История костюма

Р. В. Захаржевская

В КНИГЕ «ИСТОРИЯ КОСТЮМА» обобщен 30-летний опыт преподавания Раисой Владимировной Захаржевской курса истории стилей на факультете прикладного ис­кусства Московского текстильного института (ныне Текстильная академия) и на исто­рическом факультете МГУ, а также опыт многолетней работы в качестве художника по костюму в театре. Поэтому изложенный материал представляет особую ценность как с теоретической, так и с методологической и практической точек зрения.

Происхождение форм костюма рассматривается автором в неразрывной связи с законами становления и смены стилей в общей истории развития культуры. Здесь особенно ценными являются выведенные Р. В. Захаржевской закономерности ритми­ческого сокращения периодов смены форм, а также гармонические законы образо­вания и разрушения стиля в одежде. Анализ функционального назначения костюма проводится с учетом конкретной социально-экономической формации общества и его структуры.

Один из интереснейших разделов книги посвящен оригинальной классификации всех известных видов одежды по типу опорных конструктивных поясов, а также по способам взаимодействия формы и тела. Такая классификация представляет собой особенно плодотворный материал для модельеров.

Исследуя костюм как эстетическое явление, Р. В. Захаржевская проявила себя не только как талантливый ученый, но и как художник-профессионал, наделенный большой концептуальной интуицией.

Книга Р. В. Захаржевской — ценнейшее методическое и практическое пособие как для студентов и преподавателей учебных заведений различного профиля — теат­рально-художественных, текстильных, исторических и т. п.,— так и для практических работников легкой промышленности (модельеров, художников по костюму). В неко­тором отношении книга может рассматриваться как удобное и компактное пособие по композиции исторического костюма для специалистов, работающих в области моды. Образная и увлекательная манера изложения делает книгу доступной и для широкого круга читателей.

В целом работа Р. В. Захаржевской «История костюма» — существенный вклад не только в историю моделирования одежды, это прежде всего вклад в историю культуры.

Вячеслав Зайцев

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ КОСТЮМА, как определила жанр своего труда сама Р. В. За — харжевская, написаны более четверти века назад[1]. С тех пор вышло немало отечест­венных изданий на соответствующую тему. Однако работа Захаржевской занимает в этом ряду особое место. Вышедшая в 1967 году, она — не просто первое послерево­люционное издание на русском языке, посвященное истории костюма. Публикация сразу привлекла к себе внимание высоким уровнем разговора об одном из сложней­ших видов прикладного искусства — искусства костюма, глубокой профессиональной культурой, виртуозным владением привлеченного автором обширного материала, оригинальным подходом к рассмотрению предмета.

Назвав первое издание книги «Костюм для сцены», Захаржевская создала обобща­ющий труд, сделала возможным своеобразное соединение достоверности историче­ских образов с их театральностью и осуществила прорыв одновременно в нескольких направлениях: было положено начало современной исследовательской мысли в обла­сти истории костюма и теоретической оценки практики художественно-образного костюма зрелищных искусств; решалась проблема утоления «голода» в такого рода литературе на русском языке (предыдущее издание было осуществлено Ф. Комиссар- жевским в начале XX столетия) в кругах студенческой молодежи творческих учебных заведений и специалистов, работавших в сфере моды, театрального и кинематогра­фического костюма; нарушалось затянувшееся в официальном искусствоведении замалчивание проблем костюма, положение с которым в ту пору обстояло далеко не благополучно — теоретически и практически он находился в глубоком застое. Для подобного прорыва недостаточно было знаний и опыта талантливого художни­ка и яркого педагога, имя которого при жизни стало легендой. Для преодоления усто­явшегося в кругах тогдашних советских идеологов шаблона в отношении костюма как некоего буржуазного, малозначащего в жизни людей советского общества атри­бута нужны были решимость и убежденность в необходимости переломить наконец этот порочный посыл, нужны были темперамент и качества личности Захаржевской. Не случайно именно ученик Раисы Владимировны — Вячеслав Зайцев, со своим не­дюжинным талантом художника, заразительной творческой энергией, целенаправ­ленно и последовательно поведет успешную борьбу с косным чиновничеством на практическом поприще борьбы за поднятие культуры костюма в нашей стране, что является безусловной заслугой художника перед отчеством.

Переиздание[2] труда Захаржевской более чем своевременно, ибо книга не только выдержала проверку временем, но чем дальше, тем больше раскрывается ее ценность.

Для наших дней характерен повышенный интерес к художественному костюму, по­догреваемый различными причинами. Открываются десятки отделений в лицеях, колледжах, вузах, частные студии по подготовке дизайнеров, множатся мастерские по изготовлению костюма. При этом все более актуальным становится вопрос про­фессиональной культуры. Россыпь ценнейшей информации в книге Захаржевской заставляет задуматься о необходимом диапазоне и глубине знаний специалистов, дерзающих работать в этой области искусства.

Второе, дополненное издание книги, вышедшее в 70-х годах[3], формально было предназначено для художественной самодеятельности (уступка времени, чтобы быть напечатанной), однако качество изложенного материала удовлетворит самую требова­тельную аудиторию как сегодняшних, так и будущих историков искусства, режиссеров, художников моды, театра, кино. По содержанию работа уникальна, поскольку автор соединяет блестящее знание истории с опытом творческой работы в театре. История оживает в калейдоскопической динамике театральных и кинообразов, привнося живое дыхание, индивидуальные краски в пластику модных форм одежды ушедших эпох, об­ретающей многомерность, объемность. Никакое скрупулезное описание примет обли­ка исторического человека неспособно воссоздать подвижную среду, населенную ося­заемыми пластическими типажами, так, как это делает Захаржевская, показывая ту или иную эпоху сквозь призму видения ярких творческих индивидуальностей. Привлекая авторитетный круг имен, она распахивает двери в мастерские, где творится образ кос­тюма, одновременно устанавливает образовательную планку неискушенному читате­лю. С. Эйзенштейн и А. Таиров, А. Бенуа и А. Головин, Г. Козинцев, Питер Брук, В. Ле- венталь, Ф. Шаляпин, Г. Ярон, И. Ильинский… — каждый из этих деятелей культуры несет всегда неожиданное, ошеломляюще новое понимание пластики костюма эпохи Шекспира или Мольера, Островского, Ибсена или Чехова… Тем самым автор вводит читателя в проблематику искусства костюма как художественного предмета, многооб­разными нитями связанного как с прошлой, так и с современной действительностью, что само по себе при нынешнем разрыве с традициями и дефиците эстетических явле­ний культуры представляет неоценимый интерес, особенно для молодого поколения.

Художник, историк, педагог на страницах книги постоянно меняются местами. Захаржевская-художник знакомит читателя с различными творческими аспектами создания костюма, в том числе — воплощением замысла художника в материале, где настоятельно подчеркивает формообразующий характер кроя исторической одеж­ды. На конкретных примерах утверждает абсурдность использования современной конструкции для воссоздания исторической формы, как, например, военного ките­ля при работе над пурпуэном XVI столетия. Этот посыл автора во многом обращен в будущее, ибо именно в наши дни приходит осознание необходимости изучения многовекового опыта мастеров кроильного дела при работе над костюмом. Но не только.

Автор-педагог использует материал книги для того, чтобы убедить читателя в том, как изучение линий чертежа или подлинного исторического платья воспитыва­ет глаз профессионала, формирует чувство чистоты стиля, ощущение аромата време­ни, одинаково необходимых модельеру, художнику кино или сценического костюма. Крой, фактура ткани, цвет предстают в изложении Захаржевской как эстетические категории, составляющие художественное качество костюма.

Захаржевская-историк подводит читателя к мысли о выразительности и напря­женности существования костюма, о необычайной разветвленности и порой неожи­данности его связей со стилем своей и последующих эпох, о том, как обусловлено это существование малейшими изменениями в окружающем человека предметном мире. Прослеживая историю костюма от первоисточника к его проявлениям в художествен­ном образе, автор показывает восприимчивость исторического костюма к формам иного содержания и стиля, когда в руках талантливого художника он превращается в живой и послушный материал. Как это было, например, с кубофутуристическими ко­стюмами «Федры» в театре А. Таирова, жестокие короба которых в полном смысле слова построены А. Весниным на основе пластической эллинской одежды.

Необыкновенная способность автора отбирать и сопоставлять исторические фак­ты с красочными описаниями современниками облика своих сограждан, сталкивать тонко, с чувством меры тщательно отобранные цитаты известных деятелей культу­ры, высказывания режиссеров и художников — интерпретаторов той или иной эпо­хи с остроумными собственными наблюдениями и характеристиками, раздвигает пространство мира костюма и устанавливает многообразные формы контакта с чи­тателем книги, поощряя его к собственным художественным открытиям.

Широта охвата материала во времени и пространстве, соединенная с живостью и легкостью изложения, искренностью и глубокой заинтересованностью в судьбе искусства, которому было посвящено творчество художника и блистательного педа­гога, наделяют работу Захаржевской особой притягательной силой и гарантируют безусловную ее значимость для нашего современника.

Книга Захаржевской, я бы сказала, перенасыщена ценнейшей информацией. В ней ощущается такой запас материала, который в иных условиях мог бы вылиться в мно­готомный труд по костюму.

Думаю, не ошибусь, выразив благодарность издателям, спасающим от забвения и открывающим заново весьма и весьма необходимую для современного поколения специалистов костюмного «фронта» книгу, по форме и содержанию представляю­щую собой как бы открытые для широкой аудитории яркие мастер-классы, практи­ческая надобность в которых сегодня снова назрела, как никогда.

Галина Галаджева, кандидат искусствоведения

РАИСА ВЛАДИМИРОВНА ЗАХАРЖЕВСКАЯ — это имя завораживает и переносит в 60-е годы в аудитории Московского текстильного института. Сразу возникает слегка отстраненный образ хрупкой элегантной женщины. Она быстро рисует на доске силуэты и конструктивные построения исторических костюмов всех времен и народов.

Раиса Владимировна старалась донести до своих студентов, что главное в образе человека — это не физическая красота или модная одежда, главное — это СТИЛЬ. Она и была человеком СТИЛЯ, посвятившим себя служению костюму как объекту искусства и предмету исторического изучения, приняв эстафету у своего учителя П. П. Пашкова.

Художник Валерия Ямковская, которой посчастливилось видеть и слушать Р. В. Захаржевскую

e

История костюма

Часть декорации, находящаяся в руках акте­ров,— его костюм.

Французская энциклопедия

Костюм — это вторая оболочка актера, это нечто неотделимое от его существа, это види­мая личина его сценического образа, которая должна так целостно сливаться с ним, чтобы стать неотторжимой…

А. Я. Таиров

ТЕАТР — синтетический вид искусства, который позволяет нам не только слышать, не только воображать, но и смот­реть, видеть. Театр дает нам возможность быть свидетелем психологических драм и участником исторических сверше­ний и событий. Театр, театральное представление создается усилиями многих художников, начиная от режиссера и акте­ра и кончая художником-постановщиком, ибо спектакль есть «сопряжение разных искусств, каждое из которых в этом за­мысле преображается и приобретает новое качество…»*.

Театральный костюм — это составная сценического об­раза актера, это внешние признаки и характеристика изоб­ражаемого персонажа, помогающие перевоплощению акте­ра; средство художественного воздействия на зрителя. Для актера костюм — это материя, форма, одухотворенная смыслом роли.

Как актер в слове и жесте, движении и тембре голоса тво­рит новое существо сценического образа, отталкиваясь от

заданного в пьесе, так и художник, руководствуясь теми же данными пьесы, вопло­щает образ средствами своего искусства.

На протяжении многовековой истории театрального искусства декорационное оформление последовательно прошло эволюционное преобразование, вызванное не только совершенствованием сценической техники, но и всеми перипетиями стилей и моды соответствующих времен. Оно зависело от характера литературного построе­ния пьесы, от жанра драматургии, от социального состава зрителя, от уровня сцени­ческой техники.

Периоды стабильных архитектурных сооружений античности сменялись прими­тивом подмостков Средневековья, в свою очередь уступавших место королевским придворным театрам с самодовлеющей роскошью представлений. Были спектакли в сукнах, в сложных конструктивных декорациях, только в световом оформлении, без оформления совсем — на голой эстраде, на помосте, просто на мостовой.

Роль костюма как «двигающейся» декорации всегда была главенствующей. Меня­лась точка зрения на его «взаимоотношения» с актером, временем и историей, нако­нец, с его непосредственным «партнером» — художественным оформлением сцены.

В процессе поступательного развития искусства современного театра, новаторства ре­жиссуры, трансформации метода художественного оформления роль искусства костюма не идет на убыль — наоборот. По мере роста своих более молодых и гибких собратьев — кино и телевидения — театр, бесспорно, обретает в поисках и муках новые формы зре­лищных приемов, именно тех, которые отстаивали бы и определяли позицию театра как непреходящую ценность самостоятельного вида искусства. Костюму, как самому подвиж­ному элементу театральной декорации, отводится в этих поисках первое место.

Высокая современная культура театрального искусства, тонкая и глубокая режиссер­ская работа над пьесой и спектаклем, талантливая игра актеров требуют от художника, оформляющего спектакль, особо тщательного проникновения в драматургию спектак­ля, тесного контакта с режиссурой. Современное оформление не канонизируется пра­вилами. Оно индивидуально и конкретно в каждом частном случае. «Работа режиссера неотделима от работы художника. Во-первых, режиссер должен найти собственные от­веты на основные декорационные проблемы. Художник в свою очередь должен почув­ствовать задачи постановки и настойчиво искать выразительные средства…»*.

Театральный костюм вначале создается средствами изобразительными, то есть эскизом.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.