В обычные дни костюм царя не отличался от одежды знати.
В особо торжественных случаях царское облачение состояло из следующей одежды:
• Платно — распашная длинная, очень сильно расширенная книзу одежда с короткими, широкими рукавами. Платно обшивалось декоративной орнаментальной полосой
по бортам, подолу и краям рукавов. Застегивалось плотно встык.
• Барма — достаточно широкий круглый воротник, надевающийся поверх платно. У бармы сзади застежка на пуговицах.
• Золотой «наперстный» крест — надевался поверх бармы.
• Окладепь — при более торжественном облачении надевался поверх бармы (вместо «наперстного» креста). Окладепь — золотая цепь, состоящая из двуглавых орлов.
Ткани. Ткань для царского облачения была очень хорошего качества. В одежде царя использовали шелк, бархат, кисею. Для платно подбирали золотые ткани — алгабас и аксамид.
Для головного убора использовали мех соболя.
Обувь выполнялась из сафьяна и бархата.
Головной убор. Головные уборы царя были различны. В гардеробе царя были и тафьи, и знаменитая шапка Моно — маха — традиционный головной убор русских царей — невысокая конусообразная шапка с меховым околышком и крестом сверху.
Украшения. Облачение царя было живописным, ярким и богатым.
Необыкновенная роскошь, пышность костюма создавалась за счет:
1) дорогой ткани;
2) богатой орнаментации, драгоценными камнями, серебром, золотом, жемчугом, самоцветами, блестками;
3) пышных объемов костюма;
4) деталей костюма.
Орнаментация включала в себя растительные (цветущие букеты, пышное дерево) мотивы, изображение зверей, птиц, стилизованные женские фигуры.
Орнамент мог располагаться отдельным узором или иногда полностью закрывал фон.
Дополнения. Атрибутами царской власти были:
1) скипетр — жезл;
2) держава — золотой (полый) шар с крестом, который символизировал мировую власть.
Обувь. Царь носил короткие сапоги из дорогой ткани с богатым шитьем.
С XVI в. царь стал носить мягкие богато украшенные туфли.