Р. В. Захаржевская
В КНИГЕ «ИСТОРИЯ КОСТЮМА» обобщен 30-летний опыт преподавания Раисой Владимировной Захаржевской курса истории стилей на факультете прикладного искусства Московского текстильного института (ныне Текстильная академия) и на историческом факультете МГУ, а также опыт многолетней работы в качестве художника по костюму в театре. Поэтому изложенный материал представляет особую ценность как с теоретической, так и с методологической и практической точек зрения.
Происхождение форм костюма рассматривается автором в неразрывной связи с законами становления и смены стилей в общей истории развития культуры. Здесь особенно ценными являются выведенные Р. В. Захаржевской закономерности ритмического сокращения периодов смены форм, а также гармонические законы образования и разрушения стиля в одежде. Анализ функционального назначения костюма проводится с учетом конкретной социально-экономической формации общества и его структуры.
Один из интереснейших разделов книги посвящен оригинальной классификации всех известных видов одежды по типу опорных конструктивных поясов, а также по способам взаимодействия формы и тела. Такая классификация представляет собой особенно плодотворный материал для модельеров.
Исследуя костюм как эстетическое явление, Р. В. Захаржевская проявила себя не только как талантливый ученый, но и как художник-профессионал, наделенный большой концептуальной интуицией.
Книга Р. В. Захаржевской — ценнейшее методическое и практическое пособие как для студентов и преподавателей учебных заведений различного профиля — театрально-художественных, текстильных, исторических и т. п.,— так и для практических работников легкой промышленности (модельеров, художников по костюму). В некотором отношении книга может рассматриваться как удобное и компактное пособие по композиции исторического костюма для специалистов, работающих в области моды. Образная и увлекательная манера изложения делает книгу доступной и для широкого круга читателей.
В целом работа Р. В. Захаржевской «История костюма» — существенный вклад не только в историю моделирования одежды, это прежде всего вклад в историю культуры.
Вячеслав Зайцев
ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ КОСТЮМА, как определила жанр своего труда сама Р. В. За — харжевская, написаны более четверти века назад[1]. С тех пор вышло немало отечественных изданий на соответствующую тему. Однако работа Захаржевской занимает в этом ряду особое место. Вышедшая в 1967 году, она — не просто первое послереволюционное издание на русском языке, посвященное истории костюма. Публикация сразу привлекла к себе внимание высоким уровнем разговора об одном из сложнейших видов прикладного искусства — искусства костюма, глубокой профессиональной культурой, виртуозным владением привлеченного автором обширного материала, оригинальным подходом к рассмотрению предмета.
Назвав первое издание книги «Костюм для сцены», Захаржевская создала обобщающий труд, сделала возможным своеобразное соединение достоверности исторических образов с их театральностью и осуществила прорыв одновременно в нескольких направлениях: было положено начало современной исследовательской мысли в области истории костюма и теоретической оценки практики художественно-образного костюма зрелищных искусств; решалась проблема утоления «голода» в такого рода литературе на русском языке (предыдущее издание было осуществлено Ф. Комиссар- жевским в начале XX столетия) в кругах студенческой молодежи творческих учебных заведений и специалистов, работавших в сфере моды, театрального и кинематографического костюма; нарушалось затянувшееся в официальном искусствоведении замалчивание проблем костюма, положение с которым в ту пору обстояло далеко не благополучно — теоретически и практически он находился в глубоком застое. Для подобного прорыва недостаточно было знаний и опыта талантливого художника и яркого педагога, имя которого при жизни стало легендой. Для преодоления устоявшегося в кругах тогдашних советских идеологов шаблона в отношении костюма как некоего буржуазного, малозначащего в жизни людей советского общества атрибута нужны были решимость и убежденность в необходимости переломить наконец этот порочный посыл, нужны были темперамент и качества личности Захаржевской. Не случайно именно ученик Раисы Владимировны — Вячеслав Зайцев, со своим недюжинным талантом художника, заразительной творческой энергией, целенаправленно и последовательно поведет успешную борьбу с косным чиновничеством на практическом поприще борьбы за поднятие культуры костюма в нашей стране, что является безусловной заслугой художника перед отчеством.
Переиздание[2] труда Захаржевской более чем своевременно, ибо книга не только выдержала проверку временем, но чем дальше, тем больше раскрывается ее ценность.
Для наших дней характерен повышенный интерес к художественному костюму, подогреваемый различными причинами. Открываются десятки отделений в лицеях, колледжах, вузах, частные студии по подготовке дизайнеров, множатся мастерские по изготовлению костюма. При этом все более актуальным становится вопрос профессиональной культуры. Россыпь ценнейшей информации в книге Захаржевской заставляет задуматься о необходимом диапазоне и глубине знаний специалистов, дерзающих работать в этой области искусства.
Второе, дополненное издание книги, вышедшее в 70-х годах[3], формально было предназначено для художественной самодеятельности (уступка времени, чтобы быть напечатанной), однако качество изложенного материала удовлетворит самую требовательную аудиторию как сегодняшних, так и будущих историков искусства, режиссеров, художников моды, театра, кино. По содержанию работа уникальна, поскольку автор соединяет блестящее знание истории с опытом творческой работы в театре. История оживает в калейдоскопической динамике театральных и кинообразов, привнося живое дыхание, индивидуальные краски в пластику модных форм одежды ушедших эпох, обретающей многомерность, объемность. Никакое скрупулезное описание примет облика исторического человека неспособно воссоздать подвижную среду, населенную осязаемыми пластическими типажами, так, как это делает Захаржевская, показывая ту или иную эпоху сквозь призму видения ярких творческих индивидуальностей. Привлекая авторитетный круг имен, она распахивает двери в мастерские, где творится образ костюма, одновременно устанавливает образовательную планку неискушенному читателю. С. Эйзенштейн и А. Таиров, А. Бенуа и А. Головин, Г. Козинцев, Питер Брук, В. Ле- венталь, Ф. Шаляпин, Г. Ярон, И. Ильинский… — каждый из этих деятелей культуры несет всегда неожиданное, ошеломляюще новое понимание пластики костюма эпохи Шекспира или Мольера, Островского, Ибсена или Чехова… Тем самым автор вводит читателя в проблематику искусства костюма как художественного предмета, многообразными нитями связанного как с прошлой, так и с современной действительностью, что само по себе при нынешнем разрыве с традициями и дефиците эстетических явлений культуры представляет неоценимый интерес, особенно для молодого поколения.
Художник, историк, педагог на страницах книги постоянно меняются местами. Захаржевская-художник знакомит читателя с различными творческими аспектами создания костюма, в том числе — воплощением замысла художника в материале, где настоятельно подчеркивает формообразующий характер кроя исторической одежды. На конкретных примерах утверждает абсурдность использования современной конструкции для воссоздания исторической формы, как, например, военного кителя при работе над пурпуэном XVI столетия. Этот посыл автора во многом обращен в будущее, ибо именно в наши дни приходит осознание необходимости изучения многовекового опыта мастеров кроильного дела при работе над костюмом. Но не только.
Автор-педагог использует материал книги для того, чтобы убедить читателя в том, как изучение линий чертежа или подлинного исторического платья воспитывает глаз профессионала, формирует чувство чистоты стиля, ощущение аромата времени, одинаково необходимых модельеру, художнику кино или сценического костюма. Крой, фактура ткани, цвет предстают в изложении Захаржевской как эстетические категории, составляющие художественное качество костюма.
Захаржевская-историк подводит читателя к мысли о выразительности и напряженности существования костюма, о необычайной разветвленности и порой неожиданности его связей со стилем своей и последующих эпох, о том, как обусловлено это существование малейшими изменениями в окружающем человека предметном мире. Прослеживая историю костюма от первоисточника к его проявлениям в художественном образе, автор показывает восприимчивость исторического костюма к формам иного содержания и стиля, когда в руках талантливого художника он превращается в живой и послушный материал. Как это было, например, с кубофутуристическими костюмами «Федры» в театре А. Таирова, жестокие короба которых в полном смысле слова построены А. Весниным на основе пластической эллинской одежды.
Необыкновенная способность автора отбирать и сопоставлять исторические факты с красочными описаниями современниками облика своих сограждан, сталкивать тонко, с чувством меры тщательно отобранные цитаты известных деятелей культуры, высказывания режиссеров и художников — интерпретаторов той или иной эпохи с остроумными собственными наблюдениями и характеристиками, раздвигает пространство мира костюма и устанавливает многообразные формы контакта с читателем книги, поощряя его к собственным художественным открытиям.
Широта охвата материала во времени и пространстве, соединенная с живостью и легкостью изложения, искренностью и глубокой заинтересованностью в судьбе искусства, которому было посвящено творчество художника и блистательного педагога, наделяют работу Захаржевской особой притягательной силой и гарантируют безусловную ее значимость для нашего современника.
Книга Захаржевской, я бы сказала, перенасыщена ценнейшей информацией. В ней ощущается такой запас материала, который в иных условиях мог бы вылиться в многотомный труд по костюму.
Думаю, не ошибусь, выразив благодарность издателям, спасающим от забвения и открывающим заново весьма и весьма необходимую для современного поколения специалистов костюмного «фронта» книгу, по форме и содержанию представляющую собой как бы открытые для широкой аудитории яркие мастер-классы, практическая надобность в которых сегодня снова назрела, как никогда.
Галина Галаджева, кандидат искусствоведения
РАИСА ВЛАДИМИРОВНА ЗАХАРЖЕВСКАЯ — это имя завораживает и переносит в 60-е годы в аудитории Московского текстильного института. Сразу возникает слегка отстраненный образ хрупкой элегантной женщины. Она быстро рисует на доске силуэты и конструктивные построения исторических костюмов всех времен и народов.
Раиса Владимировна старалась донести до своих студентов, что главное в образе человека — это не физическая красота или модная одежда, главное — это СТИЛЬ. Она и была человеком СТИЛЯ, посвятившим себя служению костюму как объекту искусства и предмету исторического изучения, приняв эстафету у своего учителя П. П. Пашкова.
Художник Валерия Ямковская, которой посчастливилось видеть и слушать Р. В. Захаржевскую
e
Часть декорации, находящаяся в руках актеров,— его костюм.
Французская энциклопедия
Костюм — это вторая оболочка актера, это нечто неотделимое от его существа, это видимая личина его сценического образа, которая должна так целостно сливаться с ним, чтобы стать неотторжимой…
А. Я. Таиров
ТЕАТР — синтетический вид искусства, который позволяет нам не только слышать, не только воображать, но и смотреть, видеть. Театр дает нам возможность быть свидетелем психологических драм и участником исторических свершений и событий. Театр, театральное представление создается усилиями многих художников, начиная от режиссера и актера и кончая художником-постановщиком, ибо спектакль есть «сопряжение разных искусств, каждое из которых в этом замысле преображается и приобретает новое качество…»*.
Театральный костюм — это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя. Для актера костюм — это материя, форма, одухотворенная смыслом роли.
Как актер в слове и жесте, движении и тембре голоса творит новое существо сценического образа, отталкиваясь от
заданного в пьесе, так и художник, руководствуясь теми же данными пьесы, воплощает образ средствами своего искусства.
На протяжении многовековой истории театрального искусства декорационное оформление последовательно прошло эволюционное преобразование, вызванное не только совершенствованием сценической техники, но и всеми перипетиями стилей и моды соответствующих времен. Оно зависело от характера литературного построения пьесы, от жанра драматургии, от социального состава зрителя, от уровня сценической техники.
Периоды стабильных архитектурных сооружений античности сменялись примитивом подмостков Средневековья, в свою очередь уступавших место королевским придворным театрам с самодовлеющей роскошью представлений. Были спектакли в сукнах, в сложных конструктивных декорациях, только в световом оформлении, без оформления совсем — на голой эстраде, на помосте, просто на мостовой.
Роль костюма как «двигающейся» декорации всегда была главенствующей. Менялась точка зрения на его «взаимоотношения» с актером, временем и историей, наконец, с его непосредственным «партнером» — художественным оформлением сцены.
В процессе поступательного развития искусства современного театра, новаторства режиссуры, трансформации метода художественного оформления роль искусства костюма не идет на убыль — наоборот. По мере роста своих более молодых и гибких собратьев — кино и телевидения — театр, бесспорно, обретает в поисках и муках новые формы зрелищных приемов, именно тех, которые отстаивали бы и определяли позицию театра как непреходящую ценность самостоятельного вида искусства. Костюму, как самому подвижному элементу театральной декорации, отводится в этих поисках первое место.
Высокая современная культура театрального искусства, тонкая и глубокая режиссерская работа над пьесой и спектаклем, талантливая игра актеров требуют от художника, оформляющего спектакль, особо тщательного проникновения в драматургию спектакля, тесного контакта с режиссурой. Современное оформление не канонизируется правилами. Оно индивидуально и конкретно в каждом частном случае. «Работа режиссера неотделима от работы художника. Во-первых, режиссер должен найти собственные ответы на основные декорационные проблемы. Художник в свою очередь должен почувствовать задачи постановки и настойчиво искать выразительные средства…»*.
Театральный костюм вначале создается средствами изобразительными, то есть эскизом.