В последние 30 лет XIX в. и в начале XX в. мужской костюм лишь незначительно подвергался изменениям. Единственное — постоянно совершенствуется портновское искусство. Изменения, диктуемые модой, касаются частого смещения плечевого шва и изменения количества пуговиц. Происходят дальнейшие стабилизация и стандартизация мужских костюмов, расширение ассортимента изделий по назначению: ежедневный, который фактически сделался рабочим; домашний; бальный; визитный.
Нижняя одежда. Мужчины носят приталенный пиджак с покатой линией плеч, за счет конструктивного решения плечевой шов смещается на спинку; спинка — узкая трехшовная. Карманы спереди прорезались горизонтально.
Повседневной мужской одеждой становится короткий сюртук — предшественник пиджака, куртки.
Официальная мужская одежда — черный сюртук и полосатые визитные брюки.
Парадной одеждой остается черный фрак. К 70-м г. появляется узкий галстук в виде лепты, который носят с фраком.
В 70-80-е гг. появляются брюки с лампасами и расширяющиеся книзу в виде воронки. В 80-х гг. появляются манжеты па брюках, рождением которых мода обязана законо-
дателю мод принцу Уэлльскому: в дождливый день, выходя из дома, он (сам не подозревая, как это будет воспринято) подвернул длинные брюки, чтобы не запачкать. В 90-е гг. в моде брюки в полоску или клетку светлых топов. К черному фраку носили белый галстук (ленту), завязанный бантом.
Ткани. Для мужского костюма используются шерсгь, сукно, бархат.
Головной убор. Большой выбор шляп скрадывал однообразие костюма. Мужчины носили высокие цилиндры, невысокую соломенную шляпу с черной лептой и узкими твердыми полями — канотье, летние широкополые панамы.
Прическа. Волосы делили на пробор и коротко стригли.
Дополнения. Мужчины носили трости, зонты, гетры на ботинках, белые кашне.
Обувь. Часто носили штиблеты и ботинки с тупым носом на кнопках или со шнуровкой. Обувь была на высоком каблуке и к 70-м гг. высота каблука доходит до 5 см.
В эго время центрами моды становятся буржуазные салоны, где проходит демонстрация стоимости вешей, богатства одежды. Слово «шик» — одно из самых популярных слов того времени. В прикладном искусстве и костюме появляется новое направление — позитивизм (франц. название, происходит от лат. «положительный»). Уютный интерьер заставлен большим количеством мягкой мебели, обитой бархатом и плюшем с бахромой; вечнозелеными растениями; завешан коврами, портьерами, ламбрекенами над окнами и дверями.
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
Интерьер был пышным и мрачным. Для освещения использовали лампы из цветного стекла.
Костюм времен позитивизма — чрезвычайно перегружен украшениями и деталями. В моде высокие стройные фигуры.
Нижнее белье. Женщины носят дорогое шелковое белье с вышивкой и кружевами. Нижняя юбка более узкая. В женском костюме происходит дальнейшее обогащение роскошного, дорогого белья.
Нижняя одежда. Вошли в молу цельнокроеные платья, плотно обхватывающие тело до середины бедер — лиф облегающий с длинными рукавами.
Корсеты шнуровались очень туго и перетягивали всю фигуру.
Юбка прямая, с бедер подобранная назад драпированным или заложенным бантовыми складками полотнищем — треном, который драпировался на турнюре. В боковых швах юбка иногда была присборена. Поверх к лифу пришивается верхняя юбка, которая драпируется сзади и на боках (подбиралась со всех сторон).
Женский костюм ассоциировался с образом русалки. Парадные бальные платья были безрукавными, а юбка имела сзади шлейф или плиссированную или складчатую оборку. Спереди оставлялись открытыми ступни пот. Визитный костюм тоже иногда имел шлейф.
Верхняя одежда. Верхние одежды остались прежними. Носили различные жакеты и накидки. На бал надевали тюлевую или кружевную накидку — иллюзион.
Цвета. В костюме 70-х гг. встречались платья белого цвета, но преобладающими были темные, светлые, нежные оттенки (бледно-розовые, голубые, перламутровые, светло-желтые, иногда полосатые, в мелкую клетку и мелкий цветочек), радуги входят в моду в 80-х тт.
Ткани. В женском костюме происходит обогащение ассортимента тканей, кружев. Во Франции этого периода в моде блестящие атласные ткани, нежные, легкие, кристально прозрачные шелка, были и более плотные шелка, тяжелая узорчатая парча, бархат, шерсть, кружева, газ.
Головной убор. Женщины носили небольшие изящные шляпки, слегка надвинутые на лоб, с вуалью, иногда и без нее.
К костюму для верховой езды надевали по-прежнему модный цилиндр.
Прическа. Над висками волосы высоко зачесывали вверх, а сзади длинные локоны опускались на спину. Иногда использовали шиньон (часто из искусственных волос).
Украшения. Женские платья шили из узорчатых роскошных тканей, вышитых и затканных жемчугом. Роскошные ткани и кружева сочетаются в костюме с изысканной многообразной отделкой и дорогими ювелирными украшениями.
К концу 70-х гг. появляется интерес к народному костюму, к восточным формам. Впервые используются морские мотивы в костюмах: яркая синяя тесьма, двубортная застежка с якорями.
Дополнения. В моде круглый шарф из меха или перьев — боа, крошечный зонтик, складной веер в виде опахала, перчатки.
Обувь. Повседневной обувью даже работающих женщин были высокие на среднем каблуке шнурованные или на пуговицах ботинки. Юбка спереди укорочена, поэтому дамская обувь становится изящней.