Нижнее белье. Мужчины носили длинные чулки.
Нижняя одежда. Мужской костюм состоял из рубашки с кружевным жабо, короткого прилегающего камзола и французского двустороннего кафтана (рис. 51).
Кафтан был с прямыми, расширенными книзу за счет жесткой прокладки полами. Кафтан мог быть легким летним или более плотным теплым, с отложным воротником, широкими обшлагами, пристегнутыми к рукаву на три пуговицы.
Мужчины носили узкие кюлоты длиной по колено.
Верхняя одежда. Верхней одеждой служил плащ. Плащ был двусторонним и носился на обе стороны.
Цвет. Цвета костюма были яркими.
Камзол шился из небеленого холста.
Кафтан с одной стороны был темно-красным, с другой — зеленым.
Одна сторона плаща была синей, другая — малиновая.
Летний кафтан и кюлоты были голубыми.
Ткани. Одежду шили из льняных, хлопчатобумажных тканей, сукна, шерсти. В Петербурге. Москве, Ярославле создаются шелковые и полозняные мануфактуры.
Кюлоты и летний кафтан шили из шелка.
Из сукна изготавливали кафтаны и плащи.
Головной убор. Наиболее распространенным головным убором была шляпа в форме треуголки.
Рис. 51. Костюм русского дворянина Петровской эпохи
Прическа. Носили удлиненные парики (до талии). Волосы, разделенные прямым пробором, спускаясь, прикрывали уши. Прическа обязательно припудривалась. В моде были и белые парики с хвостиками, которые сначала связывали черной бархатной или муаровой лентой. Позже хвост укладывали в специальный мешочек — «кошелек».
Косметика. Широко используется пудра для причесок.
Украшения. Нарядные пуговицы, обтянутые парчой или оплетенные серебряной нитью. Костюм богато отделывается вышивкой и галуном. Серебряной гладью вышивают камзол, широкие обшлага. Плащ отделывается серебряным галуном.
Обувь. На ноги мужчины надевали башмаки с пряжками.
В конце 70-х г. (после смерти Петра I) мужской костюм изменяется незначительно.
Нижняя одежда. Основу костюма составляет французский кафтан с прямыми, расширенными книзу полами, камзола и кюлотов.
Ткань. Строгого разграничения одежды по ее назначению в то время еще не существовало, и парадный костюм отличался только качеством ткани и богатством отделки (рис. 52).
Дополнения. Дополнением к дворянскому костюму была шпага, которая крепилась на поясной портупее слева под кафтаном и проглядывала в одном из разрезов кафтана сзади; трость, часы (в кармане камзола на цепочке), перчатки, лорнет.
Домашняя одежда. В моду вошел халат — шлафрок, который, судя по названию, вероятно, сначала был одеждой для сна {нем., первая часть слова — спать, вторая — халат). Его надевали поверх рубашки и кюлотов. Он даже выполняется из дорогих тканей, а сверху могут быть нашиты орденские звезды. А в зимнее время года он подбивается мехом.
Рис. 52. Парадный дворянский костюм конца 70-х гг. XVIII в. |
В 70—90-х гг. (при Екатерине П) костюм столичного дворянства становится ярким и парадным, достигает необычайной пышности (ив. ил. 12). Многочисленные фавориты царицы (Потемкин, Орловы и др.) показывали пример расточительству. Например, русского посла во Франции, князя Куракина, называли «бриллиантовым князем». Он носил ослепительно яркий парадный костюм, сверх меры украшенный драгоценностями. В это время на Россию оказывают влияние французские и английские моды.
Нижняя одежда. В русский костюм на смену кафтану окончательно входит парадный, облегающий французский и английский фрак с высоко скошенными полами, впоследствии со стоячим воротником.
Цвет. Костюм становится ослепительно ярким. Нередко фрак и кюлоты были золотисто-желтого цвета, поверх надевалась синяя или красная орденская лента.
Ткань. Для одежды используют дорогие ткани. Так, фраки и кюлоты шьют из парчи, бархата, тяжелого шелка.
Украшения. Все богаче становятся украшения, вышивки. Основная отделка мужского костюма — золотое или серебряное шитье по борту и обшлагам кафтана, которое не могло быть шире 9 см. Дорогим кружевом украшаются манжеты рубашки.
Появляется, как дополнение, орденская лента.
К сожалению, женских костюмов петровской эпохи не сохранилось.
После Петра I с целью усиления власти родовой знати на российский престол была приглашена племянница Петра I Анна Иоанновна, но членами Верховного тайного совета ей были поставлены условия, серьезно ограничивающие ее власть. Десятилетнее правление Анны
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
Иоанновны характеризуется бессмысленной жестокостью, произволом, казнокрадством. Эго время жестоких расправ и унижений человека. Анна Иоанновна была самой беспутной и сумасбродной царицей. Она любила часто устраивать праздники, куда приглашалось до 3 тысяч человек. Зимой, в марте, держался мороз —30°. Анне Иоанновне в голову причта бредовая идея женить своего шута (за венчание с католичкой князь Галицын был разжалован в шуты) на шутихе. Для этого был построен ледяной дворец. Ледяная гостиная: ледяной стол, ледяные кресла, ледяной камин, в котором горели, как настоящие, ледяные дрова, облитые нефтью. Ледяная спальня: ледяная кровать, ледяной пол, стены, двери. Все было подкрашено гуашью в натуральный цвет. Собрались гости, на слоне в клетке вывозят шута и шутиху, начинается венчание. И после венчания их оставляют в ледяной спальне, закрывают двери, и на дверях ставят часовых. Утром еле живых их вывели из спальни. И как в наказание за содеянное Анна Иоанновна скончалась осенью того же года, оставив престол дальнему родственнику.