ГОТИЧЕСКАЯ АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ МОДА. БУРГУНДСКАЯ МОДА

Бургундский двор — один из богатейших в Европе. Моды бургундского двора — эталон красоты и изящества. Моды периода XIV — XV вв. носят название придворных бургундских мод.

«Карнавалом мод» называют этот период в истории ко­стюма, учитывая частую смену костюмов при французском дворе.

Вычурность, удлиненность силуэта, изысканность ли­ний — характерные черты бургундских мод.

В период позднего средневековья существовало классо­вое различие в одежде. Понятно, что многообразие форм, пестрота тканей, экстравагантность, отделка костюма зуб­цами и бубенцами — привилегия богатого бюргерства и феодалов.

Опять же, это вызывает нескрываемое возмущение и является предметом насмешек для блюстителей нравов (духовенства), считающих такую одежду величайшим грехом.

В то же время в костюмах простых людей со времен раннего средневековья строгий облик сохраняется без из­менений.

Герцогство Бургундия в политическом и культурном отношении превосходило ослабленную войной Францию. Это герцогство развило формы, созданные французами, до совершенства. Костюм этого периода создавался в кругу феодалов и подчеркивал пренебрежение к труду. Бургунд­ская мода была образцом для подражания и вызывала вос­хищение всей Европы. Число одновременно надеваемых одежд увеличивается.

4. МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Нижняя одежда.

• Камиза была по-прежнему нижней одеждой.

• В моде короткий пурпуан, как и прежде, к нему при­вязывали чулки-штаны. Пурпуан мог служить и верхней одеждой. Если же нога не отличалась стройностью, то ее форму подправляли проложенной и пришитой к чулкам изнутри подкладкой из пакли.

• Новинкой того времени был жакет — короткая рас­пашная одежда со стоячим воротником, туго стянутой та­лией и расходящейся пышной складчатой юбкой к бедрам (жакет в талии неотрезной до середины XV в.) и с рукава- ми-жиго. Жито имели вид пышного высоко поднятого и присборенного вверху у плеча буфа, что являлось харак­терным признаком бургундской моды, и сужались к кис­ти рук.

• На смену сюрко приходит длинный (полы иногда волочились по земле) упелянд — распашная с застежкой до талии или накладная одежда, иногда опоясывающаяся. Ру­кава упелянда, расширенные книзу до 3 м, сужались у плеча. Упелянд был с шалевидным воротником (в зимнее время

оторачивался мехом). Понизу ширина упелянда достигала 7 м. Иногда он укорачивался до середины икры.

Еще одна разновидность длинных одежд — роб. Роб — накладная одежда с небольшим надрезом сзади или спере­ди у ворота. Роб опоясывался по талии, имел стоячий во­ротник и рукава жиго. Впервые появляется пришитый на спине под воротником шлейф. Роб являлся особо модной одеждой.

Верхняя одежда. Верхнюю одежду представляли разно­образные плащи. Плащи, ширина низа которых достига­ла 4 метров, с круглым меховым воротником-оплечьем, носила знать.

Короткие плащи с прорезями для рук и капюшоном — одежда щеголей.

Цвета. Наряду с яркими цветами в одежде появляют­ся приглушенные и темные цвета, например рыжевато­бурый.

Ткани. Все предметы шили из дорогих тканей — шелка, бархата, шерсти, парчи. Камиза шилась из тонкого полотна.

Головной убор. Самым распространенным головным убором был капюшон с оплечьем, украшенный зубцами и бубенчиками. Капюшон часто был пришит к плащу. Знать по-прежнему носила чепец, а сверху на чепец надевался фетровый или суконный колпак с полями или без них, по форме напоминающий усеченный конус.

Прическа. В моде самые разные виды причесок: и локо­ны, ниспадающие до плеч, и короткие волосы.

Украшения. Мужчины носили фибулы, богато украшен­ные пояса, перстни, запястья.

Дополнения. На поясе крепили парчовый или кожаный кошель, украшенный изящными узорами, металлической обкладкой, шитьем, к поясу на цепочке подвешивался кинжал. На ремне через плечо подвешивался бараний рог. Дополнением к костюму были трость, перчатки. Перчаг-

Часть III. Искусство и костюм средних веков — О

ки на обе руки надевали только во время охоты. Перчатки снимали и прятали за пояс при входе в церковь и во вре­мя танцев. А обычно на руку надевали одну левую перчат­ку, а правую держали в руках.

Обувь. Сначала моду на удлиненные острые носки вводят рыцари, подчеркивая тем самым свою непричастность к тру­ду. Такая обувь носила название пулены. Носок обуви доходил до 50 см, а иногда до полутораметровой длины. Пустой но­сок забивали паклей, чаще при ходьбе носок подвязывали к подъему ноги. Во время охоты или верховой езды надевали высокие мягкие кожаные сапоги. Башмаки иногда были раз­резными вдоль подъема. Обувь была с отворотами, на завяз­ках, шнурках, пуговицах, самых разных расцветок, богато украшенная. Но чаще встречалась обувь голубого и красно­го цвета. Церковь, преследуя длинные носы туфель, застав­ляла отсекать их до установленного размера. Чем выше по­ложение владельца, тем длиннее носок.

5. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Впечатление удлиненного силуэта достигалось узкими плечами, завышенной талией платья, длинной неширокой юбкой, высоким головным убором. Весь силуэт приобре­тал S-образное положение (рис. 30).

Эстетический идеал. Женщина должна быть хрупкой с узкими покатыми плечами, но главное — с высоким лбом.

Нижняя одежда. Нижняя одежда состояла из двух платьев.

• Первое — нижнее — тупика.

• Второе — верхнее —котта.

Нижняя одежда становится еще уже. По бокам, спере­ди лифа, по узким рукавам выполнялись разрезы, которые стягивались, застегиваясь па пуговицы, или шнуровкой.

• Поверх нижней одежды надевалось верхнее платье — роб — с завышенной отрезной талией, подпоясанный

Рис. 30. Женский костюм позднего средневековья

ГОТИЧЕСКАЯ АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ МОДА. БУРГУНДСКАЯ МОДА

под грудью, спереди с не­много укороченной неши­рокой юбкой, а сзади — со шлейфом. Длина шлейфа зависела от социального положения и очень строго регламентировалась зако­ном. Например, шлейф ко­ролевы мог быть длиной в одиннадцать локтей; прин­цессы, герцогини — длиной не более восьми локтей и т. п. Чем выше положение в обществе, тем более длинным мог быть шлейф. Церковь называла их «чер­товыми хвостами» и вела постоянную борьбу с ними. За нарушение установлен­ного регламента наказание было суровым — отлучение от церкви. В Италии был установлен мерный камень, стражник отсекал мечом из­лишки шлейфа. Платье име­ло глубокое декольте тре­угольной формы сзади и спереди. Декольте закрыва­лось вставками из другой ткани. Очень часто низ пла­тья и вырез декольте обрам­лялся собольим, горностае­вым, куньим мехом. Ткани для платья расшивали узо-

Q

рами, дворянское платье украшали своими фамильными гербами. Рукава закрывали кисть. Платье роб в переводе с французского — длинное со шлейфом.

Эпоха средневековья — эпоха эпидемий, чумы и холе­ры. От многочисленных войн и болезней умирает более 80% населения. В моде беременная женщина. Женщины на живот поверх платья накладывают босы — небольшие простеганные подушки. Они имеют еще одно значение — платье в талии приподнято и одним изящным движением руки удобнее подобрать низ платья, нежели подбирать его со всех сторон.

• Сверху надевали сюрко, которое становится корот­ким, типа душегреи, заканчивающимся на бедрах. Сюрко выполнялось с большими проймами, через которые про­сматривалась вся фигура. Церковь называла эти проймы не иначе, как адские окна. У сюрко спинка могла быть уд­линенной, т. е. со шлейфом.

Верхняя одежда. В моде плащ, застегивающийся впере — — ди па пуговицы.

Цвета. В моде темные приглушенные цвета.

Зеленый — цвет надежды. Невесты надевали зеленые платья.

Ткани. В костюме использовались такие ткани, как шелк, парча, гафга, бархат, эластичное сукно, шарлах. Использовалась ткань на льняной основе — из Герма­нии. Из Турции, Востока, Монголии и Испании приво­зили новые фасоны для подпитки воображения местных модельеров и диковинные ткани.

Головной убор.

• В моде головной убор эннен — высокий (выходя из помещения, женщина вынуждена была приседать), кону­сообразный. Опять же, его высота регламентировалась за­коном.

• Самый эффектный головной убор «бабочка» — со­оружение в виде проволочило каркаса, по форме крыль­ев бабочки, сверху на нем крепилась вуаль.

• Валики — на волосы надевали изогнутый валик и покрывали изящной сеткой.

• «Коробочки» — на голову надевали венец с коробоч­ками, которые располагались как раз над ушами. Завитки волос с висков собирались в эти коробочки.

• «Рога» — па голову надевался головной убор в виде рогов — головной убор отличался изысканной сложно­стью. Сверху на головной убор набрасывалась вуаль.

• По-прежнему носили горж.

Прическа. Красота прически утрачивает свое значение. Чтобы удлинить шею, женщины бреют волосы на затылке на два пальца. Мода обязывала иметь высокий лоб. С этой целью бреют волосы надо лбом на два пальца и вы­щипывают брови. Женщины, под влиянием церковных догм, вынуждены под головным убором прятать волосы. Банщики были парикмахерами — их называли цирюль­никами. Они брили, стригли, могли поставить пиявки и вырвать зуб. Головных уборов в то время было много, по­этому причесок того времени практически история не знает.

Украшения. Изящество и изысканность той эпохи под­черкивали: массивные цепи на груди; до 20 колец на паль­цах; в руке женщина всегда держала носовой платок для об­махивания с уголком — изображением золотого сердечка; ожерелье на шее из крошечных эмалевых слезок и золотых сердечек; декоративные пояса; различные ожерелья; изящ­ные пряжки; бубенчики; к поясу крепили декоративно ук­рашенное зеркало, амулет из воска; зубочистка — позоло­ченный коготь сокола; колокольчики; меховые оторочки; дорогие узорчатые материи, затканные золотом и серебром, тончайшим фламандским кружевом, вошедшие в моду.

Часть III. Искусство и костюм средних веков — О

Обувь. Обувь была сходна по виду с мужской, но таких утрированных носков не имела.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.