Как писал известный структуралист XX в. К. Леви-Стросс : «Я убежден, что <…> человеческие общества, подобно отдельным лицам, в своих играх, мечтах или бредовых видениях никогда не творят в абсолютном смысле, а довольствуются тем, что выбирают определенные сочетания в некоем наборе идей, которые
29
можно воссоздать» .
Сопоставление сложного незнакомого образа со знакомым и простым ведет к более быстрому узнава-
нию предмета, распознаванию в сложной ситуации. Ранжирование признаков структуры может быть дано в такой последовательности:
• описание геометрической характеристики всей формы, внешнего контура — силуэта;
• сопоставление общего контура и внешних деталей с уже знакомыми и известными геометрическими функциями — базовыми формами.
Для анализа может быть использован профильный и фронтальный силуэты.
Для профильного силуэта часто определена та же базовая форма, что и для фронтального. Отличия состоят лишь в большей зависимости профильного силуэта от осанки человека и пластики формы костюма.
Силуэты костюмов, соотнесенные с одной из базовых форм, будут настолько разнообразны, что подобная группировка может оказаться чрезвычайно обобщенной. К тому же однозначно определить отношение силуэта костюма к одной из четырех базовых форм бывает трудно, так как степень его
Рис. 24. Фрагментдвери эпохи ар-деко. Нью-Йорк.
20-е годы
Рис. 26. Модели Жака Пату. 20-е годы |
полноценно участвуют в стилеобразующем процессе. Преобладание эклектики и китча в определенные периоды может свидетельствовать о параллельном формировании стиля или о его глобальной трансформации. Например, так происходило в конце XIX в., когда преобладали эклектика и полистилизм. Это были эксперименты культуры, соединившие черты известных стилей (искусства Древнего Египта, сюрреализма, футуризма, конструктивизма и др.) с мотивами органической пластики модерна. Результатом стало создание стиля ар-деко {рис. 24) В моделировании костюма приверженцами ар-деко были Поль Пуаре и Жак Дюсе. Эклектика — это социально-культурное явление, характерное для периодов поиска нового стиля, переходных моментов между тенденциями. Это соединение в одном произведении элементов нескольких стилей или мод без учета законов гармоничного и функционального их сочетания. Китч в теории проектирования одежды может быть определен как социальное явление, отражающее суррогат стереотипов восприятия определенными социальными группами эстетических ценностей с умышленным занижением их художественного уровня. Если мода, эклектика и китч — явления времени, то стиль не может миновать их влияния. Из сказанного следует важный вывод: самые распространенные в обществе идеи, как правило, отражаются в стиле и китче. |
Рис. 30. Платье Рэдфери эпохи модерн |
Всрх стана |
Например, среди богатого исторического наследия мы не смогли бы понять, каким был костюм модерна, не будь он наиболее модным и распространенным24 в то время (рис. 30). Вместе с тем китч является необходимым условием формирования стиля и моды, так как от него зависит, какова будет реакция на нововведения, а также, будет ли популярным какой-либо элемент костюма. Китч — это промежуточная стадия между шоковым восприятием нового и равнодушием к привычному.
Виолле-ле-Дюк считал, что эклектизм неизбежен «в переходные и зача — приближения одновременно к двум формам может оказаться равнозначной. Для удобства выбора и получения более точных результатов введем промежуточные формы. Существует две шкалы, по которым описываются силуэты костюма.
1. Шкала представляет собой матрицу развития структуры костюма (рис. 29 ). Элементы матрицы образованы путем объединения поочередно каж-
точные эпохи», допуская возможность существования «хорошего эклектиз- ма»25. Современные исследователи эклектики могут найти произведения, лишенные целостности и рациональности в различные периоды истории искусства, но объективное проявление принципов эклектизма, получившее общественное признание, произошло в период романтизма, сочетавшего в зависимости от требований времени элементы ранее известных стилей и моды.
Эклектика и китч, как явления, более конкретны в рамках культуры. В отличие от стиля и моды они показывают художественный уровень произведения, предполагают некую его характеристику (обычно считающуюся отрицательной). Описания моды и стиля могут быть связаны как с эклектикой, так и с китчем. Китч иногда даже входит в моду или развивается вместе со дой из форм с тремя другими и с самой собой. При этом одновременно есть возможность проанализировать использованные в данной модели костюма композиционные приемы.
Эта матрица создана в 70-е годы XX в. и в настоящий момент является наиболее полным перечнем используемых в моделировании одежды вариаций силуэтных форм. В матрице обобщены силуэты костюмов, встречающиеся с XVII в. Но в ней не могут быть представлены деформации форм, связанные с изменением пропорций силуэтов, относительно изначально заданных в матрице.
2. Второй вариант шкалы также представляет собой матрицу. Элементы в ней образованы сразу четырьмя базовыми формами при постепенном «пе-
30 w
ретекании» из одной в три других. Каждая из промежуточных форм показывает свое приближенное отношение ко всем четырем базовым формам — содержит какую-то их часть, т. е. в определенной степени соответствует каждой из базовых форм. Матрица А (рис. 31).
ьныи |
М. «СОКОЛ», г
Ленинградский ир т, д. 73, ЦЛ)
тел.: 158 7988
М. «КУРСКА.
ул. Земляной вал, д. 2^
тел.: 917 4843 V. i
М. «ТУЛЬСКЯ
ул. Сериуховежий вал, д. 9 тел.: 934 3484
стилем. Этим отличаются работы Жан-Поля Готье, модели которого балансируют между китчем и изысканным вкусом. Существует специальный термин, обозначающий подобную «эстетизацию» китча — кэмп. Кэмп характерен для поп-арта и искусства плаката 60-х годов. По мнению Светланы Бойм, центральной метафорой кэмпа является theatrum mundi — «жизнь-маскарад», проявившегося в России в искусстве соцреализма, который в 90-е годы виделся «последним имперским стилем и одним из последних больших стилей XX в.»26.
Китч менее изучен, чем стиль и мода, модели его функционирования более непредсказуемы и потому интересны. Это явление мобильнее и отчасти даже прогрессивнее, чем стиль, так как основой для китча являются черты стиля, самые остроумные находки моды и собст-
Градация такой шкалы определяется необходимой точностью оценок. Степень присутствия в промежуточной форме каждой из базовых форм можно численно измерить в системе нечетких множеств.
Наглядно представить содержание одновременно четырех силуэтов в одном можно, если сравнить его с созданием палитры. Если берется несколько цветов (например, так построены модели цветовоспроизведения CMYK, RGB) и смешивается в разной пропорции, то получается совершенно новый цвет, в котором присутствуют все изначально взятые краски. Используем диаграмму Дж. Венна.
Это графический способ изображения формул математической логики, прежде всего формул исчисления высказываний. Он часто применяется для решения задач нейронных сетей.
В данном случае диаграмма иллюстрирует те области, которые включают в себя отношение промежуточной формы силуэта костюма одновременно к четырем базовым формам (рис. 32).
венные дополнения. Он почти неизбежен при формировании стиля. В XX в. неизвестны моды, миновавшие его.
Свойствами китча в проектировании костюма являются:
1) максимальное удовлетворение запросов (простота для понимания, доступность, непритязательность в технологии и точности кроя, создание иллюзии для человека — «китчмена», что он может без усилий преодолеть внешнее различие между социальными слоями), чем объясняется его чрезвычайная популярность у общественной массы;
2) способность к имитации;
3) возможность «эпатировать» культурный процесс;
4) способность культивировать одновременно несколько стилевых черт, чем объясняется некоторое непостоянство китча, в отличие от стиля, одной из характеристик которого являет-
Обозначим базовые формы костюма буквами кириллицы:
овал — О-образный силуэт;
прямоугольник — П; трапеция — Д; форма, образованная двумя треугольниками, соединенными вершинами, — Х-о браз — ный силуэт.
Каждая из базовых форм условно представлена соответствующей окружностью. В поле внутри окружности входят все множество силуэтов, с изменениями пропорций каждой из базовых форм, т. е. этому множеству принадлежат силуэты, приближенные к начертанию геометрических фигур. При пересечении окружностей образуются области, принадлежащие двум, трем и четырем окружностям. В них и находятся интересующие нас оценки промежуточных форм. Как показывает история костюма, в XX в. преобладали в основном промежуточные силуэты, полученные, следуя диаграмме Венна, путем пересечения двух и четырех базовых форм. Но даже если в формировании силуэта конкретного модного костюма какая-то из силуэтных базовых форм не
ся постоянство в «эксплуатировании» одной концепции или конкретной идеи.
Китч ассоциируется с трутовыми грибами, постепенный рост которых приводит к гибели здоровых могучих деревьев (но тело этих грибов считается красивым поделочным материалом — по ассоциации с кэмпом). Серьезное отношение к китчу как к неизученному явлению, а не объекту борьбы с дурным вкусом, проявилось только в XX в. В 1925 г. в Германии вышла одна из первых исследовательских работ «Китч» философа Фритца Капфена. Затем в 1939 г. американский искусствовед Климент Гринберг представил работу «Китч и авангард», после чего теоретики современного искус — участвует, то, рассматривая все множество оценок, можно установить, что степень присутствия этой формы будет равна нулю. Эксперт, желающий таким образом оценить силуэт конкретного костюма, идентифицирует оцениваемую модель с формами, представленными в матрице А (рис. 30). Он получает оценки О, П, X, Д, рассчитывая их числовые значения исходя из градации шкалы. Обозначим ее условно переменной п. Она может иметь любую размерность. Чем больше число градаций п, тем
ства уже не обходятся без употребления этого термина. Между тем в силу относительности эстетических оценок, свойственных современности, китч так же трудно однозначно определить, как и стиль.
На XX в. пришлось четыре наиболее характерных эклектичных периода.
1. Начало XX века (1902-1904 гг.), когда еще оставались популярными платья, созданные в конце предыдущего столетия, но уже происходили смена форм и поиски новых средств выражения не только в костюме, но ив других видах искусства. Историки считают, что этот период длился до 1907 — 1908 гг. Подобно тому, как процессы в культуре протекают неравномерно, в точности хронологии у историков тоже существуют разногласия (рис. 34).
2. Второй период приходится на послевоенное время, когда больше промежуточных форм в матрице и тем легче найти аналог оцениваемому силуэту. Возьмем, например, пятимерную шкалу (п = 5), представленную в матрице А рис. 30 (пять элементов по вертикали и пять элементов по горизонтали). Используя обозначения силуэтных форм, введем те же буквы как условные обозначения их векторов оценок.
Сумма оценок О, П, X, Д для каждой силуэтной формы должна равняться единице.
0+П+Х+Д=1 (рис. 40).
В зависимости от номера строки i, используя переменные G1 / G2 — горизонталь, V1 / V2 — вертикаль, вычисляют значения, которые будут делить соответственно шкалу строк и столбцов следующим образом:
(i — 1)/(п — 1);
Gii=1
v1j = 1 -0- 1)/(п-1): G2l = (i — 1)/(n — 1): V2J = (j — 1)/<n — 1)
При этом для любою i. принимающего значении от 1 до п. и дли любого j от 1 до п сохраняются равенства: V.= 1; n : G1( + G2I = 1.
Иначе говоря, если число строк изменяется от единицы до п, то значения оценок по
Рис. 35. Студия Рейтлиш сра. Модель платья для города. Около 1903
19Г>3 |
Sf |
19ЬЭ |
Рис. 36. Изменения моды в 40-50-е годы XX в. |
горизонтали должно быть равно единице: V, = 1;n:V1| + V2l=1. |
2| |
романтики New Look и одежды, которую носили до войны или получили в качестве трофеев, но по объективным причинам еще не восстановили динамику создания моды, сложившуюся до войны. В период с 1949 до 1961 гг., а особенно с 1952 до 1958 гг. {рис. 36) складываются уже элементы костюма, демонстрирующие уникальные черты эпохи. Костюм в этот период постепенно стал приобретать интернациональный характер, и авторитет Дома «Dior» в совокупности с запросами рынка позволил ввести ежесезонную подготовку модных коллекций большинством модельеров. Подошел новый этап в стилеобразова — нии XX в.
То же условие справедливо для оценок по вертикали, если число столбцов в матрице изменяется от единицы до п.
Следовательно, для любой силуэтной формы в матрице А, как базовой, так и промежуточной, вектор оценок (О, П, Х,Д)Ц может быть вычислен как произведение соответствующей оценки по i о- ризонтали с оценкой по вертикали:
° ч = Gn х V(J;
Рис. 37. Модель Ж.-ll. Го/ье |
3. Третий период эклектики, определенный в культурологическом варианте, точно подтверждается в варианте математическом. С 1970 по 1971 гг. и до 1977 г. одновременно происходило гипертрофирование и минима — лизация форм костюма. Как потом станет понятным, в тот момент завершалось формирование новых существования моды и здавалась новая эстетика, во многом определившая сегодняшнее отношение к моделированию одежды XX в. Все самые яркие и самобытные моды и тенденции наблюдались именно в этот период. Хиппи, панк, диско и хай-тек, сосуществующие с несколькими другими направлениями, сложившимися к этому периоду, не могли избежать эклектики, но в же время приобрели оригинальные, узнаваемые черты. В конце этого противоречивого процесса стало зарождаться новое явление — ими — джелогия. В тот же момент возникла потребность в новых специалистах в области моды — «стилистах» и литиках моды». 4. Конец века ным образом предполагает пересмотр пройденной истории. Последнее десятилетие |
и первые годы следующего столетия всегда связаны с реминисценциями и «сентиментальностью» в моде. Нашей задачей было только подтверждение этого факта. Начиная с 1990 г. эклектичные тенденции постепенно приобретали актуальность. Апогей эклектики, начавшись с 1994 г., продлился до конца века. Но одновременно с эклектикой в моде царили vintage и полисти- лизм.
Полистилизм — это одновременное независимое сосуществование нескольких стилевых тенденций в одном из видов искусства. Так как стиль распространяется в прикладном и академическом искусстве неравномерно, проявление признаков стиля замечается с некоторым «смещением» по времени. К концу 20-х годов развитие моделирования костюма и дизайна постепенно утратило синхронность с развитием живописи и скульптуры. Эволюция стилевых тенденций в костюме стала происходить обособленно и на первый взгляд даже дискретно. Моды, возникающие в живописи или других видах академических искусств, не бы-
1 |
0 |
0,75 |
0,25 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
0,75 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,75 |
0 |
0,5625 |
0,1875 |
0,375 |
0,375 |
0,1875 |
0,5625 |
0 |
0,75 |
0,25 |
0 |
0,1875 |
0,0625 |
0,125 |
0,125 |
0,0625 |
0,1875 |
0 |
0,25 |
0,5 |
0 |
0,375 |
0,125 |
0,25 |
0,25 |
0,125 |
0,375 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,375 |
0,125 |
0,25 |
0,25 |
0,125 |
0,375 |
0 |
0,5 |
j 0,25 |
0 |
0.1875 |
0,0625 |
0,125 |
0,125 |
0,0625 |
0,1875 |
0 |
0,25 |
0,75 |
0 |
0,5625 |
0,1873 |
0.375 |
0.375 |
0,1875 |
0,5625 |
0 |
0,75 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0,75 |
0,25 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
0,75 |
0 |
1 |
Рис. 40. Матрица В. Матрица расчета векторов оценок силуэта костюма XX в. |
ч 2i 1j’
Aii = G2ixV2j.
Все операции не требуют знаний глубже элементарной математики в пределах начальной школы. Если, глядя на матрицу А (п = 5), понадобилось рассчитать оценки для силуэта (рис. 37), подобного тому, который находится в третьей строке (i = 3) второго столбика (j = 2), то первая горизонтальная оценка равна:
G13=1-(3-1)/(5-1) = = 1-2/4 = 1-0,5 = 0,5.
Первая оценка по вертикали:
У!2 = 1-(2-1)/(5-1) = = 1 -1/4=1 -0,25 =
= 0,75.
Вторые оценки по горизонтали и вертикали: G23 = (3-1)/(5-1) =
= 2/4 = 0,5. V22=(2-1)/(5-1) =
= 1/4 = 0,25.
Искомая силуэтная форма содержит в себе влияние овала:
032 = 0,5X0,75 = 0,375; будет относиться к прямоугольнику на 0,125: П32= 0,5X0,25 = 0,125; будет испытывать влияние Х-образной формы: Х32 = 0,5X0,75 = 0,375; и содержать трапецию в своем силуэте:
Д32= 0,5X0,25 = 0,125.
Оценки степени присутствия в рассматриваемом силуэте четырех
ли так акцентированы, как в моделировании костюма, замечались в основном только общие для всех видов искусств стилевые тенденции. Но по традициям искусствознания анализ художественных достоинств любого произведения велся по характеристикам формы или описанию каждой из стилевых черт отдельно. В своем «Толковом словаре…» Э. Виолле-ле-Дюк пишет: «Одна из черт стиля — это прежде всего выбор формы, соответствую-
базовых форм: 0,375;
0,125; 0,375; 0,125.
Расчет векторов оценок элементов матрицы А приведен в матрице В (рис. 40).
Рассчитав однажды все множество оценок шкалы, можно автоматизировать процесс присвоения оценок каждому силуэту, избавившись от математических операций, либо
каждый раз находить уже рассчитанное значение в матрицах, сопоставляя положение указанного экспертом силуэта в матрице с его расчетным значением.
Так или иначе, шкалы, использующие нечеткие оценки, гораздо легче в применении и понимании, чем однозначные оценки. Они дают более точные данные, чем все предлагаемые ранее методы числовых описаний силуэтов костюма.
Частота встречаемости тех или иных силуэтов в XX в. определила степень актуальности каждого из них для своего времени и установила периоды возобновления интереса к тому или иному силуэту со стороны модельеров. Начиная с 40-х годов разнообразие форм, существующих одновременно, стало увеличиваться, доводя формообразование до эклектики. Если под эклектикой мы будем понимать сочетание нескольких форм, соответствующих разным стилевым тенденциям или модам, то стоит ввести строгое соответствие определения явлений возможностям их иллюстрирования с помощью математики.
щей каждому объекту. Когда архитектурные формы ясно выражают назначение, они близки к обладанию стилем; но когда произведение создает
с окружающим гармоничное целое, то тогда, без сомнения, мы имеем дело со стилем». Стиль определялся выбором формы: стиль — «совокупность закономерностей формообразования ху-
дожественной формы» ; «единство элементов, тем, мотивов, форм, техник, гармонично соединенное разумом, которому эти части подчиняются»28. Теоретики моделирования костюма, позаимствовав традиции искусствознания, описывали стили и моду по независимым критериям и таким образом надеялись получить достой-
Эклектичным может считаться период, в течение которого частота встречаемости нескольких силуэтов станет равнозначной, т. е. единовременно актуальными станут сразу несколько форм, в оценках которых будут преобладать разные базовые формы. А так как в сумме показатели относительной частоты встречаемости должны давать единицу или 100%, то степень популярности каждого из силуэтов невелика. Но если одновременно сосуществует несколько силуэтных форм, образованных преимущественно одной или двумя базовыми, то это свидетельствует о вариации силуэтов и характеризуют период как наиболее вероятный для присутствия того или иного стиля. Но сам по себе этот фактор не определяет стиля, он является лишь одним из признаков его наличия. Тем более не означает оригинальности выявленной тенденции. Для стилеобразо — вания нежелательны высокие оценки встречаемости, свидетельствующие о тотальном распространении одного силуэта (рис. 44). Термин vintage31 стали
ное сопоставление стилеобразующих процессов в разных видах искусства. Но мода — более сложноорганизованный и менее изученный процесс, чем художественная тенденция, так как мода относится в равной степени как к искусству, так и к социологии — изучению массового поведения. Поэтому стили, основанные на анализе модных тенденций, оценивать сложнее, чем, например, маргинальные течения в живописи.«Атрибутивность» явления «мода» не дает полноценного описания характеристики одной стилевой черты, даже если это наиболее важная характеристика — силуэт костюма.
Таким образом, объективную оценку явлению мы сможем дать, только оценив всю совокупность стилевых черт и признаков, которым должно удовлетворять это явление, чтобы распознать в нем стиль или моду.
употреблять в конце XX в. для обозначения тенденции в моде, связанной с использованием костюма предшествующих лет.
Понятие vintage не означаетретро стиль — воспроизведение некогда модных вещей, соответствующих определенной эпохе.
Vintage — сочетание раритетных вещей с недавно появившимися в моде, при котором костюм выглядит современно