Природа человека делает то, что у него могут быть эстетические вкусы и понятия. Окружающие его условия определяют собой переход этой возможности в действительность: ими объясняется то, что данный общественный человек (т. е. данное общество, данный народ, данный класс) имеет именно эти эстетические вкусы и понятия, и не другие…
Г. В. Плеханов
ДВАДЦАТЫЙ ВЕК — это век становления принципиально новых основ общественно-политической жизни, век становления новых идеалов не только духовных, но и внешних. В истории материальной культуры, в истории костюма этот период в своих основных принципиальных положениях остается неизменным и до сих пор может иметь значение единого стиля. Его основы уже достаточно ясно были сформулированы к 1915 году и развиты в 30-х годах, в период так называемого стиля конструктивизма. Эти принципы можно изложить в нескольких программных пунктах, которые являются коррективами быстро сменяющейся моды и держат ее в определенных нормах:
а) Революционное уничтожение социальных ограничений в моде и ее демократизация.
б) Революционная смена форм, особенно в женском костюме. Исчезновение искусственности, нагромождения, статуса длины ткани.
в) Целесообразность в большей или меньшей степени становится главным цензором моды.
г) Возникновение принципиально новых видов одежды, продиктованное появлением новых условий жизнедеятельности
людей — прогресса техники, транспорта, спорта; изменением быта и режима времени; появлением новых профессий; изменившимся положением женщины и ее взаимоотношениями с мужчиной и обществом.
д) Господство массового производства в промышленности. Господство массовой формы потребления моды.
Таковы пять основных принципов, направивших моду XX века по новому руслу. Понимая это, нам легче будет разобраться в противоречии кажущегося однообразия костюмов и ежегодной смены мод в XX веке.