Возросшее ко второй половине XIX в. в обществе понимание значения одежды для здоровья и гигиены человека сделало очевидной необходимость реформы одежды. К этой реформе призывали и сторонники эмансипации женщин.
Задачи моды и задачи гигиенистов стали сталкиваться между собой. Еще в конце XVII в. врачи-гигиенисты, и в числе
м. Вуген ii Зоммеринг, приводили исследования, как можно противостоять вредным для здоровья особенностям одежды, что относилось как к ее формам, так и материалам, из которых она изготовлялась. В 1872 г. Петтенкофер писал, что одежда пе должна полностью отделять тело от воздуха, и чем сильнее подобная изоляция, тем она вреднее.
В конце XIX в. популяризация гигиены стала очень модной. Появилось много исследователей-гигиенистов, среди которых выделился Густав Егер, работавший в 80-х годах XIX в. Его девизом было: «Кто мудр, тот выбирает шерсть» [19]. Он считал, что белье, так же как и верхняя одежда, должно изготовляться из овечьей шерсти. Лозунги Егера нашли многочисленных приверженцев, называемых тогда «егерианцами». Белье этого типа, сделанное из шерсти, стали называть егерским. Для женщин Егер спроектировал одежду без корсета, состоявшую из шерстяной рубашки, чулок, панталон, фланелевой нижней юбки и застегивавшейся под шеей накидки. Его проект,.однако, не нашел горячих приверженцев. Предложенный костюм был очень дорогим и не очень практичным, к тому же его было тяжело стирать.
Священник Кнейп — «водяной пророк» из Ворисхофена вместо шерстяного предложил грубое льняное белье. Леман, деятельность которого в области гигиены имела исключительно большое значение, указывал на хлопок как на наиболее подходящий материал. Основой его реформы было создание из хлопка цельного «дышащего» трикотажного костюма, не раздражающего кожу, имевшего перед шерстью еще и то преимущество, что его можно было легко стирать (ил. 12).
Егер, Кнейп и Леман стремились в первую очередь к реформе в области гигиены. Их предложения, довольно смелые, были еще далеки от реформ, которые завершили переворот в области белья после первой мировой войны, а именно в период моды a la gar^onne.
Вредному действию модной одежды на тело врачи приписывали появление и развитие некоторых болезней [20]. Искали причины и пробовали их предупредить. В Германии доктор Спенер разработал проект рациональной женской одежды, а доктор Нойштаттер провозгласил: 1) масса женской одежды должна быть максимально уменьшена; 2) одежда не должна давить на мягкие части тела, а также на внутренние органы, 3) в связи с этим белье должно быть более теплым и вместо нескольких нижних юбок нужно носить закрытый вариант — панталоны, предохраняющий тело от пыли и холода; 4) тяжесть верхнего покрытия должна быть размещена равномерно (пл. 13, 14).
Доктор Нойштаттер считал, что нужно переместить часть тяжести на бедра, а грудь оберегать от давления, сжатия и трения путем такого конструктивного решения, при котором основная нагрузка будет приходиться на плечевой пояс.
12. Реформа белья; белье из трикотажа в соответствии с предложением Лемана и предшествующее ему полотняное белье
13. Реформированные шаровары доктора Спенера
14. Проекты белья и платья модерн в соответствии с предложениями доктора Спенера, 1906 г.
Поперечное сжатие уменьшится, если верхняя одежда будет отстоять от талии приблизительно на 5 см и под грудью будет прилегать к телу меньше, чем нижнее белье. Припуск на дыхание при изготовлени корсета следует измерять не сразу после снятия корсета, а лишь спустя два дня или не раньше чем после ночного отдыха, когда грудная клетка возвратится в нормальное положение.
Проблему распределения массы одежды рассматривали и другие врачи. Е. Рейчел предлагал укрепить легкую верхнюю часть одежды на плечах, а более тяжелую нижнюю часть — на бедрах, т. е. разделить одежду на две части. И. Гросс выступал с предложением разделить одежду на три части, а именно: верхнюю, опирающуюся на плечи и достигающую половины груди, среднюю, гладкую или слегка фалдящую, прикрывающую живот, и, наконец, нижнюю, опирающуюся на бедра (т. е. юбку). Эта одежда была приближена к костюму, начало которому положил голландец X. ван де Вельде, разработавший специальную конструкцию, опирающуюся в основном на бедра и плечи. Подобное решение он предлагал ввести потому, что блузка, жакет и юбка наименее вредны для здоровья, так как давление на тело, его деформация сведены к минимуму.
Описываемые примеры свидетельствуют о том, что врачи очень энергично включились в борьбу за реформу. На Между
народном конгрессе в 1906 г. русский врач Соловьев призвал женщин перестать быть поклонницами моды, провозгласив лозунг: «Не будьте невольниками моды, приказывайте ей, и только в этом найдете здоровье» [21].
Борьба с корсетом. В первую очередь освободительной реформой был атакован корсет. С давних времен шла борьба за запрещение этой части туалета. Раздавались отдельные голоса протеста, издавались даже королевские указы, имевшие целью прекратить распространение корсетов, которые, однако, в немного измененной форме продолжали существовать долгие годы [22].
Уже в XV в. употребление деревянных или металлических пластин в корсетах, делавших невозможными сгибание и поклоны во время молитв, возмущало церковные власти. Поэтому первая атака на корсет была произведена со стороны церкви. Гуманисты в XVI в. также выступали против корсета, считая, что ношение его является изобретением чрезмерного кокетства. Когда в 1788 г. Зоммеринг издал известный и получивший широкое одобрение труд «О вредности шнурования бюста», то этот реформатор уже имел около 90 предшественников в предыдущие 200 лет. Главным аргументом противников корсета было утверждение, что он ограничивает кровообращение и служит причиной многих женских болезней. В Польше Китович писал, что «.. .грудь стягивалась шнуровками как можно крепче для придания стану субтильности, что иногда приводило к обморокам. ..».
Платья, требовавшие таких жестких конструкций (каркасов), как vertugadin [8] или панье, сильно влияли па сокращение корсетов. Кринолины[9] с 1868 г. подчеркивали талию на естественном месте и опирались на бедра. Турнюр, который исчез около 1878 г., не ликвидировал корсет, его еще продолжали носить. Корсет приобретал черты различных стилей; его украшали a la Henryk II, a la Ludwik XV и т. д.
«Узкая мода» 80-х годов прошлого столетия, которая наступила, как водится, после периода «округлых форм», подобно тому как неоклассицизм наступил после рококо, не была еще собственно реформой в одежде. К тому же корсет с прямым передом, названный благодаря Норберту Штерну «детской грудью», сильно сжимал живот и не был гигиеничным (ил. 15) [23].
В связи с массовым изготовлением и распространением корсетов в начале нашего столетия возникла новая волна протеста. Многие периодические издания того времени помещали статьи о пагубном влиянии корсетов на организм женщины. При этом ссылались на исследования, проведенные с помощью рентгеновских лучей (ил. 16).
15. Корсет-«панцирь», укрепленный металлическими пластинами, существовавший до первой реформы |
В 1902 г. рентгенолог варшавского госпиталя доктор Барщевский провел с помощью
рентгеновских лучей исследование организма женщины [24]. В последовавших затем отчетах и статьях он указывал на исключительный вред ношения корсета для организма женщины.
Известные гигиенисты утверждали, что женщина среднего возраста получает в зашнурованном виде на 7ю—7з воздуха меньше, чем без него. Но несмотря на это корсет продолжали
носить и дальше. На Дрезденской
16. Строение женского тела до того, как стали носить корсет, и после (по таблицам доктора Нейштаттера) |
выставке в 1911 г. были показаны таблицы доктора Тирша, которые демонстрировали вредное влияние корсетов на многие части тела и кости [25]. Эти таблицы были столь же поучительны, сколь и удивительны. Анализируя моду, врачи пришли к выводу, что ношение модного в то время облегченного туалета без корсета вредно, так как может вызвать расширение некоторых органов, длительное время до этого находившихся в сжатом со стоянии. Было доказано, что компромиссным решением вопроса явится создание рациональной конструкции самого — корсета, которая позволила бы распределить давление. Рациональный корсет не должен был ограничивать
дыхание, вытягивать и сжимать внутренности. Опираться он должен на бедра.
Изданная в 1901 г. работа Пауля Шульц-Наумбурга «Культура тела как основа туалета женщины» [26] громким эхом отозвалась по всей Польше. Ее автор выступил против корсетов и сформулировал свои выводы следующим образом: туловище человека имеет монолитную форму, а неестественно тонкая талия разрывает эту форму, создавая две не гармонирующие между собой части. Туловище представляет собой, кроме того, монолитную физиологическую среду, в которой проведение острой демаркационной линии является насилием над анатомической основой. Так, наконец, Шульц-Наумбург уничтожил идею жесткого корсета, приведя убедительные как с точки зрения эстетики, так и с точки зрения анатомии и гигиены доводы.
В 1902 г. женские журналы Польши объявили конкурс на лучший гигиенический корсет. В награду было обещано 150 руб. [27].
Следует отметить большую силу воли и выдержку женщин. Лишенные возможности дышать полной грудью, они могли танцевать целую ночь в непроветренных залах. Так, «…если круг, который образовывался во время танца на середине зала, равнялся приблизительно 150 локтям, то в течение часа образовывается таких 15 кругов, что составляло 4500 локтей. Если танцы длились только 6 часов (без ужина и пауз), это составляло 27 000 локтей, или 7263 сажени, а в нашей миле 3500 сажень,— значит, прекрасные танцорки могли провальсировать за ночь 2 мили и 263 сажени (приблизительно 18 км) без отдыха. Нужно удивляться силе музыки и силе воли наших дам, которые в обычном случае не могли одолеть и двух верст» [28].
Статистические исследования, проведенные в межвоенные годы, показали, что после ликвидации в одежде женщин всех элементов, закрепощавших тело, средний рост женщин увеличился на 5 см [29].
Возвращение к естественности. Наряду с гигиеническими проблемами и стремлениями эмансипированных женщин появилось направление, провозгласившее лозунг возвращения человека к природе. Представители этого направления призывали к естественной простоте, к общению человека с природой и к использованию ее даров; все это увязывалось с очень естественной, простой и не закрепощающей тело человека одеждой.
Любовь к морским купаниям, присущая людям в древности, полностью исчезла в средние века, а прекрасные пляжи были уничтожены. В связи с этим в 1750 г. доктор Кароль Руссель издал в Оксфорде первый (в новое время) труд, описывающий лечебные свойства морских купаний. Этот труд послужил поводом к тому, что в Англии и Германии к морским купаниям стали относиться как к лечебным процедурам. В XIX в. во Франции появились первые морские купальни, например в Булони и Дьепе [30]. Хотя интерес к морским купаниям возник и начал развиваться еще в XIX в., все же широкое распространение они получили лишь в XX в., поскольку борьба с общественным мнением, не только не признававшим наготу и неглиже, но и считавшим неприличным выставленный из-под платья напоказ башмачок или обнажение ноги выше щиколотки, была делом не легким.
Понимание морских купаний как гигиеническо-врачебного средства, а позднее спорта происходило постепенно, почти одновременно с реформой женского костюма, а также с развитием водного спорта.
На рубеже XIX и XX в. купались в тех же костюмах, которые носили на пляже. На протяжении многих лет эти костюмы закрывали все тело, которого еще «нужно» было стыдиться. И что самое существенное — холеные, пышные фигуры не выглядели эстетичными в пляжных костюмах, которые делали явными все дефекты фигуры, столь старательно замаскированные различного рода накладными деталями. К тому же первые пляжные костюмы, натянутые на корсеты, имели черты обычного костюма и были отделаны складочками, вставками и кружевом. К такому костюму полагалась шляпа в соответствии с модой, и при этом не думали об удобстве и функциональности.
Трудно не дать описания пляжа и купален начала XX в., увиденных глазами М. Самозванец. Она пишет: «Купальни были разделены на «дамские купальни», «купальни для джентльменов» и «семейные купальни». В семейную купальню можно было ходить родителям с детьми. Наличие ребенка было необходимым условием. Поэтому чтобы попасть в семейную купальню, шустрые молодожены и одинокие дамочки брали напрокат детей рыбаков и без всяких хлопот попадали туда… С дядями и кузинами разговаривали через щели в деревянном щите, который ограждал прекрасный пол от опасностей. В сумме все вместе могли считаться уродливым полом, причиной этого были купальные костюмы, отличавшиеся невиданным уродством и отсутствием вкуса… женщины… были одеты в длинные красные комбинезоны из какого-то отвратительного тика, отделанного у щиколоток и шеи белой тесемкой. На голове чепчики из желтой резины, отделанные красным воланом, а на ногах черные тапки, завязанные у щиколотки тесемками. Комбинезон в воде надувался как баллон, и с моря были видны всплывающие здесь и там красные или синие полушария… Дамы в гигантских полумасках-полушляпках, полных искусственных цветов и фруктов, рассаживались по купальне, читая какой-то роман или делая ручную работу, в то время как дети играли в песке… Мужчины выглядели на пляже так же комично и непривлекательно, как женщины. Они носили какие-то удивительные одеяния синего и красного цвета или страшноватые трико в бело-голубую или бело-синюю полоску длиной до половины икры. Мода ношения шляпы обязывала надевать их даже на пляже. Эти страшные господа в полосатых трико, в которых они выглядели как зебры или заключенные, носили на голове соломенные панамы или маленькие соломенные жокейки. Вечером, когда пляж был пуст, приходили купаться служанки богатых дам и местный простой люд. Они входили в море в длинных рубахах, развевавшихся на ветру, как паруса» [31].
Но уже в 20-х годах XX в. полностью исчезли предубеждения относительно водных процедур, родилась мода принимать солнечные ванны, от которых кожа становилась загоревшей, золотистой. Тогда же полностью изменилось понятие о красоте женского тела.
Отказ от чрезмерной роскоши и излишеств в костюме. Одной из важнейших причин, вызвавших необходимость реформы, была чрезмерная роскошь в одежде женщин правящих классов в конце XIX и начале XX в.
В Соединенных Штатах Америки, стране высокого жизненного уровня, царила наибольшая расточительность в одежде.
В одной из заметок в американской прессе за 1909 г. некая миссис Говард утверждала, что ио-настоящему элегантная женщина никогда не надевала дважды одного н того же платья для визитов, средняя цена которого вместе с дополнениями была в пересчете на немецкую валюту не менее 2000 марок. Она заявила корреспонденту, что для прогулки на яхте берет с собой около ста туалетов и соответствующее количество шляп и других дополнений. Очевидно, в таком качестве мода могла быть привилегией только исключительно богатых женщин. Дама, о которой идет речь, не была исключением, она была просто представительницей наиболее привилегированного класса, чье богатство позволяло удовлетворить любую прихоть. Так же обстояло дело и в Европе, в таких странах как Россия, Румыния и Венгрия [32]. Когда на Всеамериканском конгрессе в июле 1914 г. три тысячи женщин, состоящих в разных союзах, дискутировали о реформе одежды, председательница конгресса Бувелет заявила, что женщины просто помешались па одежде. Чикагский Еженедельник тех лет извещает, что миллиардерши тратят ежегодно на туалеты в переводе на немецкую валюту по 200 000—300 000 марок. Число женщин, которые тратили ежегодно 20 000 марок, было также очень высоко. Женщины — служащие, имевшие неплохой заработок, тратили ежегодно па одежду 5800—6000 марок; расходы иа туалеты служащих с небольшой заработной платой доходили до 1600 марок, а у работниц до 800 марок. В резюме сообщалось, что в Соединенных Штатах женщина среднебуржуазной среды тратит ежегодно на одежду около 16 000 марок и что работающая женщина могла бы сберечь около 40% своего заработка, если бы обращала меньше внимания на моду [33].
В язвительных заметках, которые не щадили в то время американцев, подчеркивалось, что тем или иным общественным положением они обязаны не столько своему достоинству, интеллекту, даже красоте, сколько богатству туалета. Существенно, что красота утратила в то время свою ценность. Быть красивой означало быть элегантной, и каждая некрасивая, но хорошо одетая женщина могла отодвинуть в тень красивую, но одетую плохо.
Излишество в моде выражалось не столько в количестве носимых туалетов, сколько в их качестве. Это не только ложилось тяжелым бременем на семейные бюджеты, но и имело другие вредные последствия, например уничтожение природных богатств (массовый лов птиц). Количество перьев для отделки женского костюма возрастало по мере усиления роскоши в моде. Перья использовали для отделки шляп и платьев, размещая на больших полях головных уборов даже целые чучела птиц. Летние шляпы украшались также пышно и дорого. Несмотря на присущую женскому сердцу доброту и склонность к состраданию, оно было глухо в этом случае к массовому убийству крылатых существ. В 1900 г. «Gazeta Przemyslovo-Rze — mieslnicza» («Промышленно-ремесленная газета») писала, что лишь в двух транспортах, предназначенных для больших модных магазинов в Лондоне, находилось 800 ящиков перьев райских птиц, 600 ящиков перьев морских орлов и 20 ящиков страусовых перьев; кроме того, было привезено значительное количество ящиков с маленькими птичками, насекомыми, препарированными специально для украшения туалетов. В 1899 г. в Германию было доставлено 53200 кг необработанных страусовых перьев, 266 000 кг перьев других птиц и 700 кг обработанных и крашеных птичьих перьев [34].
В Польше за натуральные перья платили по 150—200 руб.; эгреты стоили от 50 до 100 руб. (эгреты низкого качества можно было купить за 3—5 руб.).
Борьба за охрану птиц, начатая еще в XIX в., продолжалась много лет. Голоса протеста раздавались все громче. В Америке п в Англии были основаны общества, вступив в которые, женщины клялись, что никогда не будут носить костюмов с отделкой животного происхождения [35].
Это движение, однако, не нашло поддержки в столице моды — Париже. Несмотря на усиленную пропаганду, женские костюмы приобретали все более ценные отделки. Ожидаемых результатов добились наложением высокой пошлины на перья и изделия из них. В США в связи с усиленными стараниями местных деятельниц в 1913 г. издали указ, запрещавший ввоз и применение перьев диких птиц. Это распоряжение сопровождалось ригористическими явлениями: из «комодов» конфисковывались ранее украшавшие женщин перья страуса, белой цапли и райской птицы.
Утрата главного рынка сбыта, каким была Америка, вынудила, наконец, изменить положение дел в парижских Домах моды [36].
Вторая причина, заставившая французских портных перестраиваться на проектирование менее роскошных, чем ранее, ансамблей, заключалась в невозможности дальнейшего повышения цен для менее обеспеченных слоев населения, которое, однако, составляло немалую часть клиентуры. Из сказанного ясно, что в основе изменений в направлении упрощения одежды лежали и соображения экономики.