К этому времени абсолютизм достигает наивысшего расцвета, приобретая деспотичный характер. Неограниченная власть во Франции принадлежит королю. Эпоха
короля Людовика XIV — это эпоха сложных церемоний, праздников, роскоши и строгого этикета.
Франция приобрела большое политическое влияние на другие страны Европы. Французский язык становится международным. Франция экспортирует не только модные фасоны, но и предметы художественного ремесла, а также шелковые чулки, кружева, перчатки, бижутерию.
В искусстве складывается стиль «барокко». Барокко — чрезвычайно парадный, декоративный, чопорный.
Здания барокко — живописны и скульптурны: стены украшаются рельефами, фонтаны завершаются статуями, проемы-ниши заполняются скульптурами.
В интерьерах преобладают яркие, мажорные цвета, сложная инкрустация из золота, расписные потолки, своды, зеркальные стены, хрустальные люстры, множество лепных украшений.
Богато декорированной была и мебель, в основном выполняемая из черного дерева с инкрустацией золотом, перламутром, а иногда пластинами черепахового панциря.
В 1680 г. строят Версаль. При дворце был разбит парк. В планировке парка соблюдается строгая симметрия в расположении доро;.-‘Лк, площадок, зеркальных бассейнов. Деревья и кустарники, обрамляющие аллеи, выстригались в виде геометрических фигур (шарами и пирамидами). В глубине кустарников располагались белые мраморные статуи, изображающие героев и античных богов. Иногда в глубине кустарников помещали скамейки для отдыха. Многие зажиточные люди, следуя примеру, создавали сады возле своих особняков.
Костюм эпохи барокко всецело подчинен этикету двора. Костюм пышный, чопорный, с огромным количеством украшений. Согласно новым этическим представлениям, человеческая красота отступает на задний план за пышный, экстравагантный, чопорный, богатый и красочный костюм.
Характерные черты костюма эпохи Возрождения:
• многослойность;
• вычурность;
• нефункциональность.
Костюм — произведение искусства. Он отражает определенный этап в развитии культуры человечества.
Итак, человек в обществе подчиняется этикету, а костюм, в свою очередь, — стилю эпохи.
Этот период отмечен правлением малолетнего Людовика XIV. Регентшей при нем была королева-мать Анна Австрийская. Это способствовало подражанию: в одежде мужчин господствует полудетский облик (длинные волосы, короткие курточки и т. д.).
Эстетический идеал. Идеал мужской красоты — «король-солнце» Людовик XIV. Он искусный танцор, наездник, охотник и стрелок. Его внешность тоже является образцом для подражания — правильные черты лица, пышные и длинные белокурые волосы, высокий рост (хотя это к нему не относится, поэтому он и вводит в моду высокие каблуки).
Нижнее белье. Мужчины продолжали носить чулки с кружевными отворотами, нижнюю узкую рубашку и нижние панталоны, пышные и широкие, завязывающиеся под коленом. Чулки крепились под завязки панталон. (В 50— 60-е гг. штаны называли панталонами по имени персонажа итальянской комедии).
Нижняя одежда. Французы носили широкую, богато декорированную кружевом и бантами сорочку с длинными пышными рукавами и кружевными манжетами. Взбивающиеся рукава в нескольких местах перевязывались лентами. Рубашка над талией выполнялась с напуском.
На ноги надевали широкие пышные штаны — ренгра — вы (рис. 38). Ренгравы — широкие, как двойная юбка, штаны: юбка в складку, надетая поверх широких шаровар. Ренгравы (более короткие) надевали таким образом, что из — под них виднелись кружевные отвороты чулок (рис. 39). По боковым швам, по подолу украшались бахромой из петель, лент, оборкой или вышитой каймой.
Поверх рубашки и ренграв надевали:
1. Весту — короткую не застегивающуюся куртку. Веста была с рукавами до локтя. Между ренгравами и нижним краем весты видны сборки сорочки, украшенные гофрированной оборкой. Вдоль борта весты густо нашивались пуговицы и позумент. Куртка-веста пышно украшалась оборками, бахромой из рюшей, кружев и лент.
Точное описание такого костюма представлено Мольером:
От башмаков до шляпы — банты, ленты, банты, ленты!..
Распустят до пояса парики из пакли, штаны наденут, широкие, все в складках — пузырями…
Рубашку выпустят сборками над тощим животом!
2. Жюстокор (цв. ил. 8) — новый вид придворной одежды типа кафтана. Он появился в конце века и носился вместо весты, а иногда жюстокор надевали на жилет — безрукавную весту. Эта одежда — привилегия короля и высшей аристократии. Жюстокор был длиной до колена, прилегающего по талии и расширенного книзу силуэта; опоясан шарфом на талии, который на боку завязывался бантом. Первоначально жюстокор был с короткими рукавами, потом — узкие длинные, с широкими цветными манжетами.
Рис. 38. Стиль одежды французов первой половины XVII в. |
Рис. 39. Французская мода второй половины XVII в.: кружевные отвороты чулок |
Жюстокор был без воротника. Первоначально на жюстокор выпускали жабо рубашки, позже появились галстуки из белой ткани с кружевными концами. Галстуки заимствуют из костюма наемников — хорватов. (Традиция повязывать на шею платок возникла в первой половине XVII в., когда в Центральной Европе бушевала тридцатилетняя война. Хорватские солдаты носили их, завязывая узлом на фуди.) В это время в одежде появляется чрезвычайно важное практическое усовершенствование — карманы. Жюстокор снабжен прорезными, низко расположенными карманами. Декорировались борта, карманы, швы, плечи украшались пучками из лент.
С жюстокором носили кюлоты. Кюлоты — узкие до коленей штаны, которые заканчивались внизу боковым разрезом и застежкой на пряжку или пуговицу. Они также имели прорезные карманы.
Такая одежда возвращала облику мужчины стройность, галантность.
Верхняя одежда. Мужчины носили плащи:
• типа накидки без рукавов;
• на теплой яркой подкладке, с рукавами, причем принято было надевать только в зимнее время, в остальное время года верхняя одежда носилась как накидка.
Цвета. Костюм был ярким и красочным. Для нижнего белья использовали светлые цвета тканей; для остальной одежды — яркие ткани. Чулки были белого, красного, голубого цветов.
Кюлоты и жюстокор выполняют в одном цвете. В конце XVII в. в моду входят полосатые и клетчатые ткани.
Ткани. Одежду шили из хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных тканей. Производство тканей приобретает промышленный характер.
Рубашку шили из полотна. Чулки — из шелка и шерсти. Кюлоты — из бархата, шелка, шерсти.
В костюме использовались: бархат, парча, тафта, ратин, пан, бюраль, крепдешин, муар.
Одежду из парчи, отделанную золотом, имели право носить только король и члены королевской фамилии.
Головной убор. Мужчины держали на сгибе левой руки треуголку, украшенную галуном. Треуголка — шляпа, которая раздваивается в середине так, что края полей загибались, образуя острый угол. (На голове парик, поэтому шапка не востребована.) Согласно этикету, шляпу снимали только в церкви, при встрече с королем, во время трапезы, но начиная с конца XVII в. головной убор принято снимать в помещении.
Шляпу-треуголку носили углом в сторону лица.
Прическа. Пышные рыжие парики входят в моду. Парики вводит в моду именно Людовик XIV. Пытаясь скрыть появившуюся собственную плешь, он носит парик. И вскоре парик рассматривается как знак высокого положения, неприличным тоном считалось появление дворянина на людях без парика. При этом волосы коротко стригли, или голова была бритой.
Лицо — бритое или же с клиновидной бородкой и с небольшими усами.
Косметика.’ В Париже, в Версале, не боялись ни микробов, ни бактерий. Король-солнце, боясь за свою жизнь (было предсказано еще до рождения, что ему суждено умереть от воды), за всю свою жизнь мылся 4 раза. Но в то же время при правлении Людовика XIV французская парфюмерная промышленность испытала необычайный подъем. Мужчины румянились, чернили брови, наклеивали на лицо мушки.
Украшения. Костюм изобилует драгоценными украшениями: рюши, гофрировки, оборки. Даже чулки выполняют с вышивкой и узором. Треуголку украшали перьями.
Дополнения. Французы держали в руках трость с набалдашником, шпагу (шпагу носили все: штатские — на поясной портупее, на перевязи через плечо — военные), часы в виде луковицы, перчатки и муфты.
Обувь. Обувь изменилась:
• сапоги — голенища стали короче и расширенные почти от каблуков; каблук — невысокий; в моде темно-коричневые, белого и черного цвета;
• полузакрытые туфли с бантами, розетками, пряжками и с квадратными носами, появились высокие языки.
В ненастную погоду поверх обуви еще надевали одну обувь — кожаную, без задника, на деревянной подошве.
• башмаки — белые атласные, на высоких красных каблуках — привилегия короля.
В это время появляется домашняя одежда:
• флашток, заменяющий тяжелый расшитый жюстокор;
• колпак, заменяющий парик;
• низкие пантуфли, заменяющие неудобные туфли на высоком каблуке.
Эстетический идеал. Высокая женщина, с тонкой шейкой, длинными волнистыми волосами, узкой талией, пышными бедрами, покатыми откинутыми назад плечами.
Нижнее белье. Женщины носили чулки на подвязках и панталоны длиной до колена.
Нижняя одежда. В нижней одежде остается одно платье, но с двойной юбкой. Применяется более жесткий корсет, делающий фигуру тоньше и изящнее.
Лиф платья, кроенный по форме корсета из китового уса, туго стягивался и спереди застегивался на банты и кружева, с декольте овальной формы, украшенным оборками и кружевами.
К лифу одновременно пришивалось две юбки:
1) фрипон— нижняя, прямая, неширокая, глухая, ниспадающая мягкими, свободными фалдами, колоколообразная форма которой сохраняется за счет волосяной прокладки (каркасная юбка выходит из моды); она украшается кружевами, лентами и воланами посередине;
2) модест — верхняя юбка, объем которой увеличивается сзади и по бокам, благодаря драпировкам, закалывающимся по бокам, спереди и снизу специальными украшениями: лентами, кружевами; у знатных дам увеличилась длина шлейфа, его носят пажи.
Воротник в платье исчезает.
Рукава теряют объем, становятся узкими и короткими (до локтя), украшенными оборками и кружевами (рис. 40).
Верхняя одежда. Верхней одежды нет. В холодное время года женщины надевали зимнее нижнее платье на меху.
Цвета. Возникает интерес к светлым, чистым тонам и нежным полутонам: серым, белым, черным. Такие цвета подчеркивались цветовым контрастом в костюме, например: серый верх, огненно-красная подкладка.
В костюме используется контрастное сочетание цветов верхних и вешних платьев:
• для ниЖних одежд — светлые ткани;
• для верхних — более яркие.
Ткани. В одежде использовались излюбленные тяжелые ткани: шерсть, бархат, атлас, парча; легкие и тонкие: тафта, муар, камлот, хлопок, лен.
Для фрипона использовались тонкие и легкие ткани.
Для модеста — тяжелые безузорчатые.
Головной убор. Головных уборов почти не было. В моде кружевные косынки, которыми покрывали голову.
Прическа. В XVII в. Франция являлась законодателем моды и в области причесок. От названия сложной прически — куафюра — парикмахеров стали называть куаферами.
Рис. 40-1. Женское платье времен Людовика XIV
Рис. 40-2. Женское платье времен Людовика XIV
Рис. 40-3. Женское платье времен Людовика XIV |
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
При королевском дворе во Франции создается академия парикмахерского искусства (рис. 41).
При дворе прически менялись часто:
1) распущенные локоны, подвязанные лентой вокруг головы.
Интересна история происхождения этой прически: возлюбленная короля Людовика XIV — Мария Анжелика де Фонтань во время охоты на скаку не пригнула голову, зацепилась за ветки, и сложное элегантное сооружение развалилось. Не растерявшись, Анжелика подхватила волосы вокруг головы подвязкой, которой подвязывали к поясу чулки. Своим видом она произвела фурор, но главное, свежая идея понравилась королю, который попросил возлюбленную носить всегда такую прическу. Эта прическа продержалась почти четверть века;
2) локоны завивались и укладывались четкими рядами вверх (до 50-60 см), сужаясь к центру головы;
3) прически гладкие с «узлом смирения» на затылке;
4) «фонтанж», названная по имени фаворитки короля; «фонтанж» — комбинация локонов на каркасе; история знает более ста видов такой прически; прическа зародилась в 80-е гг. и пользовалась популярностью в течение 30 лет;
5) «пали’садник», представляющая собой высокий головной убор из лент и постижей (рис. 42).
Косметика. Вне всякой меры использовались духи, пудра, белила, помады, тени.
Украшения. Для украшения широко использовали мушки — черные и шелковые. Их наклеивали на грудь, шею, лицо. Мушки имели форму кружочка или более замысловатое очертание: форму кареты с лошадьми и др. Каждая мушка имела символическое значение: над губой — кокетство; в углу глаза — страстность; величественность — на лбу и т. д.
Ожерелья и кольца были украшениями туалета.
Рис. 41. Модная прическа второй половины XVII в. |
о
Ч»„, IV. ■ —■ W. Е-Р-ь. 0
В конце века из различных материалов вручную делали гребни, но в основном они были костяными.
В это же время появляются граненые алмазы.
Дополнения. В костюме присутствовали перчатки, шарф, муфта, появляется трость у женщин, зонтик от дождя, складные веера, подвешенное к поясу зеркальце в дорогой оправе, часы.
Обувь. Женщины носили туфли из парчи, бархата, цветной кожи. Они имели узкую заостренную носочную часть и высокий и изогнутый каблук. Туфли украшались розетками, бантами и пряжками. Пряжки распространены не меньше, чем ленты, банты. В обуви к 1670 г. пряжки окончательно вытеснили банты.
Домашняя одежда. Выходные платья были тяжелыми. И в это время появляется необходимость в легких платьях, дабы хоть дома отдохнуть от непосильной ноши.
Дома носили:
• широкую свободную распашную одежду, украшенную оборками;
• голову покрывали чепцом, украшенным рюшами.
• поверх платья надевали передник из дорогой, обычной белой, ткани.