ЦВЕТ В КОСТЮМЕ

Последний штрих в характеристике костюма — это цвет. О цвете уже говорилось как о средстве живописного решения, организации спектакля-картины. В то же время с цветом у людей всегда связываются определенные представления, цвет ассоцииру­ется с настроением и самочувствием. Отношение к цвету характеризует темперамент, вкус. Цвет в народной одежде означает проявление национальных традиций, возра­стных, может иметь значение символа.

Даже в понятиях людей присутствуют цветовые характеристики. Мы говорим: «чер­ный день», «черное коварство», «голубая роль», «розовые очки», «радужные мечты».

Цвет прежде всего воздействует на зрителя со сцены. Тот или иной оттенок вызы­вает сразу же определенные ощущения и ассоциации. Яркий цвет сейчас же обратит на себя внимание, отвлечет от других персонажей, станет зрительным центром.

В ремарках к первому акту «Трех сестер» Чехов скупо отмечает: «Ольга в синем форменном платье… Маша в черном… Ирина в белом…» При появлении Натальи Ивановны ремарка вас настораживает: «…она в розовом платье с зеленым поясом». А почему так подробно: платье и пояс? И через несколько реплик ответ: «На вас зеле­ный пояс! Милая, это нехорошо!» Через цветовые сочетания и одну сказанную фра­зу Чехов очень деликатно, но беспощадно сказал о пошлости и дурном вкусе Натальи Ивановны. Сразу же, с первого появления актрис на сцене, цветом платья Чехов определяет их возраст, занятия, характер. Если декорационное решение спектакля осуществляется одним художником, то замысел костюма может быть осуществлен только в содружестве художника и актера. Очень часто актер дополняет основной эскиз или уже выполненный костюм теми штрихами, которые подсказывает ему ре­шение роли, или, наоборот, исходя из каких-либо находок в костюме, подсмотрен­ных в жизни, он обогащает содержание роли, дополняя образ персонажа. Нет ни од­ного актера, который бы не стремился внести жизненно правдивые дополнения к своему костюму.

Работа над театральным костюмом не терпит поверхностного, формального отношения. Создание костюма — это сложное и трудное искусство, и, как всякое искусство, оно требует определенных навыков, знаний, мастерства, фантазии и вку­са. Подлинная работа над костюмом включает и знание эпохи, и доскональное зна­комство с историей, материальной культурой, особенностями быта. Для этого при­влекается литературный и исторический иллюстративный материал. Никогда нельзя ограничиваться скупыми историческими таблицами костюмов, они являются толь­ко эталоном исторической правды формы и покроя. Но если вспомнить все, что говорилось о роли и значении костюма, то станет, несомненно, ясно, что главным условием правильного его решения является полное проникновение во внутренний мир персонажа. Разнообразные знания, изучение текста пьесы, ее эпохи — только таким трудным путем можно достичь совершенства в этом искусстве.

Значит, еще раз — костюм неотделим от среды, от наполнения его сущностью человеческого характера: они оба — человек и костюм — единое, неразрывное целое, и органическое их слияние и есть образ костюма, художественное же воплощение этого образа есть искусство театрального костюма.

…Знаменье лучше всех — за отечество храбро сражаться…

«Илиада», XII—243

ГРАЖДАНСКОЕ МУЖЕСТВО народа Эллады воспитыва­лось в трудной и сложной борьбе за существование. Гори­стая страна, с почвой каменистой и голой, взрастившей лозу и оливу, с жестоким, долгую часть года безоблачным небом и зимой, полной грозных ливней и бурь, была суро­ва к своим сыновьям. В борьбе за землю и скупой ее уро­жай, за пастбища для скота общности людей группируют­ся в полисы — районы, постоянно враждующие между собой. Скудость и малость земли гонит «голодное брюхо» к морю.

Освоение своей земли, освоение морской глади и зе­мель дальних проходит в поисках метода и научной осно­вы в решении тех или иных технических задач, в заклады­вании основ навигации, математики и астрономии, аграрной науки, ремесел и искусства. В свою очередь бес­прерывные войны заставляют искать средства укрепления мужества, воли и физической выносливости гражданина Эллады — и греки создают научную систему физического воспитания и культуры тела.

Культура здорового тела способствует развитию вая­ния — греки «режут из дерева, высекают в мраморе и льют из бронзы изваяния богов, похожих на людей», ищут со­вершенства пластики и гармонии в «прообразе прекрас­ном».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.