В стиле как в музыке: самое прекрасное и самое редкое — чистота тона. Г. Флобер |
Бежевые туфли и такого же цвета лиловые чулки, Илья Ильф32
П |
омимо формы важную роль в первых описаниях стилей сыграли: цвет, ритм, орнамент и ма-
33
териал, из которого выполнено произведение. Объективные оценки цвета были получены в начале XX в.34 М. Максвеллом и Г. Гельмгольцем, открывшими три основных цвета в спектра и получившими возможностью выявить законы их смешения, но эмоциональное восприятие цветовой гаммы изучалось и описывалось с древних времен, когда создавались учения о ваянии и зодчестве. Цвет всегда нес символическую и формообразующую нагрузку, особенно акцентировавшуюся в период абстрактного искусства. Из стилевых черт костюма «цвет» является одной из самых показательных и достоверно описываемых характеристик. Обилие оттенков и сочетаний цветов,
Д |
ля создания примера оценочной шкалы цветовой костюма воспользуемся одним из наиболее обобщенных критериев — теплохо — лодность. Это наиболее сложно измеряемая характеристика при бинарной оценке. Нечеткая шкала позволяет нам дать любую точность, необходимую для распознавания костюма по этому критерию.
Для оценки цветовой гаммы костюмов XX в. предлагается 11-интервальная шкала. При экспертизе костюм относят к одному из интервалов шкалы, образованной двумя подмножествами.
характерных для любых стилей и моды, не позволяет при словесном описании избежать индивидуальности их прочтения. Даже современная богатая европейская лексика цветоведения не может соперничать по точности описаний с числовыми оценками, используемыми, например, в компьютерном дизайне (RGB, CMYK и т. д.). Единственным, но немаловажным «удовольствием», получаемым аналитиками моды от вербальных характеристик, является степень эмоционального воздействия на человека, которому при выборе кос-
В нем рядом Т является область, в которую входят теплые цвета, встречающиеся в оцениваемом костюме, а рядом Х-область, в которую входят холодные цвета костюма.
Когда нельзя дать однозначной оценки цвету и отнести его к одному из подмножеств, образуется промежуточные значения — ТХ. Сумма оценок теплоты и холодности цвета в этом множестве равна единице, т. е., для любого i-го интервала шкалы от 1 до п
Т, + Х,= 1.
Теплые цвета имеют оценки, равные единице, минус оценка холодности этого цвета.
Матрица значений оценки теплохолодно — сти цветовой гаммы по шкале нечетких множеств идентична матрицам других критериев, оцениваемых по двухмерной шкале.
Анализ цветовой гаммы не требует от эксперта специальных знаний и дополнительных измерительных приборов, но дает много информации, оцениваемой в совокупности с другими критериями.
Пример шкалы показан на рис. 49, а схема оценки совокупности стилевых черт костюма — на рис. 48.
Рис. 48. Схема экспертной оценки стилевых черт костюма |
тюма сообщают, что в моде превалируют цвета «утреннего неба», «спелой сливы» или «чайной розы». Поэтичность ассоциативного мышления в данном случае повышает мотивацию при выборе конкретного костюма, но не обеспечивает точность описания.
Для передачи настроения коллекции, которое хотел создать модельер, важнее охарактеризовать цветовую гамму, чем получить перечень используемых цветов. Представление о цветовой гамме дает более целостное и полное впечатление от коллекции, повышает возможность определить ее стилистику, найти творческие источники художника.