Родиной хлопка является Индия. С давних времен в Индии существовал обычай производить ткани из хлопка. Самая простая кисея была необычайно тонкой. Об этом можно судить по поэтическим названиям тканей: «сотканный из воздуха», «текущая вода», «вечерний туман» и др. Почти все ткани были затканными серебряной или золотой нитыо.
В Индии наряду с ткацким искусством совершенными были крашение, украшение тканей набивным рисунком, а также роспись ткани в технике батик.
Женщина в Древней Индии по положению не имела никаких богатств, кроме вещей, которые были на нее надеты, и была бесправна.
Кастовое различие имущественного положения проявлялось в:
]) качестве ткани;
2) количестве используемого для одежды материала;
3) декорировании одежд;
4) численности и качестве украшений.
Находки, относящиеся к III тысячелетию до н. э., позволяют говорить о том, что основой современной нешитой одежды как раз являются элементы древнейшего мужского и женского индийского костюма.
Переселение мусульман из Центральной Азии и нашествие иноземных народов имеют прямую связь с появлением и дальнейшим утверждением в Индии сшитых видов одежды. У простого народа по-прежнему сохраняются традиционные элементы индийского костюма. Шитый костюм со временем завоевывает господствующее положение в официальной жизни.
Не могло не сказаться на развитии индийской одежды сближение с западной культурой. Это явление в наибольшей степени отразилось на мужской одежде. Женщины же
Часть III. Искусство и костюм средних веков — О
до последнего времени хранили верность индийской традиционной одежде. В XIX в. англичане привезли в Индию сюртуки, брюки и даже свои пилотки. Приобщение к европейской моде сказалось на изменении силуэта платья индийских женщин. Например, свободная национальная рубаха, приближаясь к формам европейского платья, становится все более прилегающей.