ГЕРМАНИЯ

Готов поклясться, что вояки эти Всех лютее на белом свете.

Одежда и та у них выглядит дико:

Вся искромсана, изрезана лихо,

Ляжки у одних совсем неприкрыты,

Зато у других штаны так сшиты,

Что мешками до пят свисают,

Уж не знаю, как в них ландскнехты шагают.

Ганс Сакс

аздробленная Германия, страна вольных ганзейских городов, где оседало немало богатств, страна средне­вековых традиций, цехового мастерства, страна, че­рез которую шла обширная торговля русскими мехами, сла­вившаяся своими ярмарками, собиравшая со всей Европы текстильные товары, создала своеобразный облик бюргера — горожанина, достоинство и богатство которого в первую очередь представлялось им самим.

Массивные тяжеловесные плащи-тапперты, подбитые ме­хом; собранные в намертво закрепленные складки, длинные, громоздкие, стелющиеся по земле платья с многослойной и

Рис. 74

многоцветной отделкой; лихо заломленные береты огром­ных размеров у молодых и массивные шляпы у пожилых (рис. 74). Сукно, отделанное бархатом, мехом, парчой и вы­шивкой, соединение разных фактур и цветов — таковы вку­сы Германии начала XVI века.

На немецкую моду оказали влияние и костюмы ландскнех­тов — солдат наемной армии. Легенда повествует о том, как, выиграв сражение в 1477 году у войск герцога Бургундского, солдаты-победители оказались в одежде настолько разорван­ной, что потребовалась немедленная ее починка. Принявшись за нее, солдаты в качестве заплат использовали полоски и ку­сочки от знамен бургундцев. Эти заплаты, появившиеся на ко­стюмах в самых неожиданных местах, привели в восторг са­мих ландскнехтов; их бравый вид в пестрых лохмотьях послужил поводом для новой вспышки моды на асимметрич­ное пестроцветие в костюме и ленточные формы (рис. 75).

Костюмы ландскнехтов покрывались разрезами самой причудливой формы и размеров; они асимметрично распола­гались по всей поверхности штанов, колетов, рукавов, на шляпе и башмаках. Штанины, рукава и даже сам колет могли состоять из разных по цвету половин, так что костюм получал почти что фантастическую форму.

Фантастичность костюма ландскнехтов делает их очень выгодными в спектаклях. Тем более что солдат наемной гвардии могла пригласить любая страна. Выполнить такой костюм при наличии поролона (чтобы сделать плотный каркас колету) не представляется трудным и дорогим. А за­тем дело за немногим: можно нашить ленты, а можно на­шить и ткань, собранную так, что она будет имитировать разрезы в любом направлении. Костюмам ландскнехтов подражали во всех странах, поэтому модников, в которых во всех комедийных спектаклях не бывает недостатка, легко нарядить в соответствующее платье.

Рис. 76

Так как ношение больших беретов потребовало надева­ния маленького чепчика внутрь (чтобы берет не сваливался с головы), то часто волосы коротко стриглись, но общепри­нятой была стрижка «колба» с челкой. Береты носили самые разнообразные: маленькие и большие, с полями, опущенны­ми и загнутыми вверх. Они делались из войлока и бархата, шились и из сукна и украшались, особенно у ландскнехтов, ладанками, амулетами и прочими сувенирами, отличающи­ми суеверных вояк. Отголоском этого служит и по сей день обычай итальянских студентов украшать свои шляпы любы­ми предметами, способными уместиться на них.

Костюмы ландскнехтов, возникнув в Германии, как мо­да распространились по всей Европе. Ленточный костюм особенно пришелся по вкусу купцам и морякам Венеции, которые употребляли штаны огромной ширины и разме­ров. Они могли собираться из несшитых полотнищ тон­кой ткани, которые поддерживались ленточным каркасом. Это был своеобразный способ контрабандного ввоза тка­ни или сохранения и транспортировки ее в условиях со­мнительной безопасности дорог того времени. Излишняя часть этой материи могла затем завязываться бантом на талии или просто быть изъятой. Это забавное изобрете­ние на долгий период вошло в моду, хотя духовенство и магистратура выступали за запрещение таких штанов. Кроме того, стоимость их доходила до огромных размеров (рис. 76).

В картине Тинторетто «Во дворце дожей в Венеции» есть изображение воина, костюм которого отличает кожаный каркас, придерживающий огромную ткань штанов (рис. 77).

Подобные детали очень хорошо иметь в виду для пра­вильного исполнения костюмов в спектаклях Шекспира «Отелло», «Венецианский купец», а также в любой пьесе XVI века.

Рис. 78

Женщины одевались в массивные и тяжеловесные одеж­ды из сукна, дорогой парчи и бархата.

В первые два десятилетия XVI века в фасонах платья еще был заметен дух Италии. Это были корсажи с высо­кой талией, большим квадратным декольте и сильно собранной юбкой, чаще всего из плотной ткани, с зало­женными и закрепленными складками. По подолу как украшение нашивался кусок ткани в цвет корсажа или контрастный с ним по фактуре, рисунку и цвету. Знат­ные горожанки носили тяжелые, закрепленные в склад­ки платья, отделанные по рукавам и подолу мехом. Та­лия стягивалась широким, с ювелирным убранством поясом. На шее покоились массивные золотые цепи, ме­дальоны на шнурах. На пальцах рук сверкали драгоцен­ные кольца.

В период Реформации, сопровождавшейся церковны­ми запретами в области костюма, богатство материи не изменилось, но декольте стали закрывать тончайшей ру­башкой, собранной у горла. Характерным для вкуса не­мецких женщин является нагромождение массивных от­делок в виде вышивок, поперечных полос ткани на юбках, наличие тонких плиссированных передников в уличных костюмах, коротких и длинных плащей, подби­тых мехом, всевозможных чепцов и беретов, украшен­ных страусовыми перьями, многообразие фактур в от­делке не только самого костюма, но даже и рукавов. Удивительная любовь к изображениям костюмов с самы­ми мелкими подробностями характеризует художника Луку Кранаха, да и большинство немецких живописцев, оставивших нам превосходную галерею женских портре­тов (рис. 78).

На улице женщины появлялись в плиссированных на­кидках с застежками на боку, укутывающих фигуру коло­колом, и в огромных чепцах, скрывающих не только воло­сы, но и часть лица (рис. 79).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.