Нижняя одежда. Состояла из рубахи-юбки и апакса — ридов.
Рубаха — узкая, закрытая, длиной до колеи (похожая на тунику) с длинными узкими рукавами. Эта рубаха-юбка была выполнена из цветной ткани с пестрой отделкой.
Верхняя одежда. Кафтан более просторный с расширяющимися книзу рукавами (рис.4). Подпоясанный на вавилонский манер кафтан-рубаха был заимствован персами у покоренных мидийцев. Эта одежда считалась привилегией только царя и его приближенных. Кафтан богато отделывался каймой или бахромой по низу рукавов, по горловине, по низу изделия и в других местах. Из подрезов ткани в боковых частях рубашки делали складки в нижней части рукава. Длинное царское одеяние слева было подобрано (задрапировано) и уложено ниспадающими складками. Круг — основа кроя кафтана. Ткань, вырезанная по кругу, складывалась пополам и разрезалась по прямой (углом) в боковой части до талии, не доходя до горловины. Подрезанный кусок закладывали в складки. Кафтан был стянут широким декоративным поясом.
В холодное время года в нижней одежде использовали две рубахи и тройные анаксариды.
Нижияя рубаха-юбка затягивалась поясом в ткани, а ино1да и лвумя поясами. И эта рубаха была народной одеждой древних персов.
Цвет. Верхняя одежда у персов выполнялась из тканей пурпурного цвета с белой полосой различных оттенков, от темного до бледно-голубого и желтого.
Анаксариды у царя были красными.
Ткани. В результате военных походов появляются привозные чужеземные ткани; началась обработка шерсти. Для костюма использовали льняные, шерстяные и шелковые ткани. Царь и царица шили одежды из блестящих шелковых тканей с богатым узором в виде розеток — символа солнца. Иногда царь накидывал на себя покрывало, которое было расшито золотом.
Головной убор. Митра*, тиара, венец, повязка — носились самостоятельно, или же митра прикреплялась повязкой, а венец надевался на митру. Царская шапка по краю обильно украшалась зубцами.
Прическа. Длинная борода была привилегией только царя. Все остальные не имели права носить длинную бороду, у них была стриженая окладистая борода. Персы носили прическу с тугими локонами.
Косметика. Косметику в Персию поставляла главным образом Аравия. Искусство обращения с косметикой и благовониями достигает высокого уровня. Существовали различные средства ухода за волосами. Ни один знатный перс не обходился без номад, мазей, масел и благовоний, даже в походе.
Царь пользовался косметическими средствами, приготовленными специально для него. Ингредиентами для изготовления косметических средств были: шафран, пальмовое вино, львиный жир и всевозможные ароматические масла.
‘Митра — головной убор, напоминающий расширенный сверху цилиндр; тиара — головной убор царицы.
Часть 1. Искусство и костюм древнего мнра —О
Украшения. Одежды знати были украшены богатым узором, искусной отделкой, драгоценностями. Царскиеанак — сариды расшивалисьдрагоценностями. Царская шайка но краю обильно украшалась зубцами. Митра украшалась драгоценными камнями и золотом.
Дополнения. Символы царской власти: митра, посох (наподобие ассирийского жезла). В одной руке у царя жезл, в другой — букет цветов. К дополнениям относят опахало, зонтик.
Обувь. Царь носил башмаки на толстой подошве.
О женской одежде у нас очень скудные представления, за неимением практически никаких сведений. В Персии, по существующим предположениям, запрещалось воспроизводить облик женщины. Не имея документальных свидетельств, мы можем восстановить персидскую женскую одежду очень условно, да и то но аналогии с мужской.
Нижняя одежда. Женщины носили широкую и длинную тунику с длинными рукавами, которая собиралась в складки.
Верхняя одежда. Верхней одеждой женщинам служил мягкий гиматий. Вышитое золотом покрывало тоже являлось верхней женской одеждой.
Цвета. Нижняя одежда по ивету была пестрой.
Ткани. Ткани были особенно тонкими и мягкими, с искусной отделкой.
Головной убор. Головной убор был типично персидской формы, наподобие шапки. Царица, как и царь, носила на голове тиару.
Обувь. Женщины носили богато вышитую обувь.