Прежних сыновей своих, перед тем как посылать, испытывала она, пришивая им рукава к коже и мясу; они не могли стерпеть и кричали. И так же поступила с Синфиотли, а он и не шелохнулся…*.
«СРЕДНЕВЕКОВЬЕ развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственно, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою |
Медленно развивающиеся земледелие и скотоводство диктуют развитие материальных и духовных потребностей общества, ограничивая их кругом замкнутых родовых интересов и грубых навыков общения. Родовые и межродовые распри, суровые условия жизни, жестокая борьба за жизненное пространство и власть над ним, сопровождающие становление европейского феодализма, определили потребности в создании крепостных центров и положили начало в строительстве крепостной и замковой архитектуры. Крепостной, оборонительный характер, каждую минуту могущий обернуться агрессией, определял весь жизненный уклад, бытовой антураж которого находился в прямой от него зависимости. |
* Хрестоматия по западноевропейской литературе. М.: Учпедгиз, 1936, стр. 73. ** К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 7, стр. 360. |
«Волсунга-сага», X в.
Натуральное хозяйство подчинялось насущным нуждам, исходило из минимума, имеющегося под рукой, и из потребностей, которые этот минимум мог удовлетворить.
С технической стороны область костюма была ограничена примитивностью прядения, ткачества и традициями быта. А образ жизни общества не вызывал еще потребности в совершенстве одежды, арсенал ее был весьма скуден и укладывался в четыре наименования: рубаха, штаны, плащ и покрывало. Цвет, украшения и материал характеризовали общность, группу людей, клан, род: 1) как единый хозяйственный организм, располагающий одинаковым сырьем, красителями и способом производства, и 2) как единый духовный организм, объединенный единомыслием и духовным укладом (обычаи, этика, мораль). Эти признаки, практически определившие декоративный строй одежды и украшений, впоследствии закреплялись как национальные (орнамент, вышивка, разрисовка, аппликация, цвет и т. д.).