Скорость достижения цели во многом зависит от ее верной формулировки.
Аксиома успешного менеджмента
Н |
аконец, мы подошли к тому этапу, который на основе имеющихся знаний позволяет оценить адекватность определений терминов «стиль» и «мода» соответствующим явлениям в XX в.
Изменения в стилеобразовании XX в. привели к трансформации морфологии, а следовательно, и определения термина «стиль».
Главными отличиями стиля от моды являются четкая взаимосвязь между всеми элементами, наличие системы, единство закономерно связанных элементов. В костюме законы стиля выражаются в гармоничном сочетании:
• деталей, материалов и цветовой гаммы костюма в модели:
• фигуры человека и костюма;
• костюма и окружающей среды;
• пропорциональных членений и образного решения самой фигуры;
• времени создания и использования костюма;
Мода — это управляемая эпидемия.
Б. Шоу
Й |
ля определения наличия стиля применим про — Уаггера. Процедура использует нечеткие оценки, аналогичные предложенным в данной работе шкалам. Описание процедуры Уаггера опубликовано им в 1981 г., в настоящий момент она используется в США и Японии для распознавания образов в ситуациях, когда встречается более одного критерия.
С помощью процедуры Уаггера необходимо выяснить вероятность попадания в стиль моделей одежды.
^ |
Рис. 89. Сальваторе Феррогамо со своими клиентками представляют новую коллекции обуви Kim |
ч * |
• функциональности и назначения костюма;
• ценностей современного общества и индивидуальных особенностей большинства людей, воспринимающих стиль;
• оригинальности и традиционности;
• широты распространения (всеобъемлющего характера) и предпочтений каждого слоя общества и каждой национальности.
Та или иная деталь костюма не характеризует стиля, он узнается по «связующему составу», единству способа выражения и идейного содержания. Законы гармоничных сочетаний в стиле меняются вне зависимости от приоритетов общества, оно только осуществляет отбор созданных культурных образцов. В этом поиске мода принимает участие как катализатор реакции людей на новообразование.
Для моды в костюме характерны не закономерности, а слагаемые.
Модный костюм обладает:
новизной, постоянным ощущением контраста с общей массой и в то же время соответствия модной тенденции. В данном случае антонимом моде считается «традиционность», а не «стиль». Хотя модный костюм использует и традиционные детали, но мода не передается от поколения к поколению, она может только цитировать собственную историю. Так происходит, когда модными становятся элементы ретро или национальной культуры, например пончо или тату. Традиционность заключается и в способе распространения моды: люди, подверженные
Последний этап распознавания стиля — с помощью процедуры Уаггера — позволяет избежать сложных вычислений.
Необходимо создать множество А, в котором определены условия формирования стиля. Эти условия предложены и обоснованы в различных областях знаний как входные параметры и обычно являются описательными (качественными), т. е. их оценка производится исключительно эмпирически.
Другое множество В будут образовывать наиболее часто встречающиеся комбинации стилевых черт, выявленные по описанной выше методике (рис. 44 стр. 64).
Одним из обязательных шагов процедуры Уаггера является им-
53
пликация между оценками элементов множеств А и В : АЛ В.
Эта логическая операция представляет собой вычисление выражения: «(не А) или В». Вычисление (не А) выполняется вычитанием величины А из максимально возможной величины, в данной работе 1 .
В двоичной логике импликация задается
ее влиянию, хотят приобщиться к новой тенденции, перенять модную атрибутику, соответствовать своей социальной группе. В этом отношении характерно высказывание К. Шанель «Мода — это то, что выходит из моды». Т. е., достигнув определенного уровня распространенности, большей, чем может себе позволить идея, чтобы не потерять оригинальность, вещь становится неинтересной и скучной. Мода умирает в тот момент, когда она перестает отличаться от «фона», в то время как стиль формируется на постоянном варьировании и тиражировании собственных образцов;
функциональностью, причем не столько в утилитарном смысле, сколько в ограничивающем. Вкусы общества (а они формируются под действием моды) соответствуют способностям каждой социальной группы, т. е. мода может распространяться только в среде, где есть возможность ей следовать. Ограничениями могут выступать самые неожиданные факторы: пол, возраст, социальный статус, имущественный ценз, профессия, эмоциональность характера, национальность и т. д. Ограничения определяют необходимый для моды признак — массовость, в противовес стилю, в котором эстетический образ кажется более обобщенным. Сюда же можно добавить понятие «элитарность», на котором построена работа современных Домов моды, обслуживающих по индивидуальным заказам всего несколько тысяч человек на планете, но имеющих возможность влиять на тенденции во всем мире;
следующими правилаМИ’ j
Причиной последнего равенства является то, что если ложно А, то о В ничего не известно, поэтому его значение определяется произвольно.
Оценка вербальных характеристик, представленных во множестве А, берется в зависимости от своей значимости для формирования стиля XX в., т. е. каждый элемент получает оценку от 0 до 1.
Главным условием распределения элементов в множестве является распределение их в иерархическом порядке. Если важность каких-то критериев одинакова, то они вполне могут находиться на одном и том же уровне.
Число критериев не ограничено, но следует обходиться их оптимальным количеством, дающим наиболее полную картину по исследуемому вопросу.
В качестве элементов множества А в данном эксперименте предлагаются следующие критерии:
• возможность изменения каждого критерия элемента сти-
Рис. 90. Варвара Раппопет в модели Э. Скьяпарелли. Париж. 1942 |
реакционностью. Мода постоянно находится в состоянии изменения. Модный костюм — продукт самовыражения различных социальных групп, реагирующих на все раздражители, преподносимые как временем, так и другими социальными группами. По соответствию признакам времени зритель может оценить реакцион — ность52 костюма.
Причиной создания целых направлений в моде являются научные открытия. Информация о СПИДе привела на долгие годы к моде анти-секс, поддер — ля в период эволюции стиля;
• взаимосвязанность элементов стиля, т. е. признаки стилевой системы;
• функциональное или рациональное сочетание стилевых черт в соответствии с известными примерами построения структуры стиля;
• функциональность рассматриваемой модели костюма для человека;
• оригинальность, степень отличия от «нормированных» стилей;
• статистическая норма, под которой понимается то, что на основе соответствующих социальных и идеологических условий отвечает требованиям общества или какой-либо социальной группы.
В данном множестве не имеет смысла использовать частоту встречаемости моделей как критерия стиля, так как этот показатель не изменяет стилеобразующего процесса. В лучшем случае он его стимулирует.
Теперь обратимся к элементам множества В. Если каждый элемент множества предположительно является новым стилем, то он максимально удовле-
живаемой большинством людей; полеты в космос отразились в эстетике времени, в соответствующих ей форме и цветовой гамме, а в период увлечения искусственным интеллектом поменялась даже пластика движений.
Костюм становится модным, соответствуя запросам людей. В период выступлений американской молодежи против войны во Вьетнаме стал популярен камуфляж. В годы перестройки и начала гласности в России молодежь носила френчи, имитирующие костюм И. В. Сталина, и значки с изображением В. И. Ленина. Эти атрибуты быстро превратились в «модные». Эти костюмы полностью копировали некогда существовавший немодный костюм, но его идеологической актуальности и символичности оказалось достаточно для создания моды. То есть еще одним признаком моды является символичность;
символичностью. В основе любой моды лежит идея, которая может выражаться в глобальном изменении облика, получая шанс перерасти в стиль, но чаще создавая один из символов времени. Например, существуют отличия в выборе костюма человеком интеллектуального труда и бизнесмена. Определенной символикой обладает производственный костюм, так полюбившийся художникам после революции в России;
Сюда же можно отнести требования к назначению костюма, определяющие выбор модной тенденции. Атрибутика моды символизирует предназначение костюма, (например, для светских рау — творяет описанным выше требованиям. Но так как это невозможно, стилем считается модель и группа моделей костюма, которые максимально оцениваются по критерию, имеющему наибольшее значение в множестве А.
Оценка элементов множества В по критериям множества А в нечетком множестве от О до 1 — этап проведения процедуры Уаггера.
Затем производится импликация элементов А к каждому из элементов множества В (А -» В). Если уровень критерия мал, то при операции «ИЛИ» в большинство результатов запишется дополнение к уровню критерия. Например, важность критерия оценивается 0,2, тогда дополнение к этой оценке 0,8. Наоборот, если оценка оказалась 0,9, то импликация всех оцениваемых моделей костюма в этой категории 0,1. Низкий ранг критерия не влияет на выявление стиля.
Пересечение полученных в ходе импликации оценок моделей (элементов множества В) достигается функцией минимума.
Попавшей в стиль (являющаяся стилем)
тов или делового общения (рис. 91-93). Условности, соблюдаемые обществом, определяют форму и способы обмена информацией через костюм.
В одном костюме могут смешиваться элементы спецодежды и вечернего туалета, но только в случае, если такое смешение является олицетворением определенного модного образа и может быть расшифровано другими членами социальной группы. В XX в. мода в костюме действует по принципам рекламы. Костюм является слоганом, плакатом и фирменным знаком человека и конкретного общества (рис. 94). Грамотно сделанная «реклама» может создать индивидуальный стиль человека, олицетворяющего созданный образ (например, Мэрилин Монро, Лайза Миннелли, Элвис Пресли и др.) — это работа имиджмейкеров;
четким позиционированием. Это характерно только для моды. В отличие от стиля мода должна быть не только доступна определенной социальной группе, т. е. быть функциональной в том значении, которое описано выше, но и обозначать эту группу.
И последний признак модного костюма — декоративность. Костюм украшает тело человека, подчеркивает достоинства и скрывает недостатки его внешности. Эта особенность моды не нуждается в подробных комментариях.
Каждый из перечисленных признаков моды может характеризовать собой любой костюм. В совокупности же эти признаки позволяют описывать модную тенденцию, ее отличия от стиля и другой моды.
будет называться модель костюма, получившая при пересечении наибольший показатель.
Таким образом, процедура Уаггера сводится всего ктрем математическим операциям:
1) простое вычитание (определение не — важности критериев множества А);
2) вычисление максимума функции (импликация);
3) вычисление минимума функции (пересечение).
Использование предлагаемой методики с привлечением нечеткой логики позволяет:
• определить попадание в стиль модели костюма или любого другого объекта дизайна;
• представить процесс формирования стиля как непрерывный органический процесс (что было невозможно при других методах исследования);
• численно измерять ранее считавшиеся исключительно дескриптивными характеристики костюма.
Описанная методика может применяться для распознавания стиля и в смежных областях, например при изучении рекламы,
92. Кейт Крвгмайл. ‘ША. Платье для приемов 1892 |
Рис. 91. Модель Д1 Поля Пуаре. 20-е п |
N* f». Нарядный гуалетъ длв илнмь. |
а! |
Jfe 4. Шемч* «тки чодъ жа КОТ 5». • • ‘» 3 .If pc>Ai> д1..ТЛ5-.У’ Я ИГ-V ид Твр‘н JGCfKBi с:.;.йч.: файт»ч |
Si Ь. КоО? ИМП> ЛЯЯ M-V. v чнкя отг 2 Я дЬ)Ъ. |
■ iCfOt ilJV.’lO . Jb СЧКорд -I у. К? И5СЧ 01» |
/ п y. ’s, ■ тафт’*.-. Нядъ |
<‘ГпрУ!- tv’ca г. гг г/к: ■■■:иина :у1С7&у- |
• у гЗк V** С ‘ 4ЪЯ 1 ,% ISVXT, 11 .1, |
Л’з 7. «пито ДГ» «мЪзДОвЪ ИДИ ДЛЯ nyt<‘UI0fT>!4. |
»; к. •. иг. |
№ 3. Поргднихг д.?я д1» /ячкв отъ Ь 3 .*1ть. |
v;:«. At..* : гплг>л-г гчт»; |
R;:,c яу — ; a J.*»v г. г :: »н*уу * • ->3*. *• > >. ‘J uo •QO’-iy — i l — ли;: »»г! P^irt ЛУ.’у э* vc’.’x.". s f« cut an • • нряртняш»* *• ••• ns* r >■ . . IC ..a.-CV r->: чтеч • r ,v г-.* 5!» *.м.:кь i::A KpyHfetXI v* p*. • кап**щул. jir, ист г л тнкъ v яра :;/ *IC" ’ MO О Я>.Ч У ■ г ре — „*„ ге.’ся •*«!» • : зефира |
f. l t. »рч V, * : 5* г*вла7<*« >ч г.’.т к; а чу с v яа/у. I* •: «кани. Се гед.’ЧЯ &3ир>4 • liP/Oi ь!>урчл:<м у:, и c^.rt-XfW’. ; ..и ор’аочОг! /-«ь._г.;хск — — KpilR Mi If.1 -«.vriw «ъпtrocj — усну.‘.ди~.j — п • ••.ЧЧ1|, tn ■; ■ г., <с. апииру v-.’yj isvvrwsw i’.; ..ряя.-‘r’. Е/ян — тг ’ХЪ t — С » У’ — •п, та л> ji — •i-«i i v’" — ь»да. vi4M»’b ••-.j-t- |
Рис. 93. Кос:юмы для прогулки. Журнал «Парижские моды». 1904 |