ПОЯВЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ

Археологические раскопки дают возможность судить о том, что одежда появилась 40—25 тыс. лет назад, т. е. на самых ранних этапах развития человеческого общества.

Гораздо позже появилась обувь, так как она была менее распространенной, нежели другие элементы костюма. ;

Мы привыкли к одежде настолько, что кажется, будто она существовала во все времена. Тем более, что часто ме­няющийся ее облик не дает возможности одежде устаревать.

История одежды интересна и поучительна, хотя сама одежда часто не отличается безупречностью. Одежда по­могает нам разобраться в обычаях и нравах людей разных эпох, дает представление о культуре, о духовной жизни разных народов и эпох. К истории одежды относится ис­тория возникновения, как одного из самых древних видов ремесла, портновского искусства.

Одежда стала жизненной необходимостью, поэтому она не могла не возникнуть. Теперь-то понятно, что одежда появилась не сразу. Менялись климатические условия, расселялись поселения людей. В северной полосе — хо­лодно, в южной — значительно теплее. Частые сюрпризы приносила природа: град, снег, дождь. Защита от холода для человека стала первой необходимостью.

Все имеющиеся в обиходе средства первобытный чело­век использовал, спасаясь от холода. Шкуры животных, древесная кора, листья — спасали человека от холода. Эти изделия сослужили человеку хорошую службу в борьбе за ‘существование. Именно создание одежды и явилось ре­зультатом борьбы за жизнь.

Таким образом, можно сказать, что одежда — одно из составляющих средств защиты юла человека от капризов природы.

Одежда сочетает в себе целесообразность и красоту. С од­ной стороны, одежда выполняет практическую функцию, за­щищая человека от ветра и дождя, жары и холода; с другой — одежда несет эстетическую функцию, украшая человека.

Еще в глубокой древности, спасаясь от непогоды и укусов насекомых, человек облеплял себя глиной, гря-

зыо и даже жиром. Позже, пытаясь решить эту же про­блему, использует растительные краски: охру, известь, сажу, индиго.

С целью украшения тело раскрашивалось различными красками и способами. Непрактичная окраска в дальней­шем заменяется татуировкой. Как символические и защит­ные элементы в костюме использовались зубы, кости, пе­рья убитых животных. Прокалывая отверстия в ушах, носу, щеках, губах, человек создаст искусственные точки креп­ления для своих символов и оберегов. Обереги и символы уже являются украшениями.

Окраска, татуировка тела — предшественники одежды, в дальнейшем выполняют эстетическую функцию. При появлении одежды из волокнистых материалов узоры ок­раски и татуировки продолжают оставаться в костюме.

Впоследствии эти узоры были перенесены на ткань, например.’ клетчатый узор татуировки древних кельтов так и остался’национальным узором шотландской одежды.

Появляется новое значение украшений в историческом костюме — сословное. Итак, уже известно три значения украшений: символическое, эстетическое, сословное.

Усложнились и разнообразились их формы:

1) съемные, временно укрепляющиеся нателе: серьги, браслеты, перстни, обручи;

2) неподвижные, укрепленные на ткани: печатный ри­сунок, вышивки.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.