Следует помнить, что никакое мастерство портного не в состоянии обеспечить правильную и точную форму, если дефектен крой и не соответствует ткань. Подлинные кафтаны и камзолы настолько своеобразны в крое, что, надетые на человека, мгновенно меняют его облик и очертания. Узкие плечи кафтана, плечевой шов, отодвинутый на спину, и боковые швы, скроенные не прямой, а двойной овалообразной линией, создают иллюзию круглой и ровной, как столбик, фигуры с плавным изгибом длинной спины и «турнюром» на бедрах.
В спектакле Московского театра сатиры «Свадьба Фигаро» Бомарше художником- постановщиком В. Левенталем и модельером В. Зайцевым были созданы изысканные костюмы-украшения. Они в буквальном смысле явились частью декорации, сливаясь с ней, двигаясь с актером как ожившая часть общей ее структуры. «Серебряная шкатулка» декорации только выиграла от легкой изысканности однородной природы серебра в мужских костюмах. И если бы декоративные их достоинства соответствовали техническому исполнению! Но как это ни прискорбно, мужские одежды, начиная с кафтанов допетровского времени и кончая партикулярными сюртуками чеховских героев, кроятся по стандартным «сновкам» современных пиджаков. Этим же грешил кафтан Фигаро. Так нередко колеты времен Шекспира исполняются по выкройке… современного кителя и, конечно, выглядят далеко не лучшим образом, несмотря на все украшения, старательным образом к ним прилаженные.
Во фраках гоголевского времени — высокие воротники и рукава на сборках (окорочком), а у фраков начала XIX века — маленькие воротники, узенькие плечи и узкий, низко вшитый рукав. На словах разница небольшая, а на деле абсолютно разные формы, силуэты, разный облик. У сюртуков и курток конца XIX века плечевой шов далеко заходит на спину, что создает покатость плеч и округлую мягкость спины,— черта, свойственная мужским костюмам этого времени (единственная, отличающая их от современных). Но как много это значит! Представьте себе чеховский спектакль, где мужчины ходят одетыми в пиджаки современного покроя! Невероятно, но бывает.
Одна из первых заповедей при работе над историческим костюмом — это точное знание кроя форм той или иной эпохи. Мало того, крой — это еще половина дела, так как многое зависит и от умения обработать технологически раскроенную ткань
(например, посадить лиф на косточки, продублировать платье из тафты на подкладку, обработать детали костюма и т. д.). Нередко в театре и кино, в живописи и графике прибегают к методу подчеркивания и заострения силуэта: в изобразительном искусстве — через некоторую утрировку контура (острые линии), на сцене и экране -— через деформацию костюмов и, следовательно, через изменение пропорций и контура или посредством специального освещения, ракурсов, теней.
В поисках наибольшей внешней выразительности актеров в фильме «Иван Грозный» С. Эйзенштейн стремился свести рисунок костюма опричника к утрированному силуэтному сходству с двуглавым орлом (рис. 5) (опричнина — опора Ивана Грозного, двуглавый орел — символ российского самодержавия).
Переданный остро, угловатой линией, набросок типажа Грозного оставлял ощущение одиночества и тоски мятущегося владыки.
Силуэт костюма — это не только передача моды и стиля. Силуэтом можно проводить образные аналогии, создавать гротеск, карикатуру, сатирический образ. Некоторые силуэты особенно выразительны в профиль и при правильном выполнении дают необычайно острую характеристику, как модную, так и индивидуальную.
Рис. 5 |
Это целиком относится и к костюмам современным, даже в большей степени, ибо их сценичность и заключается в «приподнятом» значении их вида над тем, что наблюдает зритель в жизни и в чем он сам присутствует в зале.
Начиная с XIX века мода меняется каждые 5—10 лет, и приемы этих изменений наглядно представлены на рис. 4.
Только при условии самого строгого отношения ко всем деталям кроя, конфигурации, аксессуаров можно достичь точной передачи бесконечных оттенков модного силуэта, достичь остроты в передаче внешнего облика, воскресить и воспроизвести богатейшие нюансы моды во всем блеске и многообразии.