ЭВОЛЮЦИЯ ЗНАЧЕНИЙ ТЕРМИНОВ «СТИЛЬ» И «МОДА» ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ УАГГЕРА ДЛЯ РАС­ПОЗНАВАНИЯ СТИЛЯ

Скорость достижения цели во многом зависит от ее верной формулировки.

Аксиома успешного менеджмента

Н

аконец, мы подошли к тому эта­пу, который на основе имею­щихся знаний позволяет оце­нить адекватность определений тер­минов «стиль» и «мода» соответствую­щим явлениям в XX в.

Изменения в стилеобразовании XX в. привели к трансформации морфоло­гии, а следовательно, и определения термина «стиль».

Главными отличиями стиля от моды являются четкая взаимосвязь между всеми элементами, наличие системы, единство закономерно связанных эле­ментов. В костюме законы стиля вы­ражаются в гармоничном сочетании:

• деталей, материалов и цветовой гаммы костюма в модели:

• фигуры человека и костюма;

• костюма и окружающей среды;

• пропорциональных членений и об­разного решения самой фигуры;

• времени создания и использова­ния костюма;

Мода — это управляемая эпидемия.

Б. Шоу

Й

ля определения наличия стиля применим про — Уаггера. Про­цедура использует не­четкие оценки, анало­гичные предложенным в данной работе шка­лам. Описание проце­дуры Уаггера опублико­вано им в 1981 г., в на­стоящий момент она используется в США и Японии для распозна­вания образов в ситуа­циях, когда встречается более одного критерия.

С помощью проце­дуры Уаггера необходи­мо выяснить вероят­ность попадания в стиль моделей одежды.

^

Рис. 89. Сальваторе Феррогамо со своими клиентками представляют новую

коллекции обуви Kim

ч *

• функциональности и назначения костюма;

• ценностей современного общест­ва и индивидуальных особенностей большинства людей, воспринимаю­щих стиль;

• оригинальности и традиционности;

• широты распространения (всеобъ­емлющего характера) и предпочтений каждого слоя общества и каждой наци­ональности.

Та или иная деталь костюма не ха­рактеризует стиля, он узнается по «связующему составу», единству спо­соба выражения и идейного содержа­ния. Законы гармоничных сочетаний в стиле меняются вне зависимости от приоритетов общества, оно только осуществляет отбор созданных куль­турных образцов. В этом поиске мода принимает участие как катализатор реакции людей на новообразование.

Для моды в костюме характерны не закономерности, а слагаемые.

Модный костюм обладает:

новизной, постоянным ощущением контраста с общей массой и в то же время соответствия модной тенден­ции. В данном случае антонимом моде считается «традиционность», а не «стиль». Хотя модный костюм исполь­зует и традиционные детали, но мода не передается от поколения к поколе­нию, она может только цитировать собственную историю. Так происходит, когда модными становятся элементы ретро или национальной культуры, на­пример пончо или тату. Традицион­ность заключается и в способе распро­странения моды: люди, подверженные

Последний этап рас­познавания стиля — с помощью процедуры Уаггера — позволяет из­бежать сложных вы­числений.

Необходимо создать множество А, в кото­ром определены усло­вия формирования стиля. Эти условия предложены и обос­нованы в различных областях знаний как входные параметры и обычно являются описательными (каче­ственными), т. е. их оценка производится исключительно эмпи­рически.

Другое множество В будут образовывать наиболее часто встре­чающиеся комбина­ции стилевых черт, вы­явленные по описан­ной выше методике (рис. 44 стр. 64).

Одним из обязатель­ных шагов процедуры Уаггера является им-

53

пликация между оцен­ками элементов мно­жеств А и В : АЛ В.

Эта логическая опе­рация представляет со­бой вычисление выра­жения: «(не А) или В». Вычисление (не А) вы­полняется вычитанием величины А из макси­мально возможной ве­личины, в данной ра­боте 1 .

В двоичной логике импликация задается
ее влиянию, хотят приобщиться к но­вой тенденции, перенять модную атри­бутику, соответствовать своей соци­альной группе. В этом отношении ха­рактерно высказывание К. Шанель «Мода — это то, что выходит из моды». Т. е., достигнув определенного уровня распространенности, большей, чем может себе позволить идея, чтобы не потерять оригинальность, вещь стано­вится неинтересной и скучной. Мода умирает в тот момент, когда она пере­стает отличаться от «фона», в то время как стиль формируется на постоянном варьировании и тиражировании собст­венных образцов;

функциональностью, причем не столько в утилитарном смысле, сколь­ко в ограничивающем. Вкусы общества (а они формируются под действием моды) соответствуют способностям каждой социальной группы, т. е. мода может распространяться только в сре­де, где есть возможность ей следо­вать. Ограничениями могут выступать самые неожиданные факторы: пол, возраст, социальный статус, имущест­венный ценз, профессия, эмоциональ­ность характера, национальность и т. д. Ограничения определяют необходи­мый для моды признак — массовость, в противовес стилю, в котором эстети­ческий образ кажется более обобщен­ным. Сюда же можно добавить понятие «элитарность», на котором построена работа современных Домов моды, об­служивающих по индивидуальным за­казам всего несколько тысяч человек на планете, но имеющих возможность влиять на тенденции во всем мире;

следующими правила­МИ’ j

Причиной последне­го равенства является то, что если ложно А, то о В ничего не известно, поэтому его значение определяется произ­вольно.

Оценка вербальных характеристик, пред­ставленных во множе­стве А, берется в зави­симости от своей зна­чимости для формиро­вания стиля XX в., т. е. каждый элемент полу­чает оценку от 0 до 1.

Главным условием распределения эле­ментов в множестве является распределе­ние их в иерархическом порядке. Если важность каких-то критериев одинакова, то они впол­не могут находиться на одном и том же уровне.

Число критериев не ограничено, но следует обходиться их опти­мальным количеством, дающим наиболее пол­ную картину по иссле­дуемому вопросу.

В качестве элемен­тов множества А в дан­ном эксперименте предлагаются следую­щие критерии:

• возможность изменения каждого критерия элемента сти-

Рис. 90. Варвара Раппопет в модели Э. Скьяпарелли.

Париж. 1942

реакционностью. Мода постоянно находится в состоянии изменения. Модный костюм — продукт самовыра­жения различных социальных групп, реагирующих на все раздражители, преподносимые как временем, так и другими социальными группами. По соответствию признакам времени зритель может оценить реакцион — ность52 костюма.

Причиной создания целых направ­лений в моде являются научные откры­тия. Информация о СПИДе привела на долгие годы к моде анти-секс, поддер — ля в период эволюции стиля;

• взаимосвязан­ность элементов сти­ля, т. е. признаки сти­левой системы;

• функциональное или рациональное со­четание стилевых черт в соответствии с изве­стными примерами по­строения структуры стиля;

• функциональ­ность рассматривае­мой модели костюма для человека;

• оригинальность, степень отличия от «нормированных» сти­лей;

• статистическая норма, под которой по­нимается то, что на ос­нове соответствующих социальных и идеоло­гических условий отве­чает требованиям об­щества или какой-либо социальной группы.

В данном множест­ве не имеет смысла использовать частоту встречаемости моде­лей как критерия сти­ля, так как этот показа­тель не изменяет сти­леобразующего про­цесса. В лучшем случае он его стимулирует.

Теперь обратимся к элементам множест­ва В. Если каждый эле­мент множества пред­положительно является новым стилем, то он максимально удовле-
живаемой большинством людей; поле­ты в космос отразились в эстетике вре­мени, в соответствующих ей форме и цветовой гамме, а в период увлече­ния искусственным интеллектом поме­нялась даже пластика движений.

Костюм становится модным, соот­ветствуя запросам людей. В период выступлений американской молодежи против войны во Вьетнаме стал попу­лярен камуфляж. В годы перестройки и начала гласности в России молодежь носила френчи, имитирующие костюм И. В. Сталина, и значки с изображени­ем В. И. Ленина. Эти атрибуты быстро превратились в «модные». Эти костю­мы полностью копировали некогда су­ществовавший немодный костюм, но его идеологической актуальности и символичности оказалось достаточ­но для создания моды. То есть еще од­ним признаком моды является симво­личность;

символичностью. В основе любой моды лежит идея, которая может выра­жаться в глобальном изменении обли­ка, получая шанс перерасти в стиль, но чаще создавая один из символов времени. Например, существуют отли­чия в выборе костюма человеком ин­теллектуального труда и бизнесмена. Определенной символикой обладает производственный костюм, так полю­бившийся художникам после револю­ции в России;

Сюда же можно отнести требования к назначению костюма, определяющие выбор модной тенденции. Атрибутика моды символизирует предназначение костюма, (например, для светских рау — творяет описанным выше требованиям. Но так как это невоз­можно, стилем счита­ется модель и группа моделей костюма, которые максималь­но оцениваются по критерию, имеюще­му наибольшее зна­чение в множестве А.

Оценка элементов множества В по крите­риям множества А в не­четком множестве от О до 1 — этап проведения процедуры Уаггера.

Затем производит­ся импликация эле­ментов А к каждому из элементов множест­ва В (А -» В). Если уро­вень критерия мал, то при операции «ИЛИ» в большинство резуль­татов запишется до­полнение к уровню критерия. Например, важность критерия оце­нивается 0,2, тогда до­полнение к этой оценке 0,8. Наоборот, если оценка оказалась 0,9, то импликация всех оцениваемых моделей костюма в этой катего­рии 0,1. Низкий ранг критерия не влияет на выявление стиля.

Пересечение полу­ченных в ходе имплика­ции оценок моделей (элементов множест­ва В) достигается функ­цией минимума.

Попавшей в стиль (являющаяся стилем)
тов или делового общения (рис. 91-93). Условности, соблюдаемые общест­вом, определяют форму и способы об­мена информацией через костюм.

В одном костюме могут смешивать­ся элементы спецодежды и вечернего туалета, но только в случае, если такое смешение является олицетворением определенного модного образа и мо­жет быть расшифровано другими чле­нами социальной группы. В XX в. мода в костюме действует по принципам рекламы. Костюм является слоганом, плакатом и фирменным знаком чело­века и конкретного общества (рис. 94). Грамотно сделанная «реклама» может создать индивидуальный стиль чело­века, олицетворяющего созданный об­раз (например, Мэрилин Монро, Лайза Миннелли, Элвис Пресли и др.) — это работа имиджмейкеров;

четким позиционированием. Это характерно только для моды. В отли­чие от стиля мода должна быть не только доступна определенной соци­альной группе, т. е. быть функциональ­ной в том значении, которое описано выше, но и обозначать эту группу.

И последний признак модного кос­тюма — декоративность. Костюм укра­шает тело человека, подчеркивает до­стоинства и скрывает недостатки его внешности. Эта особенность моды не нуждается в подробных комментариях.

Каждый из перечисленных признаков моды может характеризовать собой лю­бой костюм. В совокупности же эти при­знаки позволяют описывать модную тенденцию, ее отличия от стиля и дру­гой моды.

будет называться модель костюма, по­лучившая при пере­сечении наибольший показатель.

Таким образом, про­цедура Уаггера сводит­ся всего ктрем матема­тическим операциям:

1) простое вычита­ние (определение не — важности критериев множества А);

2) вычисление мак­симума функции (им­пликация);

3) вычисление ми­нимума функции (пе­ресечение).

Использование предлагаемой мето­дики с привлечением нечеткой логики поз­воляет:

• определить попа­дание в стиль модели костюма или любого другого объекта ди­зайна;

• представить про­цесс формирования стиля как непрерыв­ный органический про­цесс (что было невоз­можно при других ме­тодах исследования);

• численно измерять ранее считавшиеся ис­ключительно дескрип­тивными характерис­тики костюма.

Описанная методи­ка может применяться для распознавания стиля и в смежных об­ластях, например при изучении рекламы,

92. Кейт Крвгмайл. ‘ША. Платье для приемов 1892

Рис. 91. Модель Д1 Поля Пуаре. 20-е п

N* f». Нарядный гуалетъ длв илнмь.

а!

Jfe 4. Шемч*

«тки чодъ жа

КОТ 5». • • ‘» 3 .If

pc>Ai>

д1..ТЛ5-.У’ Я ИГ-V ид Твр‘н JGCfKBi

с:.;.йч.: файт»ч

Si Ь. КоО? ИМП> ЛЯЯ M-V. v чнкя отг 2 Я дЬ)Ъ.

■ iCfOt ilJV.’lO

. Jb СЧКорд

-I у.

К? И5СЧ 01»

/ п y. ’s, ■ тафт’*.-. Нядъ

<‘ГпрУ!-

tv’ca г. гг г/к: ■■■:иина :у1С7&у-

• у гЗк

V** С ‘ 4ЪЯ 1

,% ISVXT, 11 .1,

Л’з 7. «пито ДГ» «мЪзДОвЪ ИДИ ДЛЯ nyt<‘UI0fT>!4.

»; к. •. иг.

№ 3. Поргднихг д.?я д1» /ячкв отъ Ь 3 .*1ть.

v;:«. At..* : гплг>л-г гчт»;

R;:,c яу — ; a J.*»v г. г :: »н*уу * • ->3*. *• >

>. ‘J uo •QO’-iy — i l — ли;: »»г! P^irt ЛУ.’у э* vc’.’x.". s f« cut an • • нряртняш»* *• ••• ns* r >■ .

. IC ..a.-CV r->: чтеч • r ,v г-.* 5!» *.м.:кь

i::A KpyHfetXI v* p*. • кап**щул. jir,

ист г л тнкъ v яра :;/

*IC" ’ MO О Я>.Ч У ■

г ре — „*„ ге.’ся

•*«!» • : зефира

f. l t. »рч V, * : 5*

г*вла7<*« >ч г.’.т к; а чу с v яа/у. I* •: «кани. Се гед.’ЧЯ &3ир>4 • liP/Oi ь!>урчл:<м у:, и c^.rt-XfW’.

; ..и ор’аочОг! /-«ь._г.;хск — —

KpilR Mi

If.1 -«.vriw «ъпtrocj — усну.‘.ди~.j — п • ••.ЧЧ1|, tn

■; ■ г., <с. апииру v-.’yj isvvrwsw i’.; ..ряя.-‘r’. Е/ян — тг ’ХЪ t — С » У’ —

•п, та л> ji — •i-«i i v’" — ь»да. vi4M»’b ••-.j-t-

Рис. 93. Кос:юмы для прогулки. Журнал «Парижские моды». 1904

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.