Творчество Кристобаль Балансиага, Пьера Бальмена, Жака Фата.
Эпоха сороковых годов XX века оказалась четко разделенной на две половины Второй мировой войной: первая половина десятилетия прошла под знаком тягот и лишений военных лет, зато вторая ознаменовалась настоящей революцией в моде – едва ли не более значимой, чем революция, когда-то произведенная легендарной Коко Шанель.
Речь идет о знаменитой коллекции New Look, представленной французским кутюрье Кристианом Диором и по сию пору остающейся не только символом новой надежды послевоенной эпохи, но и образцом для подражания, к которому регулярно обращаются многие современные дизайнеры.
В годы Второй мировой войны женщины уже не могли позволить себе тратить состояния на модную одежду – сразу по нескольким причинам. Во-первых, жесточайшая экономия буквально на всем, которой вынуждены были придерживаться все втянутые в военные действия страны, сказалась на повседневной жизни женщин – системой купонов, введенной в ряде стран Европы и США, строго ограничивалось приобретение не только одежды, но даже еды. Более того, в целях экономии материалов и фурнитуры в начале сороковых годов, в самый разгар Второй мировой войны, в США и Великобритании были введены особые законы, ограничивающие творческую свободу дизайнеров – отныне им предписывалось выпускать исключительно практичные модели и экономить на тканях.
Нет ничего удивительного в том, что буквально за пару лет самой распространенной одеждой не только в армии, но и в гражданском обществе стала военная униформа – ее можно было увидеть не только на мужчинах, но и на женщинах. Строгие военные костюмы женщины надевали, даже отправляясь в кинотеатр или ресторан, подчеркивая свою принадлежность к армии и готовность жертвовать всем ради победы.
1 июня 1941 года в Великобритании была введена система купонов, коснувшаяся и одежды. Аналогичная система чуть позднее, в 1942 году, начала действовать и в США. Власти Великобритании, стремясь к экономичному расходованию материалов, ввели запрет на использование «лишних» украшений одежды, пуговиц, карманов и даже ниток! Британским дизайнерам пришлось действовать строго в рамках программы военной экономии, однако даже в столь сложную для модной индустрии эпоху нашлись таланты, сумевшие удовлетворить нужды женщин в стильной одежде. В результате на свет появилась особая «военная» коллекция, куда вошло 34 предмета женской одежды – наиэкономичнейших с точки зрения производства и позже официально одобренных Министерством торговли Великобритании. Военное время значительно повлияло на моду и стиль 40-х годов двадцатого века. Вторая мировая война, начавшаяся в 1939 году, привела к тому, что производство гражданской одежды частично или даже полностью прекратилось. Ведь вся промышленность переориентировалась под военные потребности. Женщинам было уже не до утонченности и стиля, а роскошным напоминанием о тридцатых годах служили только перчатки.
В условиях военных действий, в начале сороковых в моду вошел военный стиль или, как его еще называют, стиль милитари. Спортивный и рабочий стиль стали его альтернативой. Характерная черта этого стиля – прямой четкий силуэт и широкие "сильные" плечи.
Сформировавшийся в конце этого десятилетия новый стиль получил название New Look. С английского это название переводится, как новый облик или новый взгляд. Основателем этого стиля считается Кристиан Диор. Именно он поспособствовал развитию элегантного и романтичного женского образа. В то время в моду вернулись корсеты, которые утягивали талию до пятидесяти сантиметров, прилегающий узкий лиф и кринолин.
Шерсть, нейлон, кожа и шелк в 40-е годы стали стратегическими материалами. Ведь из них делали парашюты и изготавливали военную форму. Вот почему их использование в гражданских целях ограничивали или даже запрещали. Вместо шелка использовались искусственный шелк или вискоза. Шерстяные вещи заменили связанными вручную трикотажными. В военное время нарядные платья и нижнее белье шили из парашютного шелка.
В целях экономии в начале сороковых стали использовать ткани в мелкий цветочек. Ведь на этой ткани легче было подобрать рисунок и, соответственно, оставалось меньше остатков. Уже после войны цветочек сменился горошком, который был более требовательным к покрою.
Одежда 40-х напоминала военную форму. Она была такой же по цвету: хаки, синей, коричневой или серой. И лишь конец десятилетия порадовал модниц яркими цветастыми тканями.
В то время появились комбинированные модели платьев, которые изготавливались из двух старых платьев. В одежде военного времени присутствовало много конструктивных деталей. Например, сделанные из другой ткани вставные клинья или кокетки.
Так как чулки в то время являлись непозволительной роскошью, женщинам нужно было срочно что-то придумать, чтобы заменить их. И они стали краской или карандашом наносить имитирующий чулки рисунок на ноги.