ДРЕВНИЕ РЕМЕСЛА И ИСКУССТВА КИТАЯ

Издавна славились искусства и ремесла Китая. Произ­водство многих ремесел было массовым. Бронза, яшма, шелк, фарфор, лак — предметы роскоши, являющиеся главным экспортным товаром. Купцы не пользовались уважением, так как, ничего не производя, они перепрода­вали готовую продукцию. Ремесленники пользовались уважением. Самыми полезными для общества считались ученые, крестьяне, потом ремесленники. Ремесленники делали прекрасную посуду, шелка, орудия труда для земле­владельцев, оружие для солдат.

Китай известен прекрасной высококачественной керами­кой. Это объясняется богатыми запасами каолина и гончар­ной глины. Китайские мастера веками совершенствовали технику изготовления и росписи керамических изделий.

В Китае налаженная государственная промышленность занималась производством шелка. По Великому шелково­му пути везли шелк в Европу и Азию. В Китае люди пер­выми научились получать нить и ткать шелк. Вышитые ткани появилисьдве тысячи лет назад. Ремесленники про­изводили ткани в огромных количествах и разнообразных расцветок. Такую ткань первоначально использовали им­ператоры, чиновники, ученые.

Китайцы разводили гусениц бабочки-шелкопряда, ко­торые плели каноны из тончайших шелковых нитей. Да­лее нити окрашивали разными цветами и делали разные ткани. На тканях плели узоры, изображавшие животных и растения.

Шелк был настолько дорогим, что его использовали и в качестве денег при расчетах.

Важнейшими изобретениями китайцев были бумага и печатное дело. Китайская письменность — письменность не звуков, а понятий. Китайцы научились делать бумагу из коры и конопли.

Из бронзы делали ритуальные сосуды и оружие. Позже китайцы освоили железное литье.

В Китае музыка считалась важной частью цивилизован­ного общества. Считалось, что определенные мелодии мо­гут провоцировать на грубость. Такая музыка осуждалась, как развратная. Китайцы принимали великую музыку из нежных звуков. В музыкальных оркестрах были и дамы. Фигурки музыкантов укладывали даже в могилы, дабы со­провождать усопшего в загробной жизни.

В Китае был изобретен первый компас, представлявший собой кусок магнитной породы в форме ложки. На лист от­полированной бронзы клали этот магнит. Ложка-магнит вращалась, пока ее ручка не указывала на Северный полюс.

Театр — это древнее искусство танца и мимики. Первые артисты были кочевыми. Мальчика в возрасте 7 лет отда­вали в труппу, где до совершеннолетия ему выступать не разрешалось, но за это время он должен был освоить акро­батические номера и выучить 50 пьес. Артистами были только мужчины. Первоначально, так как читать не уме­ли, содержание пьес передавалось из уст в уста. Грим играл важную роль. Цвета грима были символичны, например: голубой — символ чистоты, розовый — невинности, чер­ный — зла и т. д.

В Китае существовал принцип, что искусство не дол­жно украшать. Почти все вещи в доме были наделены символами. Шелковая ширма предполагала увеличение углов в доме, тем самым увеличивался объем стен. Чем больше зеркал в интерьере, тем дом чище (от злых ду­хов).

Художниками становились, проходя следующие ис­пытания: уходили в горы, молились, постились и только потом, освободившись от грехов, чистыми приступали к творчеству.

Когда китайцы уходили далеко от дома, то брали с собой туески и в целях экономии места они выполнялись один меньше другого, и поэтому закладывались одна в другую — принцип матрешек, так что сама идея заимствована в Ки­тае, а на Руси поменяли форму и добавили роспись.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

На протяжении многих веков костюм почти не изме­нялся.

Простейшие формы костюма связаны с сырьевыми воз­можностями, климатическими условиями, основными за­нятиями китайцев.

Головные уборы были только у мужчин.

Аристократическая одежда отличалась:

1) качеством материала;

2) количеством ткани;

3) цветом;

4) вышивкой и рисунком.

ОДЕЖДА КРЕСТЬЯН

Нижняя одежда. Крестьяне носили просторные куртки с большим запахом и застежкой под правой рукой. Они

надевали длинные, довольно широкие штаны, подкатывая их во время работы.

Верхняя одежда. Халат — основа китайского костюма, с широкими рукавами — верхняя одежда крестьян. Во вре­мя работы рукава подворачивались и кренились специаль­ной лентой на груди. В холодное время года надевали сразу несколько халатов. Халат опоясывался. В дождь поверх одежды набрасывали плащ.

Цвета. Одежды крестьян были скромными и строгими.

Ткани. В своей одежде крестьяне использовали грубые ткани, дерюгу, ткани, получаемые из волокон растений. Позже, с появлением хлопка, они носят хлопковые одежды.

Плащ сплетали из соломы или травы, накидку из пле­теных листьев и соломы, защищавших от дождя и солнца.

Головной убор. Мужчины носили соломенные шляпы.

Обувь. Крестьяне носили легкие туфли, плетенные из соломы, с толстыми войлочными подошвами.

ОДЕЖДА АРИСТОКРАТИИ

Нижняя одежда. Члены императорской фамилии, выс­шие чиновники и ученые надевали халаты. Халат — рас­пашная одежда с цельнокроеными рукавами и длиной по щиколотку. Форма халатов, конфигурация пол, ширина рукава — различны. В парадных халатах присутствовали рукава, свисающие до пола. Культура ношения халата оп­ределяла воспитанность человека.

В нижней одежде были штаны, скрытые длинными ха­латами, так как у аристократов они считались неприлич­ной частью костюма. Их носили навыпуск, иногда подвя­зывали под коленями или заправляли в сапоги.

В каждом парадном придворном халате были и другие эле­менты — декоративные рукава, свисающие до самого пола.

Часть III. Искусство и костюм средних веков — О

Халаты подпоясывались. Пояс — знак отличия арис­тократов и чиновников.

Различали несколько видов халатов:

1. Рей — халат для всех сословий, характер орнамента иероглифический или растительный.

2. Куань-ин — одежда только для знати. Спереди на ха­лате располагался отличительный знак, иногда и со сторо­ны спины. Этот знак у гражданских лиц — птица; у воен­ных — изображение барса, льва, тигра.

3. Мань — парадная придворная одежда с застежкой вдоль всего бока под правой рукой. Мань надевался по­верх кунь-ин. Мань украшался навечно утвержденной и строго регламентированной вышивкой дракона в раз­личных вариациях в зависимости от сословной принад­лежности.

Верхняя одежда. Зимой надевали халат на подкладке или стеганный на вате. Иногда носили и меховые шубы.

Цвета. Согласно чинам, цвета костюма были строго рег­ламентированы: желтый — цвет императорской фамилии; воинов — красный, белый; молодых воинов — голубой; сановников — коричневый.

Ткани. Шелковые халаты — роскошь, предмет одежды привилегированных групп. Даже богатые купцы при неко­торых династиях, торговавшие шелком, сами не смели его носить. Многие пострадали, используя вещи из шелка как нижнюю одежду. Императорскими указами регулирова­лись поставки тканей для одежды.

Позже в Китае появляется хлопок, но шелк так и остал­ся привилегией богачей.

Плащ знати шился из шерстяной ткани или из птичье­го пуха.

Штаны шили из шелка.

Головной убор. Мужчины носили черную шелковую или фетровую шапочку. Как защиту от солнца — соломенную.

ДРЕВНИЕ РЕМЕСЛА И ИСКУССТВА КИТАЯ

Прическа. По японскому обычаю, мужчины носили косу, а впереди волосы выбривались, причем с XVII в. у маньчжур это считалось обязательным. К началу XX в. обычай сохранился частично только в низших классах.

Лица гладко выбривались.

Косметика. Мужчины в Древнем Китае белились и ру­мянились, отращивали ногти и красили их в красный цвет. О благосостоянии китайца можно было судить по длине его ногтей. Особенно длинным был мизинец. Ногти под­черкивали и приспособленность к труду.

Украшения. Костюм для китайцев никогда не был толь­ко делом вкуса. Даже украшения должны были указывать на социальное положение владельца. Место владельца в строгой общественной иерархии безошибочно определя­лось по драгоценностям.

Важнейшим элеметдом мужских украшений являлись поясные застежки и пластинки, как знаки общественного положения. Они появились на одежде в конце III в. до н. э. Застежки — главное украшение китайского мужского ко­стюма. В древности их делали из бронзы, инкрустирова­ли серебром, золотом, полудрагоценными камнями.

Позже мужские драгоценности стали важной частью официального костюма. Выбор материала для изготовле­ния этих драгоценностей четко регулировался законом.

Рукава парадных одежд (широкие и длинные) оттягива­ли специальные весомые предметы. Эти предметы были выполнены из дорогого металла и служили грузиками. Гру­зики не давали рукавам закручиваться. Обычно их выпол­няли из бронзы с позолотой.

Красивый золотой наперсток служил для защиты длин­ного ногтя на мизинце.

Широко использовались нагрудные цепочки и серьги.

Мужчины носили шейное ожерелье, чаще золотое, ук­рашенное благоположительной символикой.

ДРЕВНИЕ РЕМЕСЛА И ИСКУССТВА КИТАЯ

Ткани богато орнаментировались. Орнаментация тоже имела символический характер: дракон — выражение сли­яния земли и неба, повелитель дождя; огонь — внутренняя сущность; вода — его внешняя среда… В Китае самое зна­чимое место отводилось изображению персика. Персик — символ долголетия, орхидеи — символ учености.

Вышивка наносилась не только на одежду, но и на обувь.

Дополнения. Халат иногда выполнялся с воротниками и шарфами. Мужчины пользовались веерами для обма­хивания.

Обувь. Богатые мужчины носили туфли из ткани или кожи. Толстая подошва обуви изготавливалась из несколь­ких слоев проклеенной ткани или кожи. Мужчины также носили кожаные и тканевые сапоги.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.