Матрицы для оценки других стилевых черт костюма строятся по аналогии с описанными шкалами оценки силуэта костюма и цветовой гаммы.
Невозможно с помощью чисел описать изменения в крое костю-
Рис. 49. Шкала тепло-холодности в костюме |
г о/ Мдф*>тт Н Qf> 1 ffifcfc 1ВП 1B9S
fHw»1 *9Р£ ‘Э7?
TOC o "1-5" h z Qakl&d Ifitf? —••
Qcetifiiauiato —
^У’.’ЧГ Г1ГЧ} 1^1 W*0 ■■пвав^н
&ИюДОодр * ($* №69 ммотфмншнйавмна *•■«■*»« «ап. им* ■
МЬаЛфЬ ig» ■ ■■ ‘
1Э*Г1вЧпИ 9V* 1^t. }*V ■ ■ i
• Ши! иа. Шй. .153?
■ l? c.ЗД tgl7 lyi
ir |
Ca^’^w-*P1^ ley*
м rwiqts н<* Л»»Цл»к1 *f*v w-*
JWndrtl iw wo • Ait Nwvaw-lfiBQ Ш»
i и>луг«»о 19£л~
/; 7, |
. Адом*!***; 4»j4 |
Q a |
о 9 00 |
— CM |
Рис. 50. Периодизация стилевых течений в дизайне. Авторы Шарлота и Питер Филл
i к I Рис.. Измен, силуэ костюма |
Можно отметить значение цветовой гаммы в формировании модных течений XX века:
Рис. 52. Схема возможных конструктивных линий в костюме |
1) цветовая гамма костюма часто меняется раньше, чем складывается образ новой моды и изменяется силуэт кос I юма, что связано с массовым сознанием общества и психолог ией восприятия цвета, отражающего отношение людей к происходящим событиям. Если настроение общества характеризуется равным интересом к культуре ма при анализе иллюстративного материала, например, самое элегантное изобретение из числа сделанных модельерами в XX в., принадлежи! Мадлен Вионне, ставшей в начале 10-х годов автором мет ода кроя, располагая лекала по ко-1 сой, относительно долевой нити ткани. Ткань облегала фигуру
и политике, то цветовая гамма модного костюма в этот период смешанная или более холодная. При возникновении катаклизмов и событий стихийного характера цветовая гамма резко изменяется, становится теплее или нейтральнее. Как известно, в истории костюма в периоды с наиболее оригиналь — модели без необходимых ранее вытачек. Создавался эффект «струящейся» ткан и. Конструктивными линиями создаются зрительные иллюзии, которыми модельер «управляет» при создании модели. Для вариантов взято местонахождение конструктивных линий в костюме: горизонтальное, вертикальное, диагональное и изогнутое (рис. 52).
Конструктивные линии помогают создать форму костюма, соответствующую фигуре человека, а значит, имеют некоторую степень кривизны.
Чтобы создать множество, включающее все промежуточные варианты расположения конструктивных линий, необходимо:
Рис. 53. Изменение длины юбки к 60-м годам XX в. Рис. 54. Модели А. Куррежа начала 60-х годов |
ной стилевой структурой и художественной чистотой почти не встречается сочетаний противоположных по тепло — холодности цветов. Например, античное искусство, эпоха Возрождения, ранняя готика. Ярким исключением является костюм эпохи ампир. В этот период костюм мужчин был выдержан в откровенно теплых, «уютных» тонах, а в дамских туалетах позволялись любые сочетания. Это обусловлено не только новыми возможностями изоб-. ретенных в то время красителей, но и законами гармонии, эстетикой времени;
2) наиболее продолжительными и устойчивыми оказываются модные тенденции, в которых предпочтение отдано смешанной или нейтральной (имеющей средние оценки) цветовой гамме — хай-тек, милитари, джинсовый стиль;
3) актуальность некоторых модных тенденций основана скорее на цветовых предпочтениях, чем на кардинальном изменении силуэтов или модных образов;
4) цветовая гамма более мобильно реагирует на все изменения в обществе. Например, для направления «диско» в костюме характерно буйство красок и их невероятных сочетаний, поз-
Рис. 55. Шкала для оценки симметричности костюма |
Рис. 56. Сценический костюм для чарльстона. 1925 |
воляющих, обновляя цветовую гамму каждый сезон, оставаться актуальным направлением в течение почти 30 лет.
Еще одной чертой стиля, исторически привнесенной в теорию проектирования костюма, является ритм. В 1908 г. известный специалист по синергетике Ю. Вульф писал о ритме и его значении для симметрии: «Душа музыки, ритм, состоит в правильном периодическом повторении частей <… > произведения, правильное же повторение одинаковых частей в целом
35
и составляет сущность симметрии» . В этом значении ритм характерен не только для музыки, но и для поэзии, живописи, архитектуры и дизайна.
В теории проектирования костюма ритм — чередование с определенной закономерностью элементов пластиче ского выражения или композиционных приемов (ритм — элемент стиля), использованных при создании одной модели или коллекции.
Как каждый кадр фильма имеет свою композицию и несет определенную информацию, но не показывает развитие сюжета, так и в каждом костюме коллекции уточняется стилистическая идея автора, но не воплощается замысел коллекции, т. е., представление о работе модельера будет неточным, если оценивать его коллекцию по одной модели. Подобным же образом невозможно составить представление о стиле определенной эпохи, проанализировав образцы отдельной моды. Возникает проблема установления сочетаемости в визуальном ряду стилевых черт моделей.
• найти значения взятых параметров между собой путем перетекания линий из горизонтальных в вертикальные, пройдя этап
Анализ костюма по всем критериям одновременно дает гораздо больше информации для понимания моды и стиля, чем оценка каждой из стилевых черт отдельно. Ритм в коллекции одежды обусловлен числом моделей подобно нотной грамоте, которая состоит всего из семи нот, но при их различной последовательности позволяет создавать самые разнообразные произведения. Для модельера коллекция — это серия стилистически или идейно объединенных моделей одежды, обуви и аксессуаров, сделанных для определенной цели. В дизайнерской среде термин «коллекция», как и сам дизайн, претерпел изменения в течение века. По законам смены циклов в истории начало и конец века очень схожи. Пройдя долгий путь изменений, смысл термина «коллекция» почти вернулся к первоначальному значению, т. е. на дефиле конца века коллекции означают набор моделей костюмов, взаимосвязанных концепцией автора. Эти коллекции представляют современные тенденции и предложения одежды для разных по стилю жизни, но принадлежащих к одному социальному слою людей. Например, в одной коллекции моделей можно увидеть вечерние, повседневные и деловые костюмы, в них могут сочетаться различные материалы, стили и направления, но все же эти костюмы будут восприниматься как «коллекция». В связи с изменениями в построении коллек- |
ций возросла роль сти ного проектировать ко тая элементы костюма раз. ний Дома.
По традиции, зародившейся еще со времен Жанны Пакен и Люсьена Лелон — I а, показ коллекции обычно завершается свадебным платьем (рис. 59-62), которое крайне медленно эволюционирует в XX в., сохраняя архаические формы своих предшественников.
Свадебные платья являются самым явным примером классической одежды для торжественных случаев.
ции показы — екций в год ки. рй из моде — й черты |
Если первоначально коллекции создавались как образцы «новой моды», которая могла долго ;существовать в неизменном виде, а платье шилось весьма медленно, требуя применения ручной работы, то с созданием новых технологий коллекции начиная с 50-х годов стали выпускаться к каждому сезону, а к концу века некоторые производители, например, GAP или Mango посчитали необходимым обновлять и дополнять ассортимент коллекций каждые три-четыре недели.
Изменение модной линии по сезонам было введено К. Диором после ej о триумфа в 1947 г. из соображений стимулирования продаж одежды. Эго нововведение даже закреплено в положении Парижского синдиката высокого шитья, обязывающего всех членов этой престижной орг вать не менее двух в четко устаноамш
В середине века лей в коллекции был
Рис. 64. Донайле Луна, первая темнокожая модель в Париже. ПакоРабанн. 1968 |
Рис. 63. Показ в Москве коллекции Пако Рабанна. 1999 |
ансамбля, т. е. полностью завершенного произведения, включающего в себя разработку всех деталей от make-up до аксессуаров (рис. 64). Это помогало не только созданию цельности образа, но и продажам этих моделей, смотревшихся «неполными» без тонко подобранных дополнений.
К концу века принцип «ансамблевос — ти» заменили противоположным — взаимозаменяемостью частей костюма, комбинируя «все со всем», что породило тенденцию «vintage» — согласование вещей из старых, забытых коллекций с хитами продаж последних сезонов. Распространение этой тенденции привело к изменениям в подходе к формированию гардероба — «не обя — диагонального расположения;
• рассмотреть варианты, когда из любого расположения (вертикальное, горизонтальное, диагональное) линии преобразуются в изогнутые38 (рис. 52).
Для оценки этого критерия необходимо сопоставить элементы матрицы с промежуточными и однозначными (угловыми) значениями. Для расчета векторов оценок воспользуйтесь шкалой для оценки силуэта костюма (матрица В) (рис. 40).
зательно быть модным, надо быть стильным (букв, стилизованным)».
Если в начале века для создания представления о модели важно было привлечь внимание зрителей к манекенщице, чуть позже — создать у зрителей соответствующее образу модели настроение (добавились музыка и специальный «визаж»), то к концу XX в. модель и манекенщица стали менее интересны, чем концепция всей коллекции36. (Периодами особого внимания к манекенщицам были конец XIX в., предвоенные годы и начало 90-х годов XX в.).
«1002 ночь» Поля Пуаре и первые дефиле Дома Worth производили впечатление сценического действия, так как