Нынешние щеголихи полюбили старину…
Вестник Европы, 1804 г.
рошла целая вечность за малое календарное десятилетие. Человек ступил на лунную поверхность, пересадил сердце, вырастил в пустынных степях хлеб…
Идея респектабельности, четко сформулированная в XIX веке, потерпела поражение в XX веке. И не то что ее совсем не стало — она приняла новые формы у одних и безжалостно была растоптана другими. К понятию комильфотности, такому удобному для выявления престижа, стали в некоторых ситуациях относиться агрессивно: «…буржуазную одежду — костюм, белую рубашку, галстук — я уже много лет считал безобразной, однако убеждал себя, что ее надо носить, иначе тебя примут за сумасшедшего. Короче, смирялся с этой участью. Теперь же смиряться больше не хочу…»*.
Но если последнее утверждение — в какой-то степени поза, то «молодежь Европы и Америки, вступив в антагонистические отношения со стареющим прошлым, учредила полный разгром буржуазной респектабельности внешнего вида, не пощадив заодно этику и мораль.
… Прогрессирует сокращение временного разрыва между научным открытием и внедрением его в массовое производство, формирующее культуру быта, а это означает, что вещный мир, на котором воспитываются поколения, меняется теперь очень быстро. Времена, когда собравшихся под отцовской крышей несколько поколений окружали одни и те же вещи, когда отцы и дети учились по одним и тем же учебникам, разделяли общие потребительские идеалы,— эти времена канули в прошлое, теперь каждое поколение имеет свой собственный вещный мир, подчас очень не похожий на тот, в котором жили предшествующие поколения… Результатом этого оказывается попытка молодежи… утвердить свою собственную субкультуру… попытка, не лишенная трагизма, поскольку критика предшествующей культуры легко может перерасти в отрицание культуры вообще…»[41].
Студенческому движению предшествовало движение тинэйджеров (подростков от 13 до 16 лет), о которых в полный голос заговорили в 1957 году, когда в период послевоенной экономической стабилизации в Англии подростки получили право свободно распоряжаться своим заработком (раньше по закону их заработок отдавался только родителям). «Вдруг все заметили, что с молодежью происходит что-то странное. Тинейджеры отбились от рук, не желают слушать старших, одеваются так, что рябит в глазах, танцуют разные новомодные танцы, а главное, ни в грош не ставят благие заповеди традиционной для Англии христианской морали.. .»[42].
Следствие принимали за причину. Психологический транс массового ритма рок-н-ролла сбрасывал условности патриархального танца, превращая его в массовое действо, заодно срывал и неудобные одежды, раскидывал руки и ноги в экстазе шоковой акробатики. Родители ужасались, дети торжествовали. Необузданная экономическая свобода юных потребителей позволила капиталу возжечь фимиам на новых алтарях во славу древнего золотого тельца. «…Солидные бизнесмены — фабриканты одежды, грампластинок и телестудий — принялись выколачивать прибыль, во всем потакая вкусам тинэйджеров, а вкусы эти, увы, не всегда отличались разборчивостью…»[43]. Мало того, вкусы обязаны были быть антиподом респектабельной традиционности родительских взглядов. С малого, ласково панибратского слова «предок», «старик», «старуха» начался антагонизм, который окреп в далеко не безобидное явление… «У нас в старом городе есть свои железные законы. Ни один из наших ребят старше 12 лет не выйдет на улицу со своими предками, разве только когда надо прибарахлиться, но есть и такие строгие блюстители личной программы, которые едут другими автобусами и встречаются с матерью прямо у магазина…»[44].
Не будем наивными — деньги есть деньги и обывательское чувство собственности, радость приобретения и стяжательства приходит даже в антимоду… «Еще в школе я пережил увлечение стильной одеждой. Потом это прошло. И я стал у увлекаться другой модой — галстуками, шнурками, броскими рубашками. Однажды я целый месяц воевал со своей старухой за право купить яркую рубаху с галстуком шнурком и стеклянной булавкой. А потом мне захотелось иметь узкие, облегавшие, как собственная кожа, черные джинсы, пиджак с золотистым отливом, ботинки на каучуке и атласный жилет. Теперь мне наплевать. А тогда было важно. Каждый человек имеет право одеваться по собственному вкусу…»[45]. Эта сентенция, точно высказанная автором устами своего героя, является тем знамением времени, которое в общем счете, несмотря на «убытки и потери», принесло новые взаимоотношения между «модой и человечеством» во второй половине XX века.
Иметь право одеваться по собственному вкусу — этот первый явный протест в традиционной Англии стал девизом молодежи всех стран, ну, а если бизнесмены извлекли из этой платежеспособной армии покупателей наживу, то да здравствует молодежная мода! Вот почему истинный изобретатель мини француз Курреж остался под флагштоком, на котором еще до сегодняшнего дня плещется знамя практицизма Мэри Куант — английской королевы мини-моды. Одежда — выражение психологии личности — оказалась броней, о которую разбился авторитет взрослых, и она же была самым доступным и легким способом самоутверждения. И в этом одна из причин возникновения «немыслимых» и «удивительных» — инкруа — яблей XX века.
Авторы романа «Негодяй из Сефлё» Пер Валлё и Май Шёвалл не без иронии рисуют портрет юноши, оперируя только умопомрачительным изображением его туалета: «…восемнадцатилетний паренек с белокурыми волосами до плеч, в огненнокрасных джинсах, в коричневой замшевой куртке со словом «любовь» на спине. Вокруг кудрявились хорошенькие цветочки розового, голубого и сиреневого цвета. На голенищах сапог тоже были нарисованы цветочки и тоже написаны слова. Рукава были изысканно отделаны бахромой из волнистых мягких человеческих волос… Невольно приходила в голову мысль, что ради этих рукавов с кого-то сняли скальп»[46].
В капиталистическом мире торговля одеждой являет собой бизнес на духовной потребности, он угождает всем, и его возможности варьируются в зависимости только от спроса, а сам он может быть одновременно и прогрессивным, и антигуманным… «Традиционной моды больше не существует, одежда важна как средство самовыражения, как вид искусства, доступный всякому. И молодежь одевается так, как ей нравится, черпая вдохновение в любых уголках света, зачастую в прошлом, а также
в своем собственном воображении (рис. 230). Кожаные куртки с бахромой, ковбойские шляпы и шитые бисером головные повязки индейцев, которые надевают поверх расчесанных на прямой пробор распущенных до плеч волос. Цыганские костюмы — широченные юбки в сборку набивного ситца с рисунком лоскутного одеяла, бесчисленные нитки бус. Юноши расхватывают довоенные костюмы с широкими лацканами, широкими брюками». Так пишут об одежде молодых сами англичане в 1971 году в журнале «Англия»… А в 1972 году официальные журналы мод всего мира утвердили направление моды, провозгласившее ностальгию по 30-м и 40-м годам, где фигурируют старомодные пиджаки, брюки-клеш и типаж женщин а-ля Грета Гарбо и Марлен Дитрих, обувь на «платформе» и некоторые атрибуты дурного вкуса, которые получили в конце концов истинное наименование — «китч», в буквальном смысле — отброс, мусор, пошлость (рис. 231).
Суть современного искусства костюма заключается в том, что оно поставлено в условия быстротечности. Это и характеризует технический прогресс. На протяжении многовековой истории формы и идеи костюмов, как пузыри,
ленность, угождая флюгеру потребности, рубит на куски традицию. Она, как дрова, сжигает идеи, чтобы в механическом ритме родить быстрогаснущего феникса. И эти фениксы вспыхивают как в промышленности, так и в лавках старьевщиков. Они становятся символами, эмблемами, порой даже знаменем или вывеской клана…
«В этом сезоне имели успех акценты… Другие девицы обвязывали свои кисти бинтами, с нетерпением ждали расспросов о попытке к самоубийству. Встречались еще и одетые, как бродяги, в грубые шерстяные чулки. Они говорили, что из любви к богемной жизни, что ни вечер, живут в другом отеле, что в их громадных походных сумках, похожих на котомки и висевших на плече, содержалось все их имущество. Но вот наиболее странные дамы, томные и экстравагантные, вместо колец носят на пальцах старые резинки. Оказывается, что это знак принадлежности их к тайному обществу… » Извечная тайная жажда необычного теперь не знает границ: «…две девушки в стиле «Ботичелли», в облегающих черных платьях, нацепили на себя страшные ожерелья в виде длинной цепочки, на которой вместо брелока был подвешен висячий замок. Эта штука, свисающая ниже живота, вызывала не меньше удивления, чем, допустим, пояс целомудрия, надетый на кухонный стол…»[47].
Необычное породило кофты, расписанные вручную фломастером или окрашенные «узлом» в домашнем тазу (вспомните костюмы в фильме «Человек-оркестр»), употребление старых мундиров, полицейских плащей, списанных за давностью… И предпринимателей лихорадит — есть возможность заработать на этом маскараде, коль его так жаждут… «…Мой шоп будет популяризировать модную одежду молодых пижонов всех стран мира. Каждые три месяца смена декораций. Что носят японские мальчики, которые держат «нос по ветру»? Какие сейчас в Токио самые модные шмотки? Следующие три месяца Италия или там Дания…»** — говорит в романе «Молодожены» юный предприниматель.
Разболтанность духовная и моральная привела к разболтанности внешней, к потере вещной привязанности и к быстрой безжалостной смене «тряпья». Но это все относится к тем, кто кичится «княжеством в лохмотьях», для кого «шмотки» -— единственное средство самоутверждения и бунта против старших. Но ведь есть и другая молодежь, другая точка зрения, другой взгляд, другие ценности, другой мир.
«…Не было у нас на фестивале ни одного сколько-нибудь серьезного разговора, где не возникала бы сама собой, ненастойчиво, но неотвязно, эта извечная тема: ради чего живет человек, неужели только ради комфорта, машин, бытовой техники, очаровательных безумств моды? — пишет корреспондент с X Всемирного фестиваля молодежи в Берлине («Неделя», 6—12 августа 1973 г.).— Два белобрысых датчанина, похожие одновременно на викингов и на русских разночинцев, сосредоточенно ходили по русскому клубу, рассматривая витрины… Они признавались, что хотели бы
жить коммуной, отказавшись от тягостной власти вещей, подавив окончательно эгоцентрические уколы самолюбия…
Нам, знакомым с непримиримым утопизмом молодежных коммун первых лет революции не только по серьезным историческим трудам, но и по катаевской пьесе "Квадратура круга", намерения нынешних двадцатилетних датчан могли показаться наивными. Но не казалось простодушным их неприятие раз и навсегда установленных норм буржуазного существования. Не вызывало улыбок их умение обходиться малым, жить ради души, а не ради живота, стремление помочь хоть кому-либо на земле совершенно конкретным делом. Эту свою готовность они доказали простотой одежды — неизбежные джинсы и рубахи,— отказом от карьеры в буржуазном смысле слова».
Мы уже знаем, что мода никогда не была аполитичной — у нее всегда определенные адресаты и точные склонности.
«He-мода», употребленная одновременно разными общностями людей, становится идеологической платформой, знаменем, забралом, если угодно, символом и демонстрацией убеждений. Вот почему в любом труде о костюме важно понимание побудительной причины, а следствие становится уже свидетельским показанием и документом истории как сослагательного существа образа.
«…Мировая кинокритика проследила эволюцию женского образа в буржуазном кино. Ее основные вехи отмечены появлением женщины с прошлым, богини любви, женщины-вамп, секс-бомбы, женщины, предназначенной для стриптиза, и, наконец, Брижит Бардо воплотила, как говорят, идеал чистоты, близкий к животному состоянию. Польский кинокритик Теплиц пишет по поводу феномена Брижит Бардо: Сознание такого физического типа, основанного на принципе "чистоты животного", повлекло за собой далеко идущие изменения в области социологии и морали. Ведь если животное, то и свобода рефлексов, свойственная животному: ешь, пей, как придется, делай, что хочешь, одевайся, как вздумается…"»*.
Мода проникает в разум, душу, становится образцом поведения. Идущие с экрана «образцы» создают эталоны эстетических убеждений целого поколения.
Прежде чем стать модой, женственная вульгарность, раскованность движений и длинные волосы были атрибуцией облика актрисы Брижит Бардо. Но все, кому она импонировала и для кого стала идеалом, приобщились к ее внешней оболочке, и она, как четкий символ, огромной тенью осенила облик молодых женщин 50—60-х годов (рис. 232).
У истоков моды всегда лежат конкретные, чаще всего общественные обстоятельства.
Так на фоне «разгневанных молодых людей» 50-х годов, тинэйджеров — бездумных и одиноких подростков, о которых их кумир Клифф Ричард поет:
…Я брожу один, совсем один,
Рис. 232 |
Никому не нужен… —
на фоне длительного, двадцатилетнего мифа Брижит Бардо, возникшего в последующий период материального улучшения и морального опустошения, родился «новый феномен "хиппи" с его экстатическим джазом, узаконенными наркотиками, браком втроем, с его разболтанной походкой, которая по созвучию со словом hip (бедро) и дала ему название, с его модой одеваться назло всеобщей моде и невнятным языком ассоциаций и намеков, составленных из немногих общепонятных слов, с его антиморалью, выведенной как антитеза из всего, что исповедует «скуер» — благонамеренные люди, мещане, обыватели, это законопослушное общество и общество лицемерия, эти посредственности и конформисты»[48].
Хиппи, будучи братьями по внешности, со временем резко разделились по своей идеологической платформе, в некоторых случаях став антиподами социальными — одни, отказавшись от материальных благ, пошли по пути непротивления, в конце концов окончившегося агрессией; другие те же мотивы облекли в прогрессивное начало: уходили из респектабельных домов, как юноша, о котором в своем очерке писал журналист Овчинников и который «уехал в сельскую глушь, работав простым ковбоем, утверждая, что ему ничего не нужно, что ему легче дышится в степи»[49].
В этом случае движение хиппи привело к положительному явлению: сняло маскарадный налет и с рациональной убедительностью выступило «против чрезмерной практичности, расчетливости, против слепого стяжательства». Другие «непротивленцы» породили целый ряд «сект», в конце концов пришли на путь «тотальной вседозволенности», который в ряде случаев привел к жестокости и преступлению.
Для тех и для других внешний вид имеет значение символа отрицания мещанства, обывательщины, но разные цели скрывает и преследует этот эпатаж (рис. 233).
Страшно начинается фильм «Подонки» (США). Группа молодых мотоциклистов в куртках с эмблемой своего братства на спинах останавливает уличное движение маленького провинциального американского городка. Улица заполнена машинами, за стеклами которых, как в клетках, сидят притихшие люди. Страх звенит тишиной. И узаконенная вседозволенность и усвоенная безнаказанность, покоящиеся на трусости обывателя, толкают это механизированное быдло на «развлечение». Мотоциклисты разбивают стекло одной из машин, вытаскивают хозяина на мостовую и начинают его методически избивать. Ни одно ветровое стекло не опускается. Напрасно окровавленный человек бросается за помощью от машины к машине. Обыватель не хочет видеть, ему все равно, а молодчики — трусы и храбрецы «братства» безнаказанности — как бы нехотя и лениво бьют окровавленное лицо о стекла безмолвных автомобилей.
Эта тотальная вседозволенность вызвала моду на «поп-одежду», украшенную порнографическими изображениями, абсурдными рекламными рисунками и отталкивающими натуралистическими символами, явно предназначенными для зрительного и морального шока окружающих; эта одежда выглядит как «рыцарский щит» порнографических крестоносцев и забрало обездоленного поколения преступников…
Бесконечный массовый стандарт производства, его масштабность, подавляющая рекламность и всепоглощающая навязчивость вызвали в Америке, да и во всем западном мире, реакцию, в практической и теоретической основе которой, несомненно, не обошлось и без участия хиппи.
«…Страна, которая положила начало массовому конвейерному выпуску предметов потребления, с тоской оглядывается на ремесленника, на кустаря-одиночку. Самая высокая аттестация товара — сказать, что это ручная работа»*.
И вот мода выбрасывает на рынок кофты и платья из старых, ручной вязки скатертей, тулупы, расшитые шелком, и национальную одежду, отмеченную печатью ремесла.
В августе 1973 года на стадионе в Лужниках на мировой спортивной Универсиаде можно было одновременно наблюдать все многообразие отношения к одежде: восхищение ею, дань ультрамоде и полное к ней презрение… Здесь были широченные женские и мужские штаны по моде китч, рубашки, расшитые национальной орнаментикой, длинные волосы у мужчин и бритые головы у девушек, заношенные джинсы, «прилипшие к бедрам», и обыкновенные майки без рукавов — общая одежда обоих полов, платья «макси», «мини», шорты — весь этот маскарад был на редкость современен и, наверное, летом 1974 года выглядел бы устаревшим. Не столько стареют «тряпки», сколько меняются наши взгляды.
«… У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются единые нравственные, этические требования к другим людям, образуются представления — образцы, эталоны»[50].
Рис. 234 |
Итак, обещав во введении не забывать об одежде как о символе, мы этим и заканчиваем. Не понимая истинного значения своей одежды (это доступно только профессионалам), мы бессознательно переносим на себя символическое значение костюма, хотим этого или нет: само наше сознание, наша психика срабатывают в этом направлении.
Научное исследование космоса и проблемы, с ним возникающие, оказали влияние на экран, театральные подмостки и, конечно, на искусство костюма.
Так, идея изображения космического скафандра в искусстве приобрела значение символа, которым не пренебрегла мода (рис. 234). Приглядевшись к техническим достижениям в этой области, например к шнурованным костюмам летчиков, купирующим перегрузки, примирившись с упадком престижа респектабельности, она сначала одела всех в водолазки. Последние засверкали отблеском космической эпопеи и технической простоты, и вот Софи Лорен, Джеральдина Чаплин, Катрин Денёв, Марчелло Мастрояни в рекламных снимках стали демонстрировать свою солидарность с «простотой» на мировой арене рынка новизны, а затем и весь мир оделся в эту обыкновенную, когда-то называвшуюся свитером вязаную кофту. Она модернизировалась, приобрела эластичность, фактурность и сегодня на нашем рынке именуется «лапшой» и очень симпатично обтягивает любой стан, пожелавший быть обтянутым.
Но такой же «лапшой» (трикотаж, вязанный резинкой) стали украшать шерстяные колготы или рейтузы, и теперь обтянутые, как в космические скафандры, с головы до ног женщины выглядят истинно «фосфорическими», о которых Маяковский и не мог мечтать (рис. 235).
Высокие сапоги, обтянувшие ногу, яркая блестящая нейлоновая отстроченная куртка — и далекий символ
«машины времени» превращен в обыденную реальность, может быть, и дорогостоящую, но вполне земную. Итак, сложность времени, породившая новые законы внешнего бытия, свободу и непринужденность формы, свободу выбора и вкуса (не будем уж очень обманывать себя насчет последнего), потеснив моду-диктат, разрубила гордиев узел единомодной одежды. Мода превратилась в тонкий инструмент исполнения желаний, в то же время приобрела терпимость к стремлению как к индивидуальности, так и к униформенности. «Джинсы нравятся миллионам…» — пишет корреспондент «Недели».
«…Первоначально джинсы предназначались для шахтеров, позже они стали частью ковбойского костюма… а ныне они прочно вошли в моду и пользуются одинаковым успехом как у мужчин, так и у женщин… Привычный синий цвет джинсов стал анахронизмом — они могут быть лиловыми, голубыми или желтыми в полоску. В джинсах отражается тяга к независимости… Для молодежи они — символ их вольной жизни… Они беззаветно преданы его обладателю и следуют каждому его движению, приветствуя любую грубость по отношению к себе, в конце концов, хорошо послужив нам, переходят к нашим отпрыскам… » Так пишут американцы, но таким стало и международное мнение.
Можно одеваться без дендизма, без снобизма, с удобством, с достоинством и без особых затрат и мук «дипломатического протокола» высокой моды. Мода прошла еще один этап, где в одной шеренге выстроились независимые «мини», потерпевшие поражение «пришельцы» — «макси», сблизились мужской и женский наряды.
Взаимоотношения мужчин и женщин в своей многообразной истории сопровождались упорным соперничеством по части внешности.
Не найдя до сих пор идеального решения, обе половины человечества порой обмениваются деталями костюма, мечтая с помощью призрачного маскарада восстановить искомое равновесие (рис. 236). И что же? Мужчины начали с меховых манто (пусть их так же мало, как обладателей горностаевых мантий), прошли этап рюшек и бантиков и вышли на прямую в блузках с цветочками и кружевных
косоворотках. Пусть тешатся. Ведь они не знают, что их прапрадедушки носили штанишки в розовую гвоздичку, парички с буклями и косичками, а на рубашечных тканях еще сто лет назад печатались изображения породистых собак, зонтиков, дам и многого другого, что видел глаз художника.
А между тем брюки у женщин стали уже не модой, а обязательной частью их одежды, и они могут носить их тогда, когда это им надо, вне зависимости от пресловутого каприза моды. Очевидно, это закономерно, как и вся история костюма, которую мы по невежеству зовем капризом. Будут женские брюки клеш или дудочкой — это уже дело вкуса. А их существование стало непререкаемым фактом, таким же, как спутники телевидения и космическая станция.
Уходит старое, его замещает новое. Непрерывен процесс ухода и возрождения. И сложен вопрос протяженности человеческой жизни и ее соприкосновения с окружающим миром. Поэтому о десяти годах жизни можно написать целый том истории костюма, что мне очень хотелось бы сделать, и можно сказать все на нескольких страницах.
Несомненно, пройдет время, появится новая одежда мира и новые одеяния городов, одеяния пригородов и долин, и, может быть, новые средства транспорта, и, во всяком случае, новые скорости, и полет в космос станет рядовым подвигом обыденности, и все же человеческое останется, профессиональный взгляд художника не изменится, просто он приобретет коэффициент нужной поправки на время.
КОНЕЦ НОЯБРЯ. Москва 1973 года. Остановка автобуса. Давайте посмотрим вокруг. На свежевыпавшем снегу топают, постукивая друг о друга, несколько пар ног. Обутые в толстую обувь стиля «хиппи» (производство фирм Италии и ФРГ), ноги степенно приминают снег. Одна пара ног донашивает войлочные сапожки с декоративным носком типа мокасин (автор известен — Вячеслав Зайцев). Вот вам и сведения о модельерах. Давно вышедшие и опять вошедшие в моду канадки украшают ноги пожилой дамы. Почему вошедшие? За это время, пока канадки простаивали безмодное время, "мини" ввели в обиход высокие, почти охотничьи сапоги, дамские брюки, а "макси" спрятали эту чванливую обувь и надоумили практичных людей высвободить из заточения шкафов ставшие короткими, удобные теплые сапожки. Похрустывают на снегу войлочные мужские полусапожки «прощай, молодость» (несмотря на омоложение в фасоне, введенное опять же спасительной «молнией»). Они дешевы, элегантностью не блещут, но тому, кто их носит, мало дела до элегантности: суета сует отошла в прошлое, главное — тепло и удобно. Ну, а если вглядеться хотя бы в одну из нетерпеливо ожидающих автобуса фигур? Шапка-ушанка из ондатры (а где же пыжик? Проблема отношений человека и природы зашла достаточно далеко) и довольно потертая, что не мешает мужчине полноценного возраста сдвинуть ее кокетливо набок. Полноватое, интеллектуальное лицо обрамлено седеющими бачками, аналог которых запечатлен для потомства живописцем Пукиревым |
в картине «Неравный брак». Пушистый мохеровый шарф (ах, какое теплое название, недавняя вожделенная мечта всех модниц, ныне уже ширпотреб), небрежно окрутив шею, спускается в воротник очень короткого белоснежного плаща. Немножко не по сезону? Что делать. Наверное, внизу пристегнута теплая подкладка. Но вид очень элегантный. Мех и белый плащ! Мефистофель! Слегка прикрыв бедра, плащ освобождает для глаз наблюдателя новенькие джинсы цвета Черного моря, значит, отменно синие. Джинсы, окрутив упитанные ноги, спокойно оканчиваются на уровне «хипповых» ботинок — на толстых подошвах, отбрызнутых красной краской по швам (это уже мода прошлого), ботинки дорогие, хотя и рожденные придуманной бедностью.
Кто-то скажет: «Мода!» А может быть, отзвуки чего-то большего, чем мода? Ну, хотя бы баки?.. Кому бы пришло в наше время в голову отращивание баков, так, ни с того ни с сего? И нужно было несколько лет (уже больше десяти), чтобы сформировавшееся движение «хиппи» породило новый свободный взгляд на внешность, одежду, прическу, манеру держаться, чтобы все это, перебродив, отслоилось в те формы, которые мы не потребляем под именем моды. Все это, может быть, раз и навсегда подорвало общемировые понятия перемен одежд, смены по времени и месту пребывания. Никто никогда бы не соединил меховую шапку, белый плащ и джинсы в единый ансамбль. Тогда как наши дни поколебали и эту, пожалуй, главную условность, незыблемую с XIX века. Поэтому мне кажется, что 70-е годы прошли под знаком отказа от ига «крепостной зависимости» старых, отживших традиций.
Мне, как историку костюма, несказанное наслаждение доставляет наблюдать за публикой, высыпающей из воскресных поездов здоровья. Раскрасневшиеся, не скованные сознанием ущербности возраста и объема, спокойно и уверенно вышагивают женщины в тренировочных костюмах, узких и широких брюках (у кого какие есть), в жакетах, свитерах и куртках, игнорируя «обязательную» возрасту юбку или неудобное в таких ситуациях пальто. Им свободно и вольготно. И… какое счастье — никто не делает им замечаний, никто не осуждает вольность одежды. А тридцать лет назад? Помню, в году 38-м на Кавказе в доме отдыха отчаянный массовик организовал экскурсию в горы. Тропа шла вдоль ручья, заваленного валунами и пересекавшегося уступами и скалами. Женщины — тогда они мне казались старыми, но им не было более 30,— к сожалению, были полноваты и, стесняясь себя (посторонних-то не было), вышли в поход в платьях, юбках и кофтах. Острые скалы, скользкие валуны преграждали каждый шаг, и карабкаться на них приходилось с отчаянием и храбростью. Туристок же занимал один вопрос: как они будут выглядеть в неподходящих для них позах? Мучаясь, плача от стыда и досады, спотыкаясь, совершали они прогулку, обещавшую удовольствие и превратившуюся в пытку. Напрасно массовик подбадривал женщин кличем: «Где олень не пройдет, там дама пройдет!» Не до остроумия было скалолазам.
Заплаканные, униженные, измученные возвращались путешественники. И теперь, когда эта пленка, так четко проявившаяся в кассете воспоминаний, встает перед глазами, я радуюсь всем стройным и нестройным путешественницам, свободно, с чувством полного удовольствия разгуливающим в так трудно отвоеванных у традиции брюках.
Прошло немного лет с того дня, как польский женский журнал «Кобета и жиче» опубликовал на последней странице заметку «Скандал в опере» — некая молодая дама явилась на спектакль в брючном костюме!!! Это уже не мода, а необходимость. И захотят или не захотят консерваторы, им придется смириться — как нашим прадедушкам с изъятием корсета — какой срам, какой скандал!!! — с брюками и брючными костюмами как завоеванием женщины на право без оглядки на «позу и положение» одеться так, как это она находит нужным и удобным.
И эта одежда, как и всякая, несет в себе полный набор психологических характеристик, связанных с личностью, ими прикрытой. Девушки ультрахуденькие и поэтому более всего независимые (ведь свободное обращение с модной формой одежды всегда несет независимость) стараются надеть брюки не только узкие, но и сидящие точно на выступе бедер. Не выше. С узкой рубашкой мужского типа, с длинными прямыми волосами или кудрями, рассыпанными по плечам, это составит опасный контраст — женственность лица и шеи и мальчишеская удаль «линии» вместо плоти. Тогда как такой же прием в юношеском туалете подчас несет в себе двусмысленность «унисекса» и не делает комплимента вкусу такого рода поклонников модного.
Июнь 1973 года. Ленинград. Место действия — перед гостиницей «Европейская». Белокурые маленькие «лорды Фаунтлерои», с длинными локонами по плечам, с челками, закрывающими пол-лица, в узких, как лосины, голубых джинсах и в пестрых майках, собравшись ясным утром кучкой на солнышке у входа гостиницы, с упоением курят. Нет, я не оговорилась, и это не опечатка. «Лорды» того самого нежного возраста — от восьми и до 12, не более. Они при внимательном рассмотрении даже теряют свое «лордство», смахивая на стареньких гномиков. И это не выдумка.
Это юные интуристы в ожидании своих родителей перед автобусной поездкой устроили перекур. Это не тинэйджеры. Это маленькие старички времен вседозволенности. Может быть, они образумятся?
Время идет вперед. История костюма продолжается. Она бесконечна, безгранична, она часть истории человечества. Она грустная, порой трагикомическая, веселая, неумолимая, беспощадно правдивая.
Поставим точку, улыбнувшись повзрослевшим подросткам, поздравим их с обретенным возрастом, с найденными гуманными убеждениями, поблагодарим за добрые подарки одеянию человечества, опустим в Лету излишества и скажем:
— Здравствуй, племя молодое, незнакомое. Что-то ты принесешь нам сегодня?..