Нижнее белье. Женщины носили нижнюю рубашку с длинными рукавами, чулки, панталоны.
Нижняя одежда. Нижняя одежда состояла из двух платьев.
• Первое — нижнее платье-1- длинное, с декольте на каркасе, с узкими и длинными рукавами.
• Второе — верхнее платье — с жестким узким лифом, с декольте на каркасе.
Платье мело широкую, длинную, распашную от талии вниз юбку.
Рукава — длинные и широкие с разрезами, скрепленными металлическими пряжками.
В моду вошел на каркасе из кружев и шелка высокий и большой воротник.
Спереди спускался пояс (ив. ил. .7).
Верхняя одежда. Женщины носили плащи.
Цвета. Одежды шили из светлых, ярких тканей.
Ткани. В моду вошли тяжелые богатые ткани.
Головной убор. Головные уборы составляли шапочки разной формы: круглые, жесткие, покрывающие только заднюю часть головы — в виде небольших беретов, и низкие шляпы с узкими полями и вуалью.
Прическа. Француженки носили локоны (два полукруглых валика, уложенных надо лбом).
Иногда, согласно испанской моде, выполняли пробор посередине головы, при этом гладко зачесанные волосы спускались вдоль щек и поднимались сзади.
Косметика. Женщины белились, румянились.
Европейские женщины впервые стали пользоваться духами.
Украшения. Сами ткани были богатыми.
Любимым украшением были богатые декоративные пояса и длинные цепочки или же шнурки из драгоценных камней и жемчуга.
Золотыми украшениями, драгоценными камнями, золотом, перьями отделывались головные уборы высшей знати.
Дополнения. Женщины носили кружевные платки, полумаски, расшитые узорами веера.
Обувь. Француженки носили обувь на высоком или невысоком итальянском каблуке.
В начале XVI в. женский костюм Франции находился под влиянием итальянских мод, но изысканному французскому вкусу претила прославленная пышность итальянок.
Изменения, произошедшие в костюме в конце XVI в. Костюм тот же, с некоторыми изменениями. Французы определили собственные пропорции.
Нижнее белье. Женщины стали носить воронкообразную нижнюю юбку из плотной ткани — вертюгалъ. Вертю — галь представляет собой нижнюю юбку, посаженную на сужающийся кверху каркас (ряд обручей из проволоки, тростника, а чаще из китового уса).
Появилась мода на вязаные чулки.
Нижняя одежда. Она состояла из двух платьев.
• Первое — нижнее платье котт — с длинными рукавами, украшенными разрезами, которые скреплялись камнями и небольшими металлическими пряжками.
• Второе — верхнее платье роб — распашная одежда с еще более узким жестким лифом, с глубоким, но прикрытым декольте и на каркасе-вертюгале, что придавало нижней части платья поразительное сходство с колоколом.
Или же под верхней юбкой вокруг талии прокладывали стеганый валик, а поверх юбки надевалась плоская и плоеная оборка в форме колеса.
Рукава — подобно мужским, выполнялись с буфом вверху, от буфа вниз они были узкими и понизу украшенные рюшем.
При Генрихе IV в моду входит жесткий веерообразный кружевной воротник, который известен как воротник Марии Медичи. Также в моде английский воротник — двойной, круглой формы.
Цвета. Костюм делает живописным сочетание различных фактур тканей.
Ткани. Роб шили из более дорогой ткдчи, чем котт.
Прическа. Завитые локоны маскировали высокий каркас. Иногда использовали парики.
Основные силуэты причесок:
1) высокая, с каркасными валиками надолбом; прическа, обрамляя лицо, повторяла форму сердца;
2) «кеглеобразпая» прическа, с каркасом внутри.
Украшения. Пояс опоясывал роб и спускался спереди.
Он выполнялся из чеканных пластинок с драгоценными камнями.
Дополнения. На поясе подвешивали: подвесные кошельки, ключ, печать, зеркальца, часы, флакон слухами, «блохоловки», перчатки.
Шелковая муфта па меху украшалась кистями, лентами и другими безделушками.
Светские дамы уже к существовавшим ранее дополнениям добавляют черные бархатные маски и полумаски.
Обувь. Узкая обувь делала ногу изящней. Для увеличения роста к ноге привязывали деревянные двойные подошвы.
В эго время появляется черное траурное платье.