Среди обуви для младенцев в собрании Государственного исторического музея поражают своим изяществом и невесомостью 3 пары башмачков из очень мягкого, отличной выделки тёмно-бордового сафьяна. Все они украшены ручной вышивкой золотыми и серебряными нитями. Одна – без подошв, скроена из двух одинаковых половинок кожи, а узоры плотно покрывают носочную часть туфелек. У двух других вышивка, совершенно аналогичная взрослой обуви, располагается почти по всей площади верха. Эти образцы были мало сношены и хорошо сохранились. При взгляде на экспонаты представляется: родители, гордясь своим отпрысками, приказали кормилице принести чадо, чтобы показать гостям – знакомым или родственникам, что та и исполнила. На руках у няни сидит улыбающийся младенец в праздничной рубашечке или нарядном платьице, а маленькие ножки обуты в хорошенькие сафьяновые башмачки…
Детей 6-7 лет одевали уже, как взрослых, шили обувь по половому признаку: они начинали принимать участие в жизни взрослых. На праздниках, ёлках, утренниках, маскарадах и балах они учились вести себя, преодолевая робость и застенчивость, держаться пристойно и скромно, отвыкая от детской непосредственности и наивности, осваивая азы общественного поведения. На этих балах девочки щеголяли (как взрослые дамы) нарядными туалетами и изящными туфельками. Самыми модными материалами обуви для танцевальных вечеров были атлас, шёлк и прюнель[1]. Именно прюнель использовали для изготовления женской и детской обуви на протяжении всего 19 века. На рисунке 1 нарядные туфельки для девочки 7-8 лет, сшитые из чёрной прюнели, на низком наборном каблучке, кожаной подошве, отделанные на подъёме тремя рядами перехватов с репсовыми чёрными бантиками по центру, скреплёнными нарядными пряжками гравированного белого металла. По фасону, ткани и отделке они напоминают обувь взрослых дам и датируются 1870-1880 годами.
Есть 3 пары из мягкой коричневой кожи типа шевро со скруглёнными носками на кожаной подошве. Они имеют характерный для детской обуви ремешок с застёжкой-пуговкой, идущий от пятки к передней части, охватывая ножку в месте щиколотки. Такой фасон, как наиболее практичный и удобный, снискал популярность с конца 19 века и сохранил её на весь последующий век. На поверхности кожаной подошвы видно клеймо, оттиснутое французскими буквами «Pinet». Это имя известного французского обувного мастера, о котором было написано в специальном обувном журнале: «Основатель фирмы Франсуа Пине родился в первой половине 19 века и сначала был учеником, а затем подмастерьем, коммивояжером, закройщиком обувной мастерской. В 1855 году основал в Париже первую фабрику женской обуви. Купил в 1863 году дом для своей фирмы по адресу: улица Паради-Пуансоньер, дом 44, где построил по собственному архитектурному проекту новые мастерские, магазин и главную контору при них. В это время у него служат 120 человек в мастерских, магазине и конторе, и до 700 человек работают вне дома. В 1867 году изобрёл и запатентовал прессовальный и матричный станки для изготовления кожаных каблуков из одного куска кожи (так называемый «каблук Луи XV», получивший впоследствии название «французский каблук»)». Думается, что именно название фирмы, читаемое по-русски с произношением последней буквы, закрепилось за одним из фасонов детской обуви – «пинетки».
Пине прославился не только благодаря лёгкости и изяществу своей продукции – именно он впервые ввёл в детскую обувную моду чересподъёмный ремешок, который прочно закреплял туфельку на детской ноге. В 1870-1880 годы его фирма ведёт обширную торговлю со многими странами Европы, в том числе и с Российской империей. В Москве обувью этой фирмы торговали в магазине по адресу: Столешников переулок 9.
Детские «тапочки», сшитые из жёсткой, несгибаемой, утолщённой непромокаемой кожи, имели вид неглубоких туфель, плоских чувяк, с зауженными носками, закрытым подъёмом и обрезанной или низкой пяткой. Их поверхность и внутренность гладкие, как бы покрытые бесцветным лаком. А с внешней стороны пяточной части имеется небольшое треугольное утолщение из кусочка кожи, напоминающее шпынёк, с помощью которого было легко снять обувь без помощи рук (такое же утолщение на заднике делали и на резиновых галошах). Эти кожаные галоши демонстрируются на страницах прейскуранта цен известного московского универсального магазина «Мюр и Мерилиз» за 1913 год. Они, схожие по фасону с аналогичной женской парой, но отличающиеся от взрослых большим изяществом и щёгольством, происходят из окраин Российской империи – Казахстана и Средней Азии, где получили местное название «кауши», и датируются началом 20 века. Их надевали на шерстяной тёплый носок или длинный чулок. Такая обувь, как детская, так и взрослая, изображена на картинке известного графика 19 века Орловского. Здесь отчётливо видно, что подобные галоши и на барине (на переднем плане), и на мальчике, догоняющем его (изображён позади главных персонажей).
Эта форма непромокаемой обуви, бытовавшая в России в более раннее время, смогла сохраниться на её бывших окраинах и была перенята у русского населения инородцами уже в начала 20 века [1].