С конца 18 в. Лондон был признанной столицей мужской моды, то во второй половине 20 в он стал столицей авангардной моды. Именно в британии родились многие уличные субкультуры, от тэдди-бойз до панков. Признание обществом права каждой личности на проявление индивидуальности и неприкосновенность частной жизни создали питательную среду для разнообразных проявлений индивидуального вкуса. Культ индивидуализма, характерный для общества частной инициативы и свободы предпринимательства, достиг апогея в костюме денди, благодаря которым лондон стал столицей мужской моды в начале 19 в.
Их одежду носят те, кто хочет заявить о себе и выделиться из толпы. Необычное, соединенное с подчеркнуто строгим, создает особый стиль внутренней свободы. Британская мода не навязчива, покупателей как бы поощряют: придавайте одежде свое лицо, оттеняя её различными аксессуарами. Здесь, в отличие от трансконтинентальных марок, смешение разных стилей только приветствуется.
Британская мода условно делится на три направления. Одно из них можно назвать «классическим» — к нему принадлежат признанные мастера, создающие одежду, которая во всем мире ассоциируется с «английской классикой»: это классические формы, сдержанные стили, напоминающие о традиционных английских твидовых костюмах ( Джин Мюир, Брюс Олдфилд). Помимо достаточно консервативных марок («Барберри») существуют и более современные, например «Пол Смит». П. Смит, который начал свое дело с маленького магазинчика в Ноттингеме, а теперь продает одежду по всему миру, придал традиционным костюмам новый вид, соединяя классические формы, например с элементами этнического стиля и дополняя коллекции одежды неожиданными вещами: пластинками, картинами, пылесосами или старыми сумочками.
Другое направление можно назвать «интернациональным стилем» — это стиль, который не имеет экстравагантных примет и легко вписывается в моду любой страны. К таким дизайнерам можно отнести Кэтрин Хемнетт, которая первая выпустила одежду с экологическими лозунгами. Рифата Озбека (теперь он работает в Милане), Николь Фари, Хелен Сторей, Ждаспера Конрэна, Элистера Блэра.
Третье направление – это авангардная мода. Британские дизайнеры часто первыми предлагают новые стили и образы. Так как в британии существует «авангардный» потребитель, то и мода несколько опережает мировую моду, предлагая новые стили раньше, чем люди в других странах будут готовы к их восприятию. Поэтому британские дизайнеры считают, что французы и итальянцы просто пользуются их идеями, предлагая их в несколько измененном виде в нужный момент: «Мои идеи повторяются другими модельерами в сглаженной форме», — говорит В. Вествуд. в начала 1990-х гг. заговорили о «новом поколении» британских дизайнеров («Ред о Дед», А. Макквин, Дж. Галльяно, Х. Чалаян, Э. Гамильтон и др.), многие из которых стали ведущими 1990-х гг. однако самым авангардным британским дизайнером последней трети 20 в. была «королева панка» В. Вествуд, новаторские идеи которой повлияли на творчество многих модельеров.
Творчество В. Вествуд
Вивьен вествуд (вивьен изабель свайр) родилась в 1941 г. в г. Глоссоп в Дербишире, где её родители владели почтамтом. В возрасте 17 лет она вместе с семьей переехала в Лондон Вествуд и макларен в 1971 г. открыли магазин одежды на Кингз Роуд в Челси. Они одни из первых почувствовали закат эры хиппи и стали искать новые стили, вдохновляясь молодежными субкультурами и стихийной уличной модой. В 1974 г. бутик переименовали в «Sex», и в этом магазине не продавалась «резиновая одежда» и одежда в стиле панк. Конечно, вествуд не была создательницей панка, но она первой обратилась к эстетике шока и эпатажа, используя не только узнаваемые атрибуты Punk look, но и эклектизм, пародирование традиций, эпатаж панков, перенеся их в область дизайна одежды. Её одежда позволяет сразу выделяться из толпы. Она говорила, что ее модели не походят для того, кто стремится во что бы то ни стало остаться незамеченным.
С 1981 г. Вествуд создает коллекции одежды под своим именем, участвуя в лондонских неделя прет-а-порте, с 1983 г.-в парижских показах. В 1981 г. свой бутик она переименовала в «Конец света». Вместо уличной моды она обратилась к искусству кроя и увлеклась трансформациями исторического костюма. В 1980-е гг. коллекции В. Вествуд порождали новые стили в моде: «Новые романтики» (с использованием советской символики), «Пираты» (1982 г.). в коллекциях «Дикари» и «Бродяги» (1982 г.) появился стиль «лохмотьев и дыр
в 1984 г. пояились модели на тему исторического костюма-пышные короткие юбки «мини-крини» (миникринолины), корсажи с покатными плечами и тонкими талиями. Но самый большой скандальный эффект производили модели, в которых обыгрывалась королевская тема: шок вызвала майка с портретом елизаветы 2 с английской булавкой в губе. В 1987 г. в. Вествуд показала показала коллекцию с пародиями на королевские мантии и шотландский костюм, которую демонстрировали растрепанные толстушки с размазанным по лицу гримом и с татуировкой на плечах. Одеты они были в лифы, напоминавшие старомодные корсеты, короткие юбочки из шотландки и туфли на деревянной платформе.
За провокациями, пародиями и покушениями на устои моды не все замечали виртуозный крой моделей, изобретательные отделки, В конце 1990-х гг. к в. вествуд пришел и коммерческий успех. Она стала продавать лицензии и выпустила духи «Будуар», которые приносят стабильную прибыль.