Этот период принес женщине важные достижения в борьбе за равноправие и в связи с этим новые завоевания в области реформы одежды. Причиной тому была война, которая сыграла гораздо более значительную роль в деле борьбы за равноправие женщин, чем все предыдущие усилия эмансипанток. Оставшись одни, женщины были вынуждены нести всю ответственность за себя и семью; они заняли место мужчин в промышленности, в конторах, госпиталях и т. д., почувствовали уверенность в своих физических силах и интеллектуальной ценности. Начали вести мужской образ жизни, стали кондукторами в трамваях (ил. 129), экспедиторами, а некоторые шже попали в подсобные военные службы и надели соответствующие мундиры. Например, санитарки и работницы американской полевой почты ходили в спортивных рубашках из ткани цвета хаки и в фуражках.
С началом войны Дома мод были закрыты, и женщины сами более или менее умело направляли движение моды, освободившись от многих нелепых фантазий, которые навязывали им как каноны моды. Были отброшены ненужные украшения, а одежда конструировалась таким образом, чтобы обеспечить необходимые удобства в работе (ил. 130). Повседневная одежда в стиле реформ приобрела популярность и привилась столь прочно, что портные, вернувшись в 1917 г. к своей работе и желая вновь иметь доминирующую роль в утверждении моды, должны были принять эту одежду, а попытки нового введения кринолина или «узкой моды» потерпели поражение. В это же время исчезли трены, жесткие корсеты и избыточные украшения.
Через несколько лет после начала войны, несмотря на продолжавшуюся на фронте борьбу, жизнь в тылу пришла в норму; вновь стали даваться балы и рауты. Театры-ревю, принимая быстрее всех и смелее всех новые формы одежды, стали в авангарде моды. В ревю появились большие разногласия во взглядах на необходимость фантастического обрамления пластики, проектируемого самыми знаменитыми декораторами и портными, находившимися под влиянием русского балета и решавшими все па контрасте черного и насыщенных цветов. В 1921 г. Пуаре ря цжботал для ревю «Casino de Paris» сценографию и костюмы, оперируя в основном черным и желтым [80]. Этот факт привел к повальному прониканию черного цвета в туалеты женщин. В II фнже был учрежден специально бело-черный бал, который П1.1 вал бурные протесты портных. Как правило, образные
129. Производственная деятельность требовала удобной, упрощенной одежды. Женщина-кондуктор, 1915 г. |
130. Костюм с широкой юбкой и жакетом, подпоясанным выше линии талии. Очевидно влияние одежды женской военной вспомогательной службы, 1916 г.
костюмы актеров имели влияние на утверждение в жизни определенных форм одежды, однако попытка воскресить моду страусовых перьев, которыми были переполнены все костюмы ревю, не удалась. Зато привилась мода испанской шали благодаря аргентинской танцовщице Изабелле Руис, менявшей шали в каждом танце.
Армия, не только европейская, но и колониальная, также оказала большое влияние на моду. Она принесла атмосферу дальних стран и экзотику прекрасного туземного искусства. Появились узорчатые декоративные ткани из Марокко и Туниса, прекрасные шали, платки и другие экзотические предметы, очаровавшие Европу. Мода тотчас же впитала новые элементы кроя и декорировки китайских, арабских и индийских костюмов.
Может показаться парадоксальным тот факт, что наряду с появлением простых, практичных, рациональных одежд снова возросла любовь к обилию узоров, кружеву, аппликациям, вязанию, бусам и т. д. Это объяснялось деятельностью парижских портных, которые, не желая полностью утратить своего влияния, протестовали против простого кроя и начали вводить к платьям простых форм фантастические дополнения. Платья простого кроя и «.. .без украшений вызывали неудовольствие у дам. Они пытались влиять на художников, создающих модели, в целях введения отделок даже в чрезмерном количестве. Давно уже не видели платьев столь расшитых, вышитых жемчугом, мережками, отделанных собранными лентами, аппликациями из сукна, вышитых толстой проволокой и огромным количеством тонких тесемочек, которые образовывали сложные узоры по низу и на рукавах шерстяных платьев и даже покрывали целые плоскости. ..» — пишет корреспондентка «Bluszcz» в 1922 г. [81].
В журнале «Sniaf» читаем: «.. .ломаем себе голову над протестами в моде против дороговизны в Париже, доходящей до организованных манифестаций. Днем 19 июля 1920 г. в Париже утром в редакции журнала «Comedia» собралась группа сторонников простоты в моде, насчитывающая 350 человек. Женщины были одеты в платья в форме рубахи, сшитые из голубого полотна, мужчины в такие же блузы и брюки. Их прозвали salo — pettes [24]. Около полудня начинался выезд salopettes на автомобилях в Булонский лес, на Елисейские поля, потом следовал обед в Эрмитаже и далее манифестации до вечера. Целые толпы публики и репортеры наблюдали и фотографировали это веселое товарищество.
За общим поведением наблюдал ребенок двух лет, также одетый в полотняную рубашечку salopettes, и два одетых в голубое песика. Можно себе представить состояние элегантной прислуги в ресторанах при виде этой «полотняной» публики, в том числе Лео Стаатса, руководителя балета парижской оперы, который пускал над столами детские воздушные шары…» [82].
Изменения в моде происходили постепенно. Во время войны повсеместно носили костюмы. В формах жакетов было очевидным влияние мундира, а широкие юбки, в складку или расклешенные, открывали ботинки до голенища. В меру узкий рукав застегивался до манжеты, талия, несколько заниженная сначала, вернулась на свое место. Шляпы были средней величины.
В 1917 г. костюмы отошли на задний план, женщины вынули свои довоенные платья и на некоторое время вернулись к моде предвоенных лет. Возникли попытки удлинить платья п даже спеленать ноги, но это не привилось. Юбки, ставшие более узкими и длинными, округлились на бедрах и обузились кинзу. Силуэт напоминал веретено. Талия была обозначена высоко. В платьях и пальто делали много сборок. В 1918 г. платья укоротились снова и расширились благодаря оборкам, которые нашивали поперек юбок. Расширение обеспечивалось и мягкими свободными поясами и сборчатыми басками, а также туниками, которые были короче и шире юбок (ил. 131).
Однако стремление к упрощению кроя не могло быть остановлено, и в результате платье получило форму рубахи. Это
131. Платья свободного характера, обвислость и обилие сборок маскируют талию, 1921 г.
132. Вечерняя пелерина и платье силуэта «бочонок», 1920—1922 гг.
было так называемое robe de chemise, с длинными или короткими рукавами. Платье становилось все короче и, наконец, в 1920 г. дошло до середины икры (см. «Bluszcz»).
В 1920—1922 гг. широкий бочкообразный силуэт образовывался благодаря сборкам и широкой пелерине (ил. 132). Это был период наибольшей округлости формы. Линия талии опустилась, минуя естественное место, и остановилась на верхней линии бедер. Исчезли баски и туники, уступив место фантазийным юбкам с неровными краями, расшитыми декоративными фрагментами в виде фартучков, платочков и т. п. из мягких и прозрачных тканей. В конце этого периода (1923 г.) силуэт стал обуживаться, сборки на юбке исчезли, а низко размещенная талия и легкая присобранность блузки, перехваченной поясом, явились переходом к следующему периоду — моде а 1а gar^nne.
Характерными для этих лет были изменения в обозначении линии талии, в чем проявлялось стремление женщин к удобству, а парижских Домов мод — к возрождению господствующего положения в послевоенной моде посредством частых изменений и попытке угодить желаниям женщин.
Военная мода ввела пояс на естественном месте талии, но ширина пояса указывала на тенденцию к ее повышению. В 1919—1921 гг. талию обозначали под грудью, но силуэт при
этом также изменил свои очертания и вместо треугольного стал овальным — сужение талии оказалось невыгодным. Линия талии формально обозначалась поперечной линией пояса, но он был абсолютно свободным, т.. е. не только не сужал в этом месте силуэт, но и, наоборот, расширял. Наибольшее расширение одежды между линиями груди и талии было характерно для 1921 г. В это время на уровне груди пришивали складчатые или расклешенные баски. Длина их доходила до пояса или бедер. В характерном расширении одежды на поясе выражалась идея силуэта «бочонок». Линия талии опустилась и обозначилась на месте предыдущей линии баски, а пояс свободно облегал бедра ниже талии. После 1923 г. пояс опустился еще ниже на бедра и стал немного плотнее прилегать к телу.
Описывая моду 1915—1923 гг., можно смело сказать, что она была продолжением поисков новых средств выражения, необходимых при столь быстро сменяющих друг друга формах. Главной чертой моды этих лет была своего рода свобода («об — вислость») и фантазийность. Свободно висели на плечах блузки навыпуск, их баски и широкие пояса не облегали стан. Висели короткие и широкие рукава, иногда фантастических очертаний, удлиненные спереди, напоминающие готические. Свисали оборчатые юбки и прикрепленные к ним фартучки, шлейфы, шали, платки и т. п. Просторность в одежде, которая в 1922 г. дошла до высшей точки, маскировала естественное очертание фигуры. Женщина того времени «вешала на себя» платье. Этот эффект усиливался применением мягких тканей, чьи пластические свойства обусловливали создание мягких, расплывчатых форм. Все это было комплексным сопротивлением жестким и рафинированным формам одежды начала XX в.