 1910 г.
неопределенной. Ее характеризовала мягкость линий, подчеркивающая естественную выпуклость силуэта и одновременно придававшая ей женственный характер, но не столь ярко выраженный, как прежде. Мягкие, развевающиеся легкие ткани свободно ниспадали, придавая одежде специфический характер, который в то время определялся как mode lingerie* (ил. 93, 94).
* Lingerie (фр.) — бельевой.
87. Платья по мотивам моды стиля ампир: модели польские, французские, английские |
88. Платье и головной убор по восточным мотивам. Модель Пуаре, 1911 г. |
89. Платье в стиле «узкой моды» по восточным мотивам. Парижская модель, 1914 г.
90. Платье с юбкой, подтянутой на бедрах по восточным мотивам. Польша, 1914 г.
К этому периоду относится отказ от жестких шемизеток, облегающих шею, вводится декольте, обнажающее плечи (ил. 95). Перестают применять шелковые подкладки, укреплявшие в предыдущий период даже очень тонкие ткани. Наступила умеренность в основных линиях. Прежняя форма «колокол» и «кривые» линии уступили место строгим линиям, и силуэт стал называться «кий» (ил. 96). Талия поднялась высоко, как в моде Первой империи, а вестниками этого поворота были очень широкие пояса из шелковой ткани; они назывались «баядера» (см. ил. 94). Исчезли большие рукава; рукав стал узким, гладко вшитым ниже плеча (см. ил. 93), или кимоно. Асимметрия была одной из основ общей композиции, что нашло выражение в несимметричных драпировках, клапанах, клиньях, фантазийных подолах туник, прокладках и т. п. Влияние восточной одежды проявилось в прокладках, расширяющих платье ниже бедер (см. ил. 89, 90), и в употреблении дорогих тканей, цветных, прозрачных, со сказочной орнаментацией.
В 1910—1914 гг. носили много туалетов, в которых верхняя часть тела была едва прикрыта легкой тканью, а разрезы внизу
91. Юбка jupes-manches, период «узкой моды», 1914 г.
92. «Узкая мода» и спорт. Сатирический рисунок, 1911 г.
93. Платье lingerie, свободное, хрупкое, воздушное, с низко вшитыми рукавами. Артистка С. Любич-Сарновская, 1912 г.
94. Муслиновое платье lingerie с поясом «баядера». Артистка ШилинЖанка. 1912 г.
95. Декольтированное платье, пример «нагой моды», 1910—1914 гг.
обнажали ноги. Эти платья, выполненные из очень тонких тканей, выявляли строение тела и получили название «нагой моды» (см. ил. 95). Издавна считалось, что большая парижская мода вводилась кокотками; это утверждение никогда не было так верно, как в это время.
«Нагая мода» задела духовенство, и епископ из Лейбаха огласил пасторский лист, призывая женщин во имя давних обычаев христианской стыдливости сопротивляться этой моде [72]. Католическое объединение издало резолюцию, следствием которой был протест портных, не согласившихся шить прозрачные и декольтированные платья.
Протестовали также и в Америке.
Власти штата Иллинойс провозгласили в защиту «женской добродетели» ряд ригористических предписаний. Запретили носить юбки короче, чем на 15 см от земли. Запретили стягивать талии, так
как это подчеркивало женственность фи — 96_ рису110к> Изображаю — гуры. Употребление корсетов было раз — щий характерный силуэт решено только с предписания врача, периода «узкой моды». Были запрещены короткие рукава и де — ^ i гкий‘
кольте, а штраф в 25 долларов предна — и . л тер, г. значался для женщин, у которых «… в
промежутке между головой и поясом можно было слишком много увидеть». На сумму вдвое больше должны были штрафоваться женщины, которые в местах для купания показывались недостаточно прикрытыми [73].
В Польше, в Кракове, было провозглашено обращение: «Последние несколько лет все, у кого болит сердце за моральные устои общества, с горечью видят, как из года в год мода приобретает характер все более неподобающий. В прошлом году к этому прибавились танцы, поддержанные шумной рекламой п противоречащие, так же как эти костюмы, всем понятиям приличия. Трудно отделаться от впечатления, что в этом есть определенная система. Кажется, что враги веры и христианской морали, видя, как легко им поймать, расположить женщин, .. .предлагают свои идеи посредством моды. Наши женщины не только из-за злой воли, но и из-за бессмысленного поклонения моде или боязни быть вне моды наряжаются на посмешище— надевая платья неэстетичные, непрактичные и наконец нескромные. Просим всех женщин, как и все женские общества, быть солидарными с нами, принять участие в нашей акции» [74].
Многие епископства — бельгийские, итальянские, немецкие и множество французских — также проклинали «нагую моду» и новые танцы. Нет ничего удивительного, что такие выступления вредили развитию реформы одежды. В этих изменениях моды можно обвинить парижских портных, но они во главе с Вортом твердили на страницах «Excelsior», зто все удивительные явления в моде появляются не по их инициативе, а благодаря желаниям, выраженным их клиентами. Какой-то привлекший к себе внимание в «Derby» туалет не дает покоя женщинам, которые в конце концов заставляют портных создавать такие чудеса, которые едва выдерживает парижская мостовая. День «Grand Prix» был по традиции наиболее удобным для демонстрации туалетов, созданных женщинами, которые, желая быть оригинальными, придумывали каждый раз новые модели. Одежда артисток также находила отзвук в одежде многих женщин. Осенью все большие магазины Парижа устраивали двухнедельные выставки, называемые les dernieres creations (последние модели), которые знакомили с предложениями новых линий одежды. Это были дни, когда в Париж изо всех стран мира съезжались владельцы больших магазинов, закупали образцы новых моделей, продававшихся, очевидно, на вес золота. Такой сезонный оборот давал столице моды миллионные доходы [75].