Мужской костюм
В 30-е гг. в европейских странах в искусстве и костюме господствует стиль романтизм. Для моды романтизма характерна некоторая «романтическая небрежность», которая проявляется в манере ношения костюма: специально расстегнутый воротник рубашки, слегка развевающиеся волосы и т. д. Эта небрежность подчеркивает интеллектуальную значимость личности, которая выше бытовых мелочей. С точки зрения элегантности, фрак необходимо менять каждые три недели, шляпу — ежемесячно, обувь — каждую неделю.
Мужской костюм по ассортимен ту и основным формам ос’1 ается неизменным.
Нижняя одежда. Белая рубашка с высоким накрахмаленным воротником у мужчин.
Мужчины носили фрак или сюртук, который в 30-с it. имел ватированную грудь, плотно облегал талию, расширялся на линии бедер, имел пышный рукаву плеча (жиго), расширяя тем самым покатую линию плеч.
В 40-х гг. у фрака и сюртука занижается (опускается на естественное место) линия талии, рукав становится узким и прямым. Брюки становятся шире. В моде плотно обтягивающий грудь жилет. Носят широкий галстук, завязывая бантом.
Верхняя одежда. В моде у мужчин появляются несколько разновидностей пальто: со шнурами, с несколькими воротниками.
Появляются различные жакеты.
Цвет. В мужском к ост К) iC i i 0*0j! ЛД<)L Г С11Ы И ЦВСТ.
Для костюма используют ьтк. же серый, синий, табачный, коричневый и зеленый цвета. Панталоны шили из более светлых тканей. Пестрота в мужском костюме воспринимается как дурной вкус.
Ближе к 40-м гг. в моду входят ткани в клетку, из них шыот брюки и отдельные части костюма. Галстуки были однотонными и пестрыми.
Ткань. Для мужского костюма использовали дорогостоящие шерстяные ткани, тонкие льняные.
Бальные фраки шили из бархата, жилет — из разноцветной парчи.
Головной убор. Любимый головной убор у мужчин — цилиндр. В честь генерала Боливара, который возглавил борьбу против испанцев в Южной Америке, широкополую шляпу, которая тоже входит в моду, назвали боливар.
В моде еще один головной убор, в то время чрезвычайно демократичный — гарибальди — мягкая фетровая шляпа.
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
Существовал и складной аил и пар — шапокляк, на стальной пружинный каркас натягивался кусок шелковой маюрип. Особенно удобным было в геагре сложить цилиндр и убрать под кресло.
Прическа. Длина волос доходит до ушей — волосы удлиняются, часто завиваются у основания лба в высоко оформленную челку, не прикрывающую лоб. Присутствуют бакенбарды.
Украшения. В конце 40-х гг. появляются бисерные кошельки. неломки, на которых носят часы, закладывая их в карманы жилета. Жилет расшивался цветочным рисунком.
В то время появляются специальные учебники, посвященные искусству повязывать галстук.
Дополнения. Появляется пенсне; с 30-х гг. стали публично пользоваться носовым платком, до этого это считалось верхом неприличия. Также дополнением к костюму являются трость, перчатки, зонтик, хлыст.
Обувь. Мужчины носили полусапоги или бальные длинные остроконечные туфли-лодочки.
Женский костюм
Нижнее белье. В нижнем белье присутствует все л о же, что и раньше, но добавляется до восьми накрахмаленных нижних юбок.
Нижняя одежда. В нижней одежде женщин присутствует одно платье с узким лифом на корсете.
‘Питя опускается на свое естественное место.
У платья были объемные вверху рукава «жито» (цв. ил. 14), книзу сужающиеся в манжету. «Они настолько похожи на лва воздухоплавательных шара, так что дама вдруг бы поднялась па воздух, если бы не поддерживал ее мужчина…» (Гоголь, «Невский проспект»). Они подчеркивали покатость плеч и хрупкость шеи. Огромные по объему рукава;
талия, стянутая широким поясом, сзади завязанным г бант, все это еще больше подчеркивало хрупкость и тонкость силуэта (рис. 56).
В бальных платьях декольте имело вид двух полукружий, так как часть платья от горловины до талии должна была напоминать сердце.
Юбка была расширенной, длиной до щиколоток. Сзади присборена и расширена, спереди укорочена.
Повседневное платье могло иметь отложной воротник, или же стоячий, или в виде фрезы, или в виде плиссированной оборки.
Верхняя одежда. В гардеробе женщины спенсер, манто, накидки — мантильи, пелерины, кашемировые шали, шарф, который носится сзади на уровне талии, а спереди его придерживают согнутые в локтях руки.
Цвета. В этот период женщины отдают предпочтение тканям белого цвета. Чуть позже одноцветные ткани были заменены иногда полосатыми, а иногда с легким, но не цветочным узором.
С 1840 г. в моду входят ткани в клетку, в связи с увлечением историей Шотландии (рис. 57).
Ткани. В моде были ситцы, шелковые ткани, муар, репс, тафта, кашемир.
Головной убор. На улице женщины носили шляпы с тульей и широкими полями, украшенные страусовыми перьями, цветами и лентами. В моде были большие береты, шляпки фасона «кибитка», с прямыми полями, закрывающими в профиль все лицо.
Дома носили чепчики (иногда и на улице), фасон которых зависел от возраста или or семейного положения (замужем или нет).
Прическа. Прически были пышными, представляли собой целое произведение искусства. Волосы разделяют на
Рис. 56. Платье эпохи бидермейсра
Рис. 57. Ткани в клетку — мода 1840 г., Франция |
боковой пробор. Над ушами с боков волосы чуть короче и уложены над висками в крупные локоны. Длинные волосы сзади поднимают наверх и укладывают высоко на голове различными способами посредством применения шиньонов. Существовали прически на пружинах.
Косметика. Предпочтение, как всегда, отдается блондинкам, женщины продолжают обесцвечивать волосы.
Украшения. К этому времени ювелирные украшения почти выходят из моды. По-прежпему в моде остаются медальоны и серьги.
Дополнение. Дополнением к костюму были зонтики с оборками и лентами; ридикюли, без которых женщины не появлялись ни в театре, ни на улице; высокие перчатки различных цветов, но па балы женщины надевали белые; зимой руки прятали в муфты из ткани или меха.
Романтически настроенные женщины, увлекаясь произведениями В. Гюго, Ж. Саид, В. Скотта, не расстаются с ними нигде или же ходят с томиком любимых стихов, который носят в специально прорезанном в юбке кармане.
Летом женщины набрасывали на себя кружевные мантильи, украшенные по краю шелковой бахромой.
Обувь. Женщины носили открытые туфельки из платьевых тканей на плоской узкой подошве с узким носом и лентами вокруг ноги.
Еще в моде и ботинки на застежке,
Высшее общество, особенно в 40-е г., увлеклось верховой ездой. Костюм для верховой езды состоял из юбки, жакета, шляпки с вуалыо, перчаток и хлыста.
На исходе бидермайера появляются некоторые различия (в деталях) детской одежды от взрослой. Мальчики надевали длинный подпоясанный сюртук, отделанный шнурами; длинные ровные штаны; шапку с козырьком. Девочки — короткое платье, из-под которого выглядывали нижние юбки, длинные, по щиколотку, белые кружевные панталоны — такую одежду носили и юные девушки.