1930—1940 ГОДЫ

…Нынешняямода на мальчишескую фигуру продлится еще не меньше года. Потом — помяните мое слово — юбки станут длиннее, и снова начнут увлекаться пышными формами…

Д. Голсуорси. «Конец главы»

а протяжении этих десяти лет, помимо моды, зафиксированной журнала­ми, существовали своеобразные виды и детали одежды. В данный период излишний интерес к одежде в рабочей среде и у студенчества восприни-

мался как буржуазный пережиток. Поэтому не мода являет­ся подспорьем художника в изображении характеров, а де­тали, возникавшие в дополнение к моде.

Рис. 227

Молодежь не ходила в шляпах. Девушки носили платоч­ки и береты вплоть до 1935 года, зимой — вязаные шапочки с помпонами и вязаные береты. В 30-х годах особенно мод­ны были вязаные береты из синели, бумажных ниток, из шелка, из шелка с серебряной и золотой ниткой (мишуры). Последние были следствием проявления некоторого интере­са к моде. Юноши же носили кепки и кожаные шлемы, что было предметом зависти мальчишек. В 30-х годах появилась мода на «капитанки» — шапки с большим лакированным козырьком. Поначалу они были принадлежностью безобид­ных франтов, а затем стали униформой хулиганов. Именно по этой причине производство этих фуражек было прекра­щено. Но еще долго после этого юнцы старались самодель­ным способом мастерить полюбившиеся козырьки. Девуш­ки и юноши одевались в пиджачки. Все это зафиксировано только в нашей памяти и любительских фотографиях.

«Хорошо» одетый подросток — девочка-девушка — вы­глядела примерно так: на коротко постриженных волосах темный берет, сдвинутый на одно ухо. Беленькая ситцевая блузка заправлена в сатиновую черную или синюю юбку — клеш (до щиколотки). Черный пиджак, коротенький с боль­шими отворотами. На ногах белые носки и тапочки (рис. 227). В таком виде ходили на танцы, в театр, в парк, просто на гу­лянье. С 1931 года мода официальная, мода журналов, ате­лье, мода кинозвезд и театра сделала резкий скачок. «Жен­щина-дощечка» превратилась в «женщину-линию». На смену прямому силуэту приходит линия, задерживающаяся на груди, талии и бедрах. Длина юбок опускается до щико­лотки в 1931 году и только в 1939-м подымается до колена. Маленькие шапочки на коротко подстриженных волосах помогали ощущению «бесконечной» длины женской фигу­ры. Изменилась внешность (рис. 228).

Основными проводниками моды (как и теперь) были звезды экрана. Звезды 20-х годов Мэри Пикфорд и Лиа де Путти на мировом экране, С. Малиновская и С. Магарилл в советском кинематографе, создавшие определенный «куколь­ный» типаж, уступили место Грете Гарбо, Марлен Дитрих.

30-е и 40-е годы знаменуются господством их грима и типажа. Большой рот, широ­кие скулы, длинный разрез глаз с наклеенными ресницами, тонкая нить бровей, ос­лепительно белые волосы. В 30-х годах на нашем экране появилась Любовь Орлова, внешность которой сыграла роль определенного эстетического эталона. Но в дово­енный период в нашем одеянии была доля известного однообразия, мода не пред­ставляла богатства выбора, ее основные нормативы были единообразными и отлича­лись только свойством украшения, разницей фактурного и цветового решения.

Характер индивидуальности проявлялся в игнорировании моды, в невозможнос­ти ею пользоваться, в приверженности к прошлому. Конечно, как в жизни, так и в спектакле есть персонажи, которые обязательно подражают самому модному, самому экстравагантному. Это не только ставший уже нарицательным образ Эллочки-людо — едки. Это могут быть и гораздо более сложные характеры, для обрисовки которых нужны самые острые, самые яркие и точные краски.

И опять приходится прибегнуть к памяти. В 1935—1937 годах появился модный фасон юбки, который носили поголовно все девушки, женщины всех возрастов, ин­тересующиеся модой: юбка из одного полотнища, застегивающаяся на левом боку сверху донизу на большие пуговицы.

Высокие, длинные и тонкие фигуры в спортивных английских костюмах были идеалом женской моды 1938—1940 годов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.