Нарядная одежда есть кража у государства.
Шалье
ранцузская революция (1789 — 1794), подготовленная всем общественным и культурным развитием страны, в котором искусство сыграло свою роль, застала само искусство в поисках прекрасного идеала. Античное искусство, героика античного общества, республиканские идеалы Греции и Рима были той партитурой, которую величественный оркестр революции принял к исполнению во славу торжества идеи свободы.
Впервые прозвучали декларации о гражданском единстве, о содружестве всех классов, профессий и цехов, о необходимости художественной пропаганды в народе.
Художник Жак Луи Давид по запросу Комитета общественного спасения, который приглашал «граждан представителей народа представить свои взгляды и проспекты о средствах улучшить современный национальный костюм и приспособить его к республиканским нравам и характеру революции», создает проекты одежды граждан новой республики.
В торжественных шествиях, в которых по замыслу художника Давида принимал участие народ, можно было увидеть мэра с шарфом через плечо рядом с дровосеком или каменщиком, судью в мантии и шляпе с пером рядом с ткачом и сапожником
и молодых девушек, одетых в белое и украшенных трехцветными поясами, несущих в руках лавровые ветви — символ победы (рис. 149). Дистанционный социальный барьер формы костюма был низвергнут, и чопорный придворный ритуал остался до наших дней в небольшом количестве стран как дань традиции и театрализованное бесплатное зрелище.
Рис. 149 |
Три цвета — белый, синий и красный, символы свободы, равенства и братства,— прорезали полосами шарфы и юбки, расцветили жилеты и украсили кокарды. Короткая деревенская куртка-карманьола, длинные панталоны из грубой шерсти, сабо (деревянные башмаки), фригийский колпак с кокардой — костюм санкюлота (рис. 150).
Рис. 150 |
В период революции аристократия и даже буржуа (первые по причине маскировки, вторые — из демократических соображений) одевались более чем скромно, это даже дало повод сказать, что придворная мода пала раньше, чем королевская власть. Фрак вытеснил камзолы и кафтаны; маленькие жилеты и узкие панталоны, спускающиеся за колено или до середины икр, составляли непременный туалет мужчины периода революции (рис. 151).
Из всего античного гардероба, рекламируемого художником Давидом, мужчинам достался только плащ. Трехцветные пуговицы, ленты, кокарды, жилеты, панталоны и чулки — все это свидетельства принадлежности их хозяина к революционной партии. Правда, цвет костюма еще мог свидетельствовать о приверженности к старому режиму, как то белый и зеленый — цвета Бурбонов, но в основном преобладал черный цвет.
Презрение к аристократизму сказывалось в некоторой небрежности костюма: расстегнутый фрак, расстегнутый двубортный жилет. При этом расстегнутый ворот рубашки ложился по сторонам шеи, которую так же небрежно обматывал шарф.
Якобинцы (члены клуба и политическая партия) носили куртку-карманьолу, что было их своеобразной формой. Голову венчали треуголки и двууголки с кокардами, шляпы с высокой тульей и лентами с пряжкой, круглые шляпы-бурдалу.
Щеголи, а таковые еще были, к фраку надевали узкие панталоны из казимира или лосины, которые обтягивали
ногу до икр или лодыжек и франтовской розеткой прикреплялись к полосатым чулкам. Они появлялись на улице и в ярко-красном фраке, коротких черных панталонах-кюлот, под коленкой открывающих черные чулки.
Патриоты могли надеть голубой фрак с красно-белой отделкой и жилет с пуговицами, вышитыми эмблемами революции.
Узкие фраки сильно расходились от конца ребер, обнажая жилет, бедра и ноги. Высокий вырез фрака и щегольство требовали идеально натянутой поверхности панталон, что привело к изобретению подтяжек, оставшихся в обиходе и по сей день. Вслед за этим появляются длинные панталоны, как узкие, так и широкие (рис. 152). В период революции можно было появиться на улице в панталонах и рубашке, опоясанных шарфом, в куртке и без шляпы.
Женщинам-аристократкам приходилось до поры до времени быть скромнее: они расстались с пудреными париками, кринолинами и роскошными тканями. Платье с узким корсажем, косынка на груди, чепчик с разноцветными лентами сравняли их с горожанками (рис. 153).
Мастеровой люд — служанки, продавщицы, прачки, швеи — заполнил улицы Парижа. Характерная одежда — блузы у мужчин, у женщин коротенькие жакетки-карако и казакины, широкие юбки в сборку, косынки, фартуки. Голову украшали чепчики из белой ткани с лентами цветов революции.
Если художнику в работах над костюмами народа не представит труда выбрать ткани для костюмов (диагональ, репс, бязь, фланель, кресбон, сатин), то особое внимание придется обратить на цветовую характеристику костюмов в массовых сценах. Темперамент народа часто находит выход в любви к яркости, в броских сочетаниях. Радостное настроение, приподнятость духа, несомненно, могут получить цветовое выражение. В то же время при работе над эскизами костюмов персонажей в массовых сценах художник обязан решать их все вместе, создавая цветом не только настроение, но и приятную для глаз зрителя общую цветовую гамму.
Словесное равенство и имущественная несправедливость делали свое дело. Мода как была служанкой немногих, так ею и осталась. Она на время несколько изменила хозяев,
но инициативу, дары и изобретения, как всегда, сложила к ногам власть имущих.
Рис. 154 |
С 9-го термидора, фактического дня конца революции, начинается новый этап развития буржуазной и аристократической моды. Аристократия получила амнистию, сразу после создания Директории ей были возвращены конфискованные богатства; разбогатевшая на поставках и спекуляциях армия банкиров, поставщиков, торговцев — всех этих нуворишей — завладела правом легально распоряжаться своими богатствами — вот кому будет отныне служить мода!
В одно мгновение были преданы забвению декреты Конвента, желавшего ввести строгость нравов, возобновились публичные балы, увеселения, зрелища, театры, переполненные до отказа, толпы гуляющих на улицах.
Античные одежды, приготовленные целомудренной революцией, стали предлогом изысканной обнаженности. Единственным и неповторимым украшением признается само тело, которое просвечивает сквозь легкую, прозрачную греческую тунику (рис. 154). Чулок не носят, обнаженные ноги затянуты в кожаные котурны или сандалии; волосы собраны узлом наподобие античного образца или коротко подстрижены. Туники слегка скрепляются аграфами (пряжками, булавками), камеями и опоясываются тонкими шнурами. Платья постепенно сползают с груди книзу, руки обнажаются до самого плеча.
Несмотря на то что в народной песенке добродушно поется, что благодаря моде можно обойтись одними рубашками, эти рубашки покрыты драгоценностями.
«Грекоманией» назвали этот период в истории костюма, ибо в ход пошли туники, белые хламиды, обшитые меандром (греческий орнамент), прозрачные белые газовые платья. Еще в конце последней четверти XVIII века пропорции женских платьев удлинились, приблизившись к классическим. Образцы художника Давида диктовали талию под грудью и ниспадающую тунику с разрезом на боку. Стройные женщины выигрывали от таких пропорций (рис. 155), но полным приходилось плохо, и они были мишенью, притом довольно удачной, для бесчисленных карикатур. Чепцы первых лет революции уступили место греческим диадемам, лентам, сеткам, покрывалам.
Золотая молодежь — наследники казненных и осужденных Конвентом,— получив наследство, учредила в числе забав клуба (в который они объединились) «балы жертв». Они брили волосы на затылках, подражая головам казненных. Приглашая даму на танец, они, опять же памятуя о казни, делали дергающееся движение головой. Мода эта вызвала восторг в реакционных кругах, и женщины безжалостно обрезали свои волосы, подражая прическам жертв.
Рис. 156 |
В конце века входят в моду шали, ибо прозрачные легкие туалеты в любой сезон года требовали хоть какого-нибудь утепления. Недаром газеты этого времени пестрят сообщениями врачей о гибели их молодых пациенток. Шали, платки, шарфы — красные, голубые, бирюзовые, темно-коричневые — покрывают шею и плечи женщин (рис. 156). Их широкое распространение началось после египетского похода Наполеона. Караваны кораблей, нагруженных восточными товарами, привезли в Европу турецкие платки, арабские полосатые ткани. Дамы украшали головы плотными полосатыми и легкими газовыми восточными тюрбанами. Догадливые фабриканты начали выпускать и в Европе шали и шарфы, производством которых на весь мир прославилась и Россия. Длинные шарфы с бордюром из восточных огурцов и прелестного растительного рисунка украшают женщин на портретах Боровиковского, Тропинина, Брюллова. Они стали обязательным атрибутом женских портретов конца XVIII и начала XIX веков.
…Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек!.. А. Блок. «Возмездие» ИСТОРИЯ костюма XIX века полна драматизма и очень наглядна в своем отражении эпохи. Становление капиталистического производства, небывалый расцвет международной торговли, рост богатства на одном полюсе общества и обнищание — на другом, проникновение капиталистических отношений в сознание людей и классовый антагонизм, революционные потрясения, экономические взлеты и падения, забастовки, колониальная политика и дипломатические войны — все это как тончайшим прибором улавливалось механизмом моды. Искусство костюма предоставило небывалое по размаху поле деятельности самым различным областям производства, связало страны узами монополий и торговли, твердо установило господство международной моды. Быстрый рост промышленности в странах Европы, многочисленные смены направлений в искусстве, конкурентная борьба отраслей производства моды и конкуренция в торговле, появление на рынках новых тканей и всех компонентов костюма — вот пружина экономического и художественного двигателя моды. Но есть еще одна влиятельная пружина в этом сложном механизме: потребители моды — главным образом женщины. |