Силуэт костюма представляет собой схему из двух соединенных в точке пересечения вершин и Наталии. Первый треугольник (поменьше) — лиф, второй ниже и больше — юбка.
Силуэт костюма, металлический каркас, крахмальный плоеный воротник — характерные черты испанской моды, завоевавший всю Европу.
Эстетический идеал. Идеалом красоты считалась худая и стройная женщина.
Нижнее белье. В моде вязаные шелковые чулки.
Нижняя одежда. Нижняя одежда состояла из двух платьев.
• Первое — нижнее платье — было длинным, с декольте на каркасе и с длинными и узкими рукавами. В нижнюю юбку из плотной ткани вшивали металлические обручи.
• Второе — верхнее платье — было с узким глухим лифом, спереди с вырезанным мысом, с нагрудной вставкой, на каркасе, с длинными широкими откидными рукавами с разрезами, а под ними были съемные рукава. Эти съемные рукава соединялись с проймами посредством шнуровки, которая прикрывалась фестонами или валиками.
Всртюгаль конусообразной формы использовали в придворно-аристократической среде. Юбка была распашной, широкой, без складок, на каркасе (рис. 35).
Воротник был белоснежным, широким, гофрированным, из кружев и шелка — фреза (рис. 36).
Верхняя одежда. Испанки носили короткие плащи.
Цвета. Отдавалось предпочтение темным цветам тканей в костюме.
Ткани. Льняные ткани использовались для нижней одежды. В костюме испанцев набивные ткани с богатым орнаментом.
головной убор. Женщины надевали на голову мантилью — накидку типа кружевной вуали; чепчики, с отделкой рюшем из кружев или газа; большие шляпы с широкими полями и узкими тульями из дорогих тканей с богатой отделкой. Ток — любимый головной убор с высокой тульей и маленькими полями.
Прическа. Строгая, простая.
Косметика. По догмам церкви она была запрещена.
Украшения. Сами богатые ткани являлись украшением. Нагрудная вставка — сетка из жемчужных нитей и золоченых шнуров.
Женщины носили ювелирные декоративные пояса, цепочки, жемчужные ожерелья, серьги, перстни, камеи, в волосах сетки.
Дополнения. Испанки носили на талии пояса, к которым подвязывали безделушки, складной веер, перчатки.
Рис. 35. Костюм знатной испанки XVI в.
Рис. 36. Гофрированный воротник — фреза и головной убор испанки XVI в.
Обувь. Для испанок верхом неприличия считалось показывать обувь. Но это не касалось обуви на толстой подошве — чапинес. Когда женщина была в такой! обуви, нога открывалась до щиколотки. Чем знатнее дама, тем выше была подошва.
Женщины носили мягкие туфли, у которых появился каблук в конце XVI в.
В моде в середине XVI в. происходит крутой перелом.
Со становлением среднего класса буржуа могли себе позволить совсем недорогие, да и то с отставанием от моды на десять лет, аристократические наряды.