Силуэт костюма стремился к женоподобному.
Эстетический идеал. Мужским идеалом считался мужчина, совершено не приспособленный к труду, изнеженный, все с ил ы и таланты которого направлены были на галантный флирт и салонные развлечения.
Нижнее белье. В костюме используют чулки, обычно белые и шелковые, натягивающиеся на панталоны (рис. 45).
Нижняя одежда. Мужчины носят белоснежную рубашку с манжетами, которые пышно отделывались кружевом. Рубашки выполнялись с разрезом на груди, который украшался кружевными высокими оборками — жабо.
Туго завязывались на шее шейные платки белого цвета из батиста или полотна. Франты на перемотанную шею
Рис. 45. Шелковые чулки, натянутые на панталоны, — обязательный элемент одежды француза первой половины
XVIII в.
Часть IV. Искусство и костюм Запалной Европы — О
еще повязывали шелковую красную или черную ленточку — галстук, который завязывался небольшим бантом.
На рубашку надевали камзол прилегающего силуэта с прокладкой из пластин китового уса или клееного холста.
Поверх камзола надевали жюстокор так, что полочки камзола были видны, поэтому спинка выполнялась из дешевых тканей (она не была видна), а полочки декоративно расшивались золотой или серебряной нитью, цветным шелком, тюлевыми аппликациями по бархату. Жюстокор был точно в талию и расширялся к бедрам и книзу, за счет прокладки в нижней части пол у камзола. Таким образом, в нижней части жюстокор оттопыривался. Рукава жюсто — кора — широкие, с обшлагами из ткани иного цвета, почти до локтя. На полах жюстокора располагались карманы с клапанами. Борта, обшлага и клапаны украшались металлическими пуговицами, иногда обтянутыми основной тканью, или декорировались серебряным или золотым шитьем.
Позже жюстокор стали называть «оби», он еще плотнее стал облегать верхнюю часть фигуры, подчеркивая талию. В Соковых швах появилось несколько складок — фалд, подшитых толстой клеевой прокладкой. Отделок у жюстокора почти нет. Плечи узкие, низ расширен, широкие манжеты — характерные черты жюстокора, похожие на женские.
Мужчины носили штаны — к юл от ы — свободные, широкие и короткие, длиной до колена; они застегивались под коленом на пуговицу.
В это время появляется редингот — специальный костюм для охоты. Редингот был ниже колена, с боковыми продольными и прорезными карманами, с застежкой спереди. Двубортный жилет надевали под редингот.
Верхняя одежда. Как верхнюю одежду в основном только в зимнее время надевают редингот.
О———————————— История— костюиа——————————-
Цвета. Цветовая гамма — это нежные оттенки зеленого, коричневого, желтого. Обычно все части костюма — в одном цвете.
Ткани. Ассортимент тканей в костюме XVIII в. изменяется, Нарядный придворный костюм шили из бархата, парчи, тяжелого шелка, атласа, полотна и кружев.
В буржуазной среде носили костюмы из тонких шерстяных тканей.
Камзол — из более плотных хлопчатобумажных и шелковых тканей; его часто вышивали.
Жюстокор, надевавшийся поверх камзола, шили из бархата или плотного шелка.
Редингот — из сукна.
Чулки были шерстяными и шелковыми.
Головной убор. Модным головным убором оставалась треуголка. Манера ношения та же.
Прическа. На смену длинным пышным парикам XVII в. пришли парики небольшого объема. Прически — невелики по объему. Парики в боковой части завивались в локоны, а сзади гладко зачесанные волосы укладывали в косичку с лентой, завязанной бантом. Лицо гладко брили.
Косметика. В моду входят белые, обильно усыпанные пудрой парики. Мужчины пудрят лицо, румянятся, чистят и белят зубы, душатся.
Украшения. В орнаменте вышивки преобладали узоры цветов: сирень, жасмин, узоры полевых цветов, веток вишни, цветущих яблонь, которые непринужденно разбрасывались по всему изделию. Цветочный орнамент переплетался с извилистыми линиями кружев, полос и лент.
Костюм аристократии того времени — богатый, нарядный, сверкающий золотом и драгоценностями (рис. 46).
Дополнения. Мужчины носили шпагу на поясной портупеи, перчатки, часы и перстни.
Рис. 46. Мужская французская мода XVIII в.
В употребление входят табакерки, так как модным считалось нюхать табак.
В зимнее время носили большие муфты.
Обувь. На ноги надевали башмаки на невысоком каблуке, украшенные небольшими металлическими пряжками прямоугольной или овальной формы.
Эстетический идеал. Женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку. Кукольная грациозность подчеркивается как в мужском, так и в женском облике. В моде тонкая фигура, гибкая талия, мягкие округлые линии бедер. Одежда подчеркивала фигуру.
Нижнее белье. Неотъемлемой частью костюма являются кружевные белые чулки, панталоны с кружевами. Женщины носили одну или несколько накрахмаленных и простеганных юбок.
Вновь в XVIII в. в женский костюм возвращается каркасная юбка. Это панье, которая впервые появилась во Франции, из плотной проклеенной ткани на горизонтальных обручах из китового уса или из металла. Для иных платьев, которые были необъятной ширины, использовались панье весьма внушительных размеров. Панье на пуговицах пристегивали к жесткому корсету. Корсет сзади был плотно зашнурован.
Нижняя одежда. В одежде присутствуют два платья.
• Первое — нижнее — френон — платье на каркасе и корсете, украшенное по подолу лентами и бантами.
• Второе — верхнее — модест — цельнокроеное, распашное от талии платье. Модест расшивалось по краям разреза юбки или украшалось бантами, лентами, цветами.
Лиф этого платья обычно бантами скреплялся на груди. Банты, располагаясь вниз от декольте к талии, уменьшались
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
по величине (рис. 47). Форма декольте была различной, но чаше — каре. Декольте богато украшалось кружевом.
Рукав — узко вшитый у плеча, короткий (до локтя), украшенный по краю кружевами и пышными воланами из легкой ткани (рис. 48).
Парадные придворные платья очень часто имели шлейф. Он состоял из отдельного куска ткани, прикрепленного к талии или к плечам.
В моде появляется платье кунтуш — «со складками Ватто», по имени художника, который именно в этом платье изображал женщин (цв. ил. 9). Кунтуш — широкое, длинное, не отрезное по талии, без пояса, распашное, скрепленное па груди при помощи лент. Кунтуш на спине спадало широкими складками. Иногда кунтуш надевали через голову, так как распашным оно было не всегда. Впереди оставались открытыми шея и грудь. Узкие рукава, расширяющиеся к линии локтя, заканчивались пышной отделкой из широких кружев в несколько рядов.
Цвета. В костюме преобладали светлые, яркие тона.
Ткани. Использовались шелк, атлас, бархат, парча, кружево. Кунтуш шили из шелка, полушелка, атласа, легкого бархата.
Изобилие кружев позволяет разделять кружева по сезонам:
• зимние — более плотные;
• летние — тонкие.
Головной убор. Отправляясь в дорогу, женщины надевали треуголку; домашний головной убор — чепчик.
Прическа. В моду входит маленькая, кукольная, изящная головка. Прическа небольшая, состоящая из буклей и локонов, уложенных на затылке. Лоб оставался открытым.
Косметика. XVIII в. характеризуется обилием различной косметики: пудры, румян, губной помады, духов.
Рис. 47-1. Верхнее платье «модест». Франция, XVIII
Рис. 47-2. Верхнее платье «модест». Франция, XVIII в.
Рис. 48. Платье француженок XVIII века.
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
Украшения. Свои прически женщины украшали нитями жемчуга, пучками перьев, лентами и цветами.
На шее носили алмазные ожерелья.
Широко использовались кольца, браслеты, золотые часы на изящной цепочке.
Все платья изобиловали украшениями в виде богатейших вышивок, бантов, кружев, цветов.
Дополнения. Шею украшали черной бархаткой, что позволяло оттенять белизну кожи. Иногда на шею повязывали мягкую шелковую косынку.
В зимнее время руки прятали в муфту.
Обмахивались веерами, расписанными знаменитыми художниками.
Часто в руках у женщин были фарфоровые букеты.
Обувь. Женщины носили изящные туфельки из цветной кожи на высоком каблуке.
Домашняя одежда. Дома носили платье из полотна типа кунтуша. В середине XVIII в. платье «кунтуш» укорачивается, ото связано с удобством в носке.
Выходя из дома, короткий кунтуш носили только низшие слои населения.