На протяжении полутора тысяч лет исторически развивался японский национальный костюм.
Японский костюм, как мужской, так и женский, с эстетической точки зрения представляет противоречивое явление:
• во-первых — дворянство беспокоилось о малейших деталях своего костюма. Часто в ущерб комфорту он был призван производить впечатление декором, цветом, орнаментом, силуэтом (не повторяющим формы тела); таким образом, костюм не повторяет формы человека;
• во-вторых — одежда крестьян была сделана в соотношении с пропорциями тела. Они предпочитали одежду практичную, недорогую, прочную.
Одежда — знак богатства и положения в обществе. Одежда простого народа — стержень, вокруг которого развивалась бытовая культура японцев.
Классической простотой отличается покрой японского платья. Покрой платья почти одинаков у мужчин и женщин.
МУЖСКОЙ костюм
Нижняя одежда. В качестве нательного белья мужчины надевали нижнюю рубашку — косодэ. Она была прямого цельнокроеного покроя с короткими довольно широкими рукавами. Но, вообще, носить рубаху в Японии не принято. Это ранний вид одежды, надеваемый самостоятельно.
Хакама — поясная одежда, представляющая собой мешковатые штаны, широкие, подлине закрывающие только часть икры. Хакама — одежда состоятельных людей.
Простые люди (работающие) носят хакама-юбку, сравнительно широкую, длиной до щиколотки. К двум отдельным поясам с длинными завязками пришиты передняя и задняя части юбки. По бокам переднего полотнища симметрично расположены по три односторонних, постепенно расширяющихся книзу складки. Встречная складка заложена по центру заднего полотнища.
Верхняя одежда. Последовательность надевания отдельных частей верхней одежды такова:
1. Начиная с XVI в. косодэ, немного измененной формы, используется как верхняя одежда. Косодэ — широкий халат прямого покроя с узкими рукавами и небольшим воротником. Косодэ, предшествующую современному кимоно, носили мужчины и женщины всех сословий.
2. Национальная одежда японцев — кимоно. Кимоно очень дорого стоило. Оно тщательно подбиралось согласно времени года и ситуации. Слово кимоно означает «вещь для носки» и представляет собой свободную накидку, подвязанную широким поясом. К кимоно относилось все — от короткого халата до изысканного туалета. Кимоно в зависимости от сезона различают: летние, без подкладки; для осени и весны — на подкладке; зимние — утепленные ватой. В холодное время года надевали одновременно несколько утепленных кимоно. Простые люди носили практичную одежду, число слоев которой зависело от времени года. Богатые люди предпочитали модные многослойные туалеты как отражение своего положения в обществе.
3. Традиционной одеждой народа была куртка хаори, надеваемая поверх кимоно. Хаори — распашная одежда без запаха, со свободно спадающими полами и широкими рукавами, вшитыми в прямые проймы.
4. Так как полы хаори не сходятся, куртка скрепляется на груди бантом.
5. Пояс оби держит кимоно. Мужские оби более узкие, нежели женские. Оби является самой дорогой частью костюма.
Цвета. Сдержанность и тонкий вкус чувствуется в подборе цветов для костюма. Мужские одежды одноцветны и строги. Штаны были яркими.
Ткани. В одежде использовались шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные ткани.
Головной убор. Шляпы — каммури — изготавливались из шелковой ткани, покрытой для жесткости лаком. Каммури отражали положение владельца. Знать надевала светло — или темно-фиолетовые каммури, менее знатные особы — черные.
Прическа. Прически были одним из показателей благосостояния. Знать связывала свои волосы на макушке в узел, простой народ коротко стриг свои волосы. Аристократы до недавнего времени отращивали бороды и усы. Самураи лицо гладко брили. Монахи брили головы и на лице выщипывали волосы.
Косметика. Грим — одно из внешних проявлений важности человека. Очень красивым считалось белое лицо, поэтому знатные мужчины, наравне с женщинами, выбеливали лица, тем самым подчеркивая разницу в сравнении с обветренными, загорелыми лицами простых людей. Мешочек из хлопка, который увлажнялся благоуханной водой, наполняли рисовой мукой и этим приспособлением пудрили лица. Свинцовые белила использовали в тех же целях. Свинец, как мы знаем, очень токсичен, немудрено, что от такой косметики многие люди заболевали и умирали. Брови сбривались и жирно выводились две черты черной тушыо. Губы ярко красили красной помадой.
Украшения. Кимоно украшали фамильными гербами, разнообразной орнаментацией, отражающей ранг человека, назначение костюма, сезонность и даже настроение.
Хаори обычно были темных цветов, часто полосатые, но празднично-церемониальные — из черного шелка с гербами белого цвета.
Дополнения. К поясу крепились нэцкэ.
Обувь. Простые люди носили соломенные сандалии.
В непогоду (дождь) надевали гэта — японскую национальную обувь. Гэта — обувь на деревянной подошве в виде скамеечки. Гэта состоятельных людей — лакированные, для удобства утеплялись изнутри.
На ноги надевали хлопковые носки таби, где большой палец ноги был отделен от остальных.
Нижняя одежда. Первоначально нижняя одежда состояла из исподней рубашки-хакама и надеваемых сверху нескольких накидок с очень широкими и длинными рукавами. Причем чем многослойное был туалет, тем выше положение владельца. Количество слоев костюма постепенно дошло до 12. В XII в. это число было снижено до 5.
Последовательность надевания отдельных частей костюма такова:
1. Бедра обматывали белой тканью.
2. Поверх надевали дзюбан — плотно облегающий халат.
Верхняя одежда.
3. Поверх дзюбана надевали ситари — шерстяной халат.
4. Сверху надевали кимоно.
5. Поверх кимоно надевали куртку хаори.
6. На груди хаори крепится бантом.
Женские одежды более дтинные, нежели мужские: они спадали до пола.
7. Пояс-оби, завязывающийся на спине бантом в огромной бабочке. Количество поясов, надеваемых на талию, доходило до семи. Множество мелких необходимых предметов прячут в складки пояса, если в оби не помещается все желаемое, кладут в складки и рукава.
Цвета. В росписи тканей кимоно воплощаются мотивы времен года — цветущая вишня, ветви сосны, бамбука, багряные листья клена и т. п.
Халат дзюбан был светлым.
Ткани. Множество нижних платьев, надеваемых одновременно, были шелковыми. В костюме присутствовали ткани: шелк, хлопок, шерсть.
Головной убор. В Японии головные уборы применялись очень редко. Женщины во время прогулок или работы носили соломенные плоские и широкополые шляпы, в холодное время года — платки или накидки типа капюшона.
Прическа. У женщин считались красивыми густые, длинные и черные волосы. Первоначально женщины носили волосы распущенными. Позже стали сооружать на голове высокие пучки. Прически знатных дам были сложны и изысканны. Для сохранения прически во время сна под голову подкладывали специальные подбитые волосом или деревянные подставки. Если волосы не были идеальными, дама вынуждена была носить парик.
Косметика. Женщины пользовались той же косметикой, что и мужчины. Лица их были практически одинаковы. Лицо пудрили, естественные брови считались вульгарными, их выщипывали. Высоко па лбу рисовали две прямые черные черты. Чтобы их рот казался меньше, они наносили красную точку мастикой из растертых цветочных бутонов на середину губ. Среди высших сословий было распространено чернение зубов. По истечении веков этот обычай распространился и на другие классы, хотя зубы и гак с возрастом чернели от кариеса, так как в пище японцев содержится мало калия: сыр, молоко. Замужние женщины покрывали черным лаком зубы, это считалось признаком зрелости.
Украшения. Для украшения причесок использовали декоративные гребни и шпильки из слоновой кости, кораллов,
рога, панциря черепах, бамбука или металла. Они часто расписывались яркими красками.
Дополнения. К поясу, в виде пуговицы или палочки, крепили нэцкэ. В XVII в. нэцкэ приобретают характер миниатюрной скульптуры.
Широко использовались зонты для дождливой и жаркой погоды.
Знатные дамы пользовались расписными веерами, где размещались не только изящные картинки, но и стихи, выведенные серебряными или золотыми иероглифами. У японцев даже сложился своеобразный «язык веера».
Обувь. Женщины носили вместо чулок короткие хлопчатобумажные шелковые носки с подошвой из толстой шерстяной ткани. В них они ходили дома, в храм, в театр.
Готэ были различными: и на подошве в виде скамеечки, и на высокой платформе (цв. ил. 5).