Все туалеты, как светлые, так и темные, отделывали белым воротником, жабо или отворотами, изготовленными из тюля, муслина, батиста, linon или иногда из органди с мережкой. Кроме того, носили кружевные жабо цвета ivoire (слоновой кости), делали вышивку жемчугом и нашивали на ткань шелковые розочки, уложенные в гирлянды. Популярны были цветные галуны и вышитый шелковыми шнурками узор в виде маленьких или больших улиток, называемых в то время шаса — rons[23], а также вышивка позументом. Застегивали костюмы преимущественно на плетеные петли или петли из шнура.
122. Пуговицы утратили декоративность стиля модерн, продолжая быть элементом декора |
Украшений было по-прежнему много, но пользовались ими с большой умеренностью — одно, два, самое большое три вида украшений к одному туалету, в то время как раньше им не было числа. Применение меньшего количества украшений было одним из проявлений стремления к упрощению одежды.
Каждый туалет дополняло множество мелочей. Сумки в форме трапеции или с закругленными боками носили в руках или перевешивали через плечо на ремне.
Лорнетом пользовались на скачках или в театре, в салонах же — висящим на цепочке моноклем.
Зонтики, дополнявшие платья lingerie, имели белые лакированные ручки. Зонтики делали из батиста или тюля и украшали массой оборок. Появились зонтики, подобные японским, квадратной формы, сделанные из персидской вуали и вышитые вдоль спиц.
Светлые перчатки носили с летними и вечерними туалетами, а с темными костюмами в пасмурные зимние дни носили серо — пссочные или коричневые перчатки.
Пуговицы были более гладкие, чем в предшествующие годы (мл. 122), но зато небывалой величины. Их пришивали вдоль швои или асимметрично — внизу юбок, жакетов и пальто.
Из обуви наибольшей популярностью пользовались туфли с острыми носами и высокими каблуками (ил. 123). Вошли в моду туфли с характерными чертами времен Людовика XV,
• лодочки» на столбикообразном, очень тонком каблуке и выгну-
123. Обувь 1911 г. внешне напоминает обувь времен Людовика XV
той пяточной частью, отделанные стальными пряжками или лентами, завязывающимися бантиком, подобранными в цвет низа платья, и chou, сделанная из велюра. Носили также туфли без пуговиц и украшений, напоминавшие римские сандалии.
Новая мода ввела ботинки с носком a la poulaine, подобные ботинкам начала XV в., носки у которых были так длинны, что приходилось завязывать их тесьмой или придерживать золо-
124. Бижутерия значительно упростилась |
гоп цепочкой, что считалось тогда верхом элегантности. В опи — (ынасмый период во французских журналах мод появились гуфли с носками, загнутыми вверх, предназначенные для загородной одежды, однако они не стали популярными. Делали и то время туфли из ткани, соответствующей по цвету платью, или комбинированные с темным велюром. Очень популярные ботики, которые носили с 1830 г., стали исчезать, и характерным для того времени стало смешение стилей. Обращались, правда неохотно, к классической обуви, которую носила Айседора Дун — кап. Дома некоторые женщины носили туфли, похожие на античные котурны Эллады или Помпей [78].
Мода этого периода отразилась и в бижутерии. Колье заменила одна «простая» нитка жемчуга или кораллов (ил. 124). Изделия из золота и серебра приобрели более гладкие и спокойные формы, а бриллианты, жемчуг, стразы, розетки из жемчуга, цветные камни, изделия из матового золота, стали и серебра в многочисленных изящных сочетаниях употреблялись для отделки шпилек и гребней, которыми украшали модные прически.