ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КОСТЮМ

Под влиянием представлений о прекрасном и в тесней­шей связи с жизненными условиями складывался костюм Древней Эллады. Легкость и гармоничность форм костю­ма предопределены благоприятными климатическими ус­ловиями и отношением к образу жизни греков.

Основной тип одежды — драпированная одежда. В изя­ществе драпировок заключалась красота костюма. Созда­ние драпировок, грим отнимали массу времени, поэтому занимались ими слуги, и это было таким же творчеством, как и все виды искусства.

«Прекрасное без суеты, и красота без изнеженности» — вот то, что ценилось древними греками более всего. Изя­щество, строгость, внешняя простота — эстетическая ос­нова костюма.

Драпировка как основа древнегреческой одежды. Эстети­ческая основа античного греческого костюма — драпиров­ка, которая подчеркивает форму тела и изменяется в раз­ных ракурсах при движении. Вся драпированная одежда основана на системе каскадных, трубчатых, лучевых и органных складок. В построении костюма, в создании дра­пировки необходимо учитывать плотность, фактуру ткани. Костюм создавался из куска ткани, закрепленного и задра­пированного на теле. Виды костюма различались в зависи­мости от длины и ширины ткани, места крепления, склад­кообразования. Драпировка прекрасно выявляла гармонич­ные пропорции, благородную простоту и достойную осанку,

развитые формы трениро­ванного тела, свободу дви­жений. В греческом костю­ме особая роль отводится умению оперировать орна­ментом и украшениями.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КОСТЮМ

одежда древних греков

Социальные различия в костюме определялись качеством ткани, количе­ством одновременно наде­ваем ых одежд, степенью задрапированное™, при­чем пластика драпировки и осанка фигуры ценились выше всего остального.

МУЖСКОЙ костюм

Мужской костюм со­стоял из хитона и гимагия.

Нижняя одежда. С по­явлением тонких тканей наиболее популярный вид одежды — хитон (рис. 7). Хитон является нижней одеждой, взрослые муж­чины не выходили в хито­не ни в театр, ни на улицу, неприличным считалось принимать в нем гостей и появляться в других обще­ственных местах — на пло­щадях, стадионах и т. д. Хитон — прямоугольный

кусок ткани, сложенный пополам, с прорезом для головы Хигон скалывали, закрепляя на плечах двумя декоратив­ными пряжками — фибулами. Хитон был сшитым с одной стороны или же открытым по бокам. Короткий хитон был одеждой спартанцев. Хитон опоясывался, и костюм при­обретал напуск. Хитон из более широкой ткани драпиро­вался богаче и был привилегией знати. Обычно хигон до­ходил длиной до колен, но пожилые люди, государствен­ные деятели, аристократы, жрецы и актеры носили хитон подлиннее, а молодые простые граждане и воины — поко­роче. Иногда хитон был с отворотом верхнего края парал­лельно линии плеч. Короткий хитон обычно скалывали на левом плече, тем самым оставляя открытой и свободной для движений правую руку. Хитон мог иметь сделанные из того же куска ткани небольшие рукава.

Верхняя одежда. Верхних одежд было несколько. Гима — тий (рис. 8) — драпированный плащ — был основой верх­ней одежды. Гиматий обвивал фигуру с головой, покрывая спину и левое плечо, словно накидка. Гиматий представлял собой прямоугольный кусок ткани размером 1,7 х 4 м, ко­торый драпировался различными способами и нередко но­сился даже без нижней одежды. Длина гиматия могла варь­ироваться — до коленей, до щиколотки или спадать до пола. Гиматий носили часто переброшенным на одно плечо, что­бы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз (кусочки свинца). Гиматий, задрапированный более сложным спосо­бом, так что под плащом были спрятаны обе руки, — назы­вался ораторским. Такой гиматий обычно носили люди ум­ственного труда. Драпированный гиматий не орнаментиро­вался. Гиматий царей, судей, старшин тоже не всегда был орнаментирован. Гиматий, украшенный классическим ор­наментом, являлся торжественной одеждой.

Другой вид верхней одежды — мамида — легкий плащ овальной или прямоугольной формы. Хламида — одежда

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КОСТЮМ

Рис. 8. Гиматий (драпированный плащ) — верхняя одежда древних греков

юношей и всадников, закрепленная узлом или фибулой под подбородком или на правом плече. Края хламиды рас­шивались орнаментальными полосами.

Цвета. Цвета, в которые окрашивались ткани, были од­нотонными. Предпочтение отдавалось светлым тонам. Са­мым нарядным считался белый цвет, и он же закрепился за

аристократией. Вообще, еще в античные времена цвета имели свое символическое значение: коричневый, серый, темно-зеленый — выражали печаль. Как и все южане, гре­ки любили яркие цвета: желтый, синий, красный, светло — зеленый, «яблочного» оттенка, аметистового, шафраново­го, гиацинтового, голубого. Огненно-красный — для бое­вого облачения спартанцев. Черный цвет в греческом костюме не использовался.

Ткани. Сделать одежду легкой и грациозной позволяет только тонкое льняное полотно. Греки с удивлением от­неслись к хлопку, называя его «шерстью дерева». Впервые они увидели хлопчатобумажные ткани в Индии во время похода Александра Македонского. Верхние одежды шили из шерстяной ткани. Ткани ткали вручную. Греки в своей одежде использовали эластичные, мягкие, хорошо драпи­рующиеся ткани.

Головной убор. Греки на голову обычно ничего не наде­вали. Головные уборы использовали только в случае непо­годы или же отправляясь в дальнюю дорогу. Мужчины но­сили два основных типа шляп:

1) петас— плоская фетровая шляпа круглой формы с маленькой плотной тульей и круглыми широкими полями. Эта шляпа держалась на ремешке или тесемке, и когда была не нужна — отбрасывалась за плечи;

2) пилос (одна из разновидностей «фригийского колпа­ка») — войлочная конусообразная или остроконечная шляпа с узкими полями.

В целях защиты от солнца в Греции носили соломенную шляпу с круглыми полями. Головные уборы были очень простыми по форме и изготавливались еще и из ткани. Во время спортивных игр волосы поддерживали лентами и повязками.

Прическа. Греки тщательно ухаживали за своими воло­сами. Презрение окружающих вызывал человек, пренебре —

тающий уходом за волосами. Признаком благополучия, высокой нравственности личности являлись ухоженные густые шевелюры. В Греции самым красивым цветом волос считался белокурый. Мужчины Греции носили коротко ос­триженные волосы, недлинную, пышную, тщательно зави­тую круглую бороду и усы. Достоинством мужчины в Греции, со времен Александра Македонского, считали бороду, до это­го бороды не носили. Юноши гладко выбривали лицо. Мод­ные молодые люди носили длинные локоны, искусно уло­женные в самые разнообразные косы, скрепленные тесьмой. Золотой обруч или налобная повязка удерживали эту при­ческу. Скульпторы, изображая великих людей с молодыми ли­цами, бородой подчеркивали возраст. На статуе Аполлона Бельведерского мы видим еще одну модную прическу для тор­жественных случаев — волосы подобраны надо лбом в виде красивого банта, так называе­мой «цикадой» (рис. 9).

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КОСТЮМ

Рис. 9. Модная прическа древнего грека для торжественных случаев

Косметика. Греки широко использовали средства по ухо­ду за волосами, для их окраски; применяли благовонные масла; средства для устранения запаха изо рта.

Украшения. Греческая одежда расшивалась примитив­ным орнаментом, чаще ткани раскрашивались или допол­нялись нашитыми на них аппликациями. Фибулы, пояс — золотые или с драгоценными камнями — украшали кос­тюм греков. Налобные повязки были украшениями греков.

Обувь. Греки надевали обувь только выходя на улицу. Основной обувыо были сандалии различных типов:

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КОСТЮМ

1) иподиматы— это сандалии на деревянной, пробко­вой или кожаной подошве, которая крепилась к ноге по­средством нескольких ремней;

2) крепиды — сандалии, имевшие подошву с небольши­ми бортиками. В бортиках делались отверстия, куда вправ­лялись ремни, которыми крест-накрест обвивали ногудо щиколотки. Такие сандалии часто имели задник.

Вся обувь повторяла форму ступни. Мужская обувь (наи­более часто — нарядные крепиды) делалась из цветной кожи, часто позолоченной, а иногда и расшитой жемчугом.

Кроме сандалий греки носили высокие резные сапоги — эндромиды. Пальцы ног в эпдромидах — открыты. Сапоги состояли из подошвы и закрывающих ногу сзади голенищ. Спереди голенища стягивались сложной шнуровкой. Эн­дромиды — обувь военачальников, и то только для особых торжественных случаев.

Греки носили также мягкие кожаные полусапожки (рис. 10).

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КОСТЮМ

Рис. 10. Обувь древнего грека: а — крепиды — сандалии с бортиками и ремнями; б — кожаные полусапожки

Часть II. Античный костюм

О

1. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Эстетический идеал. Красивой считалась высокая строй­ная женщина. Древние греки предпочитали светлый коло­рит — голубые глаза, светлую кожу, златокудрые волосы. Красивой считалась женщина с правильной прямой лини­ей носа, невысоким лбом, обрамленным короткими завит­ками волос с прямым пробором. Большие выпуклые гла­за должны быть подчеркнуты округлой линией бровей. Именно такой мы видим статую богини Афродиты, изве­стную под названием Венеры Милосской.

Хотя права женщины в греческом обществе были огра­ничены, идеалом считалась здоровая, разносторонне раз­витая личность, т. е. сочетание физической гармонии и ду­ховной красоты.

Нижняя одежда. Одежда гречанок состояла из пл’атьев.

Первое — хитон (цв. ил. 1) — драпированная одежда, сколотая на плечах фибулами. Хитоны могли быть широки­ми и узкими. Хитон сначала подбирали посредством пояса на талии. Таким образом над талией образовывался напуск, называемый колпасом. Позже хитон стали подбирать, опо­ясывая крест-накрест под грудью так, что поверх пояса сви­сала складка материи — диплодион. Таким образом, верхняя часть хитона напоминала короткую безрукавную кофточку. Девушки опоясывали хитон на талии, а замужние женщи­ны — под грудью. Иногда и колпас и диплодион присут­ствовали одновременно. Нижний край хитона украшался орнаментом. Орнамент нашивали также на край диплоди — она, а бывало, им покрывали всю ткань. Часто греческие женщины грудь под хитоном пеленали специальным бин­том — страфионом. Страфион использовали для того, что­бы изящнее сидела одежда на фигуре.

По эстетическим представлениям, женский костюм должен быть более закрытым и длинным.

Рис. 11. Хитон — нижняя одежда древних гречанок

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КОСТЮМ

Хитон, несмотря на красоту отделки, являлся домашней одеждой. Неприличным считалось выходить в нем на улицу.

Верхняя одежда. Петое — платье, по форме и способу драпировки напоминающее хитон, но подлине и ширине (большее количество складок) значительно превышающее его (1,5—3 х 4). Пеплос в отличие от хитона прикрывал плечи. Пеплос опоясывали не только на талии, но и на гру­ди, и по бедрам. В результате чего появляется не один, а два и три напуска. Это горизонтальное членение усложня­ло движения спадающих складок и создавало тем самым сильное эмоциональное впечатление. Пеплос носили только знатные девушки.

Поверх хитона, а у богатых женщин — хитона и пепло — са, женщины набрасывали плащ гиматий (рис. 12). Жен­ский гиматий всегда богато орнаментировался и был го­раздо меньшего размера, нежели мужской. В подол хито­на и пеплоса вшивались небольшие кусочки свинца, что делало складки одежды объемными.

Цвета. В женской, как и в мужской, одежде предпочте­ние отдавалось светлым тонам, самым нарядным являет­ся белый цвет. Для женской одежды использовдтись глад — коокрашенные ткани и других цветов.

Предпочтение в одежде отдавалось желто-коричневым (для праздничной одежды — шафраново-желтый, пурпур­ный с оттенками от голубого до красно-фиолетового) и крас­ным цветам различных оттенков, хотя встречались и ткани голубых тонов. Пеплос выполнялся из белых и цветных тка­ней. Модным было сочетание в одежде различных цветов.

Ткани. В своей одежде женщины использовали те же ткани, что и мужчины: льняные, шерстяные, со времен Александра Македонского — хлопчатобумажные.

Головной убор. Женщины носили ту же соломенную шляпу, что и мужчины, пытаясь защититься от солнца. В дождь они накидывали на голову край плаща-гиматия.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КОСТЮМ

Рис. 12. Верхняя одежда древних гречанок — пеплос и гематий (плащ)

Прическа. Каламистры (от названия стержня для завив­ки волос) — так называли парикмахеров в Древней Греции. Гстественных кудрей у гречанок, понятно, не было. Кра­сота требовала — и они завивали свои волосы.

Прямые и неухоженные волосы являлись знаком трау­ра. Женщины и мужчины во время траура посыпали голову пеплом, чтобы подчеркнуть глубину скорби. В настоящее

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КОСТЮМ

время голову пеплом не посыпают, а выражение осталось. Видимо, эго не было ритуалом, просто они опять же заботились о том, чтобы волосы не выглядели грязными и жирными.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КОСТЮМ

Рис. 13. Древнегреческая женская прическа «греческий узел»

Гречанки делали очень искусные прически из ло­конов, прядей и косичек. Силуэт их причесок до сих пор будоражит вооб­ражение. Но, по-види — мому, столь искусные и трудоемкие прически не были повседневными. У женщин было несколько типов причесок, но клас­сическая прическа — «гре­ческий узел» {рш. 13). Она выполнялась из разделен­ных прямым пробором длинных волос, завитых волнами. В то же время в моде был невысокий лоб, поэтому прическу

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КОСТЮМ

выполняли снапуском налоб, так чтобы лоб был открытым только на два пальца. В прическе волосы опускались вдоль щек, приподнимая и укладывая в упругий пучок на затылке, так называемый узел. «Греческий узел» скрепляли шпилька­ми и узкими ленточками. Широко использовали повязки, косынки.

Косметика. Гречанки белились, румянились, подводи­ли брови, тенями оттеняли веки, тушью красили ресницы, губной помадой подкрашивали губы, душились. В техни­ке окрашивания волос каламистры добивались различных цветовых нюансов. Вообще же окраска волос не была чем — то необычным, так как красивыми считались светлые во­лосы. Широко использовали благовония, различные ду­шистые масла, средства для устранения запаха изо рта.

Украшения. Богатые женщины имели в своем гардеро­бе: красиво украшенные полированные бронзовые зерка­ла с красивой фигурной ручкой; пояса из драгоценньо металлов; ожерелья; булавки из золота и слоновой кости золотые серьги с подвесками; бусы; кольца; браслеты и: золота или драгоценных металлов в виде свернувшейся змеи, их надевали на руки и предплечья, у запястья, а так же на ноги у лодыжек.

Парикмахеры-каламистры оформляли прически ка: произведения искусства. Часто волосы украшались диаде мами, венками, лентами, гребнями. Излюбленным укра шением был изящный венец — стефана. Стефаны был разнообразной формы и всегда богато украшеннымг Иногда волосы укладывали в специальную сетку, котора была сплетена из золотых шнуров.

В лекифах (изящный керамический флакон) женщин держали свои духи. Сами флаконы иной раз были подлиг ными произведениями искусства.

Греческий костюм, несмотря па такое обилие укр: шений, всегда являлся образцом изящества отделки

просторы линий. Одежда вышивалась и расписывалась орнаментами.

Дополнения. Костюм дополнялся зонтиком, который служил защитой от солнечных лучей. Сначала зонтики де­лали из полотна, позже их стали делать из шелка. Женщи­ны в руках держали веер, который мог быть самой различ­ной формы (чаще в виде листа, (рис. 14). Иногда сверху на­кидывали легкий полупрозрачный шарф-калиптру.

Обувь. Женщины носили на ногах те же сандалии, иногда мягкие туфли и полусапожки. Обувь выполнялась из телячьей или свиной кожи ярких цветов, украшалась вышивкой, металлическими или золотыми пряжками.

Одежда ремесленников и рабов состояла из куска грубой гкани, примитивно сколотой нателе, — хитона. Иногда их одежда состояла из набедренной повязки.

На ноги она надевали постылы — мягкие туфли, сши — Iые из кожи. И бедные, и богатые дома ходили босиком.

Рабовладелец два раза в год выдавал рабам ткань и обувь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.