Оставленная нам в наследство XIX в. ночная рубашка (ил. 40) из белого полотна, доходящая до пола, с длинными рукавами и застежкой спереди от ворота до пояса, ассоциирующаяся в нашем воображении с огромной кроватью под
40. Ночная рубашка с воротником-стойкой и длинными рукавами 41. Дневная рубашка, 1911 г. |
балдахином, столиком со свечой и большим белым чепцом, просуществовала довольно долго. Контраст между ночным одеянием и рафинированной верхней одеждой был огромен, и лишь понемногу, с течением времени, стал нивелироваться; в конце концов роли переменились. Дневная одежда упростилась, а роскошь и фантазия постепенно переместились в ночное белье. В результате пуританская ночная рубашка превратилась в ночной туалет. В то время «женственность исчезала в спортивных
42. Нижние юбки, богато украшенные оборками и рюшами |
формах вечерних платьев и тайком возвращалась назад в неуверенном свете ночных ламп» [56]. Ночная рубашка стала подвергаться той же смене моды, что и дневная одежда.
Матине (утреннюю блузу) — надевали по утрам поверх ночной сорочки, продолжая лежать в кровати.
Матине отделывали вышивкой, аппликацией, лентами и тесьмой, летнюю шили из батиста, опала и т. п., а зимнюю из фланели или тонкого сукна.
Это был единственный вид белья, для которого применяли цветную ткань.
Дневная рубашка — длинная и широкая, из белого полотна. В первые годы XX в. под влиянием реформаторских тенденций рукава рубашки были ликвидированы и заменены широкими цельнокроеными бретелями (ил. 41). К бретелям пришивали шитье, свисающее на плечи.
С тех пор как женская одежда стала уменьшаться в объеме, уменьшалось и количество нижних юбок. В начале XX в. носили лишь одну нижнюю юбку. Ее шили из самых нарядных тканей, применяли самые лучшие отделки и украшения. Юбка была довольно узкой до коленей, а внизу сильно расширена отделочными фалдами (ил. 42), легкими и подвижными, придававшими очарование.
Например, к юбке, сделанной из тяжелого узорчатого дамаста, пришивали три оборки: одну из репса, вторую из кружева, нашитого на узкие атласные ленты, третью из крепа.
Нижние юбки завязывали на поясе тесемками или застегивали на пуговицу. Самой популярной тканью была тафта, из которой шили оборки, а иногда и всю юбку. Дополнением к такой шелковой юбке был чехол платья, сделанный из шелка или тафты; его подшивали под платье как из тяжелых, так и из легких тканей. При движении чехол соприкасался с оборками юбки, издавая характерный для тех времен шелест «fru-fru».
Приблизительно до 1900 г. носили панталоны, стянутые внизу в большие оборки. Шили их из льняного полотна, хлопка, а иногда из шелка или шерсти. Летом носили панталоны короткие, доходящие до коленей; они имели сзади клапан, застегивающийся на пуговицы (ил. 43). Для зимы шили широкие сборчатые панталоны из сукна или шевиота на подкладке с таким же клапаном и застежкой сзади (ил. 44).
Корсетный лиф cache-corset имел в этот период удлинение спереди, соответствующее крою блузки с «брюшком осы». Эта форма лифа называлась в то время droit de devant (ил. 45).
44. Зимние панталоны па подкладке и нижняя юбка, 1906 г. |
45. Корсет и надевающийся поверх него корсетный лиф, 1906 г.
46. Утренняя одежда для дачи, 1900 г. |
Шлафрок — утренняя одежда для дачи либо элегантные lea gowne были сделаны по образцу платья реформ, соединившего в себе максимум удобства и свободы (ил. 46).