Бургундский двор — один из богатейших в Европе. Моды бургундского двора — эталон красоты и изящества. Моды периода XIV — XV вв. носят название придворных бургундских мод.
«Карнавалом мод» называют этот период в истории костюма, учитывая частую смену костюмов при французском дворе.
Вычурность, удлиненность силуэта, изысканность линий — характерные черты бургундских мод.
В период позднего средневековья существовало классовое различие в одежде. Понятно, что многообразие форм, пестрота тканей, экстравагантность, отделка костюма зубцами и бубенцами — привилегия богатого бюргерства и феодалов.
Опять же, это вызывает нескрываемое возмущение и является предметом насмешек для блюстителей нравов (духовенства), считающих такую одежду величайшим грехом.
В то же время в костюмах простых людей со времен раннего средневековья строгий облик сохраняется без изменений.
Герцогство Бургундия в политическом и культурном отношении превосходило ослабленную войной Францию. Это герцогство развило формы, созданные французами, до совершенства. Костюм этого периода создавался в кругу феодалов и подчеркивал пренебрежение к труду. Бургундская мода была образцом для подражания и вызывала восхищение всей Европы. Число одновременно надеваемых одежд увеличивается.
Нижняя одежда.
• Камиза была по-прежнему нижней одеждой.
• В моде короткий пурпуан, как и прежде, к нему привязывали чулки-штаны. Пурпуан мог служить и верхней одеждой. Если же нога не отличалась стройностью, то ее форму подправляли проложенной и пришитой к чулкам изнутри подкладкой из пакли.
• Новинкой того времени был жакет — короткая распашная одежда со стоячим воротником, туго стянутой талией и расходящейся пышной складчатой юбкой к бедрам (жакет в талии неотрезной до середины XV в.) и с рукава- ми-жиго. Жито имели вид пышного высоко поднятого и присборенного вверху у плеча буфа, что являлось характерным признаком бургундской моды, и сужались к кисти рук.
• На смену сюрко приходит длинный (полы иногда волочились по земле) упелянд — распашная с застежкой до талии или накладная одежда, иногда опоясывающаяся. Рукава упелянда, расширенные книзу до 3 м, сужались у плеча. Упелянд был с шалевидным воротником (в зимнее время
оторачивался мехом). Понизу ширина упелянда достигала 7 м. Иногда он укорачивался до середины икры.
Еще одна разновидность длинных одежд — роб. Роб — накладная одежда с небольшим надрезом сзади или спереди у ворота. Роб опоясывался по талии, имел стоячий воротник и рукава жиго. Впервые появляется пришитый на спине под воротником шлейф. Роб являлся особо модной одеждой.
Верхняя одежда. Верхнюю одежду представляли разнообразные плащи. Плащи, ширина низа которых достигала 4 метров, с круглым меховым воротником-оплечьем, носила знать.
Короткие плащи с прорезями для рук и капюшоном — одежда щеголей.
Цвета. Наряду с яркими цветами в одежде появляются приглушенные и темные цвета, например рыжеватобурый.
Ткани. Все предметы шили из дорогих тканей — шелка, бархата, шерсти, парчи. Камиза шилась из тонкого полотна.
Головной убор. Самым распространенным головным убором был капюшон с оплечьем, украшенный зубцами и бубенчиками. Капюшон часто был пришит к плащу. Знать по-прежнему носила чепец, а сверху на чепец надевался фетровый или суконный колпак с полями или без них, по форме напоминающий усеченный конус.
Прическа. В моде самые разные виды причесок: и локоны, ниспадающие до плеч, и короткие волосы.
Украшения. Мужчины носили фибулы, богато украшенные пояса, перстни, запястья.
Дополнения. На поясе крепили парчовый или кожаный кошель, украшенный изящными узорами, металлической обкладкой, шитьем, к поясу на цепочке подвешивался кинжал. На ремне через плечо подвешивался бараний рог. Дополнением к костюму были трость, перчатки. Перчаг-
Часть III. Искусство и костюм средних веков — О
ки на обе руки надевали только во время охоты. Перчатки снимали и прятали за пояс при входе в церковь и во время танцев. А обычно на руку надевали одну левую перчатку, а правую держали в руках.
Обувь. Сначала моду на удлиненные острые носки вводят рыцари, подчеркивая тем самым свою непричастность к труду. Такая обувь носила название пулены. Носок обуви доходил до 50 см, а иногда до полутораметровой длины. Пустой носок забивали паклей, чаще при ходьбе носок подвязывали к подъему ноги. Во время охоты или верховой езды надевали высокие мягкие кожаные сапоги. Башмаки иногда были разрезными вдоль подъема. Обувь была с отворотами, на завязках, шнурках, пуговицах, самых разных расцветок, богато украшенная. Но чаще встречалась обувь голубого и красного цвета. Церковь, преследуя длинные носы туфель, заставляла отсекать их до установленного размера. Чем выше положение владельца, тем длиннее носок.
Впечатление удлиненного силуэта достигалось узкими плечами, завышенной талией платья, длинной неширокой юбкой, высоким головным убором. Весь силуэт приобретал S-образное положение (рис. 30).
Эстетический идеал. Женщина должна быть хрупкой с узкими покатыми плечами, но главное — с высоким лбом.
Нижняя одежда. Нижняя одежда состояла из двух платьев.
• Первое — нижнее — тупика.
• Второе — верхнее —котта.
Нижняя одежда становится еще уже. По бокам, спереди лифа, по узким рукавам выполнялись разрезы, которые стягивались, застегиваясь па пуговицы, или шнуровкой.
• Поверх нижней одежды надевалось верхнее платье — роб — с завышенной отрезной талией, подпоясанный
Рис. 30. Женский костюм позднего средневековья |
под грудью, спереди с немного укороченной неширокой юбкой, а сзади — со шлейфом. Длина шлейфа зависела от социального положения и очень строго регламентировалась законом. Например, шлейф королевы мог быть длиной в одиннадцать локтей; принцессы, герцогини — длиной не более восьми локтей и т. п. Чем выше положение в обществе, тем более длинным мог быть шлейф. Церковь называла их «чертовыми хвостами» и вела постоянную борьбу с ними. За нарушение установленного регламента наказание было суровым — отлучение от церкви. В Италии был установлен мерный камень, стражник отсекал мечом излишки шлейфа. Платье имело глубокое декольте треугольной формы сзади и спереди. Декольте закрывалось вставками из другой ткани. Очень часто низ платья и вырез декольте обрамлялся собольим, горностаевым, куньим мехом. Ткани для платья расшивали узо-
рами, дворянское платье украшали своими фамильными гербами. Рукава закрывали кисть. Платье роб в переводе с французского — длинное со шлейфом.
Эпоха средневековья — эпоха эпидемий, чумы и холеры. От многочисленных войн и болезней умирает более 80% населения. В моде беременная женщина. Женщины на живот поверх платья накладывают босы — небольшие простеганные подушки. Они имеют еще одно значение — платье в талии приподнято и одним изящным движением руки удобнее подобрать низ платья, нежели подбирать его со всех сторон.
• Сверху надевали сюрко, которое становится коротким, типа душегреи, заканчивающимся на бедрах. Сюрко выполнялось с большими проймами, через которые просматривалась вся фигура. Церковь называла эти проймы не иначе, как адские окна. У сюрко спинка могла быть удлиненной, т. е. со шлейфом.
Верхняя одежда. В моде плащ, застегивающийся впере — — ди па пуговицы.
Цвета. В моде темные приглушенные цвета.
Зеленый — цвет надежды. Невесты надевали зеленые платья.
Ткани. В костюме использовались такие ткани, как шелк, парча, гафга, бархат, эластичное сукно, шарлах. Использовалась ткань на льняной основе — из Германии. Из Турции, Востока, Монголии и Испании привозили новые фасоны для подпитки воображения местных модельеров и диковинные ткани.
Головной убор.
• В моде головной убор эннен — высокий (выходя из помещения, женщина вынуждена была приседать), конусообразный. Опять же, его высота регламентировалась законом.
• Самый эффектный головной убор «бабочка» — сооружение в виде проволочило каркаса, по форме крыльев бабочки, сверху на нем крепилась вуаль.
• Валики — на волосы надевали изогнутый валик и покрывали изящной сеткой.
• «Коробочки» — на голову надевали венец с коробочками, которые располагались как раз над ушами. Завитки волос с висков собирались в эти коробочки.
• «Рога» — па голову надевался головной убор в виде рогов — головной убор отличался изысканной сложностью. Сверху на головной убор набрасывалась вуаль.
• По-прежнему носили горж.
Прическа. Красота прически утрачивает свое значение. Чтобы удлинить шею, женщины бреют волосы на затылке на два пальца. Мода обязывала иметь высокий лоб. С этой целью бреют волосы надо лбом на два пальца и выщипывают брови. Женщины, под влиянием церковных догм, вынуждены под головным убором прятать волосы. Банщики были парикмахерами — их называли цирюльниками. Они брили, стригли, могли поставить пиявки и вырвать зуб. Головных уборов в то время было много, поэтому причесок того времени практически история не знает.
Украшения. Изящество и изысканность той эпохи подчеркивали: массивные цепи на груди; до 20 колец на пальцах; в руке женщина всегда держала носовой платок для обмахивания с уголком — изображением золотого сердечка; ожерелье на шее из крошечных эмалевых слезок и золотых сердечек; декоративные пояса; различные ожерелья; изящные пряжки; бубенчики; к поясу крепили декоративно украшенное зеркало, амулет из воска; зубочистка — позолоченный коготь сокола; колокольчики; меховые оторочки; дорогие узорчатые материи, затканные золотом и серебром, тончайшим фламандским кружевом, вошедшие в моду.
Часть III. Искусство и костюм средних веков — О
Обувь. Обувь была сходна по виду с мужской, но таких утрированных носков не имела.