ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНТИЧНОГО КОСТЮМА

ультура Греции, развивавшаяся в соприкосновении с более развитым Вос­током, в области костюма не избежала влияния своего старшего соседа — она примеряла его тесные многоцветные одежды, рядилась, пока не нашла своего решения, только Элладе подходящего и только в ней возможного. Такова сущность и природа любого истинно национального костюма — он возможен и при­годен только в данных условиях и только у данного народа.

Эта идея создания костюма не родилась сама по себе. Она формировалась соот­

ветственно образу жизни людей, отслаивалась в лучах архитектуры, тяготела к соеди­нению со скульптурой, прилаживалась к телу в палестре (месте для гимнастических упражнений), упрощалась в ратных подвигах.

Наконец, она получила философское подтверждение в теоретическом определе­нии как «союз пользы, блага и эстетической ценности».

«…Ткань, скажем мы, отмеривается в соответствии с требованиями желаемой одеж­ды. Но в соответствии с какой нормой блага измеряется ценность одежды?» (Платон)[14].

Итак, античная философия сформулировала положения о норме костюма как блага, пользы и как эстетического норматива: украшение, приносящее пользу, следу­ет по Платону, совершенное по производству, добавляет Аристотель, и точное по своему назначению, заканчивает Сократ, ибо «все хорошо и прекрасно по отноше­нию к тому, для чего оно приспособлено, и дурно и безобразно по отношению к то­

му, для чего оно дурно приспособлено»[15].

Культ здорового тела и физических упражнений, законы гармонии и ритма, му­зыкальность и поэтичность требовали соответствующего одеяния. И оно пришло.

Уже «Илиада» полна трепетных описаний одежды, длинных хитонов и складча­тых плащей, совершенного вооружения. Ремесло Эллады быстро достигает уровня искусства, становится им, воспитывая вкус и прививая любовь к прекрасному. Про­стая, легкодоступная глина на гончарном кругу приобретает совершенство формы,
и художник, прикасаясь к ее поверхности, заполняет ее гармонией орнаментов и изо­бражений.

Ткачеством занимались все женщины Греции, ткачеством начинают заниматься и ткачи-профессионалы. Ткачеству посвящены мифы, о ткачах и тканях повествуют строфы поэм:

Что за ткачихи, Афина, покровы им эти соткали!

Чья им искусная кисть создала этих образов прелесть:

Ведь что живые стоят, что живые гуляют по ткани…[16].

Извлекая прекрасное из пластических свойств ткани, греки подошли к последне­му этапу поисков идеальной одежды и… научились мастерству управления тканью по законам красоты — драпировке.

И хоть мы и называем греческие одеяния костюмом, в истинном положении ве­щей это наименование неправомерно. В сущности, это принцип обращения с куском ткани, и, будучи принципом, он вечен, он не мертвая память, не архаизм и не сомни­тельной достоверности форма.

Драпировка оживляет мертвую ткань, придавая эстетическую ценность фигуре. Складки, в свою очередь аккомпанируя движению тела, свисают с рук, окутывая ок­руглости и плавно обволакивая статичное тело… Застывшие в мгновении покоя, они начинают двигаться вместе с телом, выявляя движение в большом или малом напря­жении его.

Основной принцип греческого костюма — это свобода и непринужденность, кото­рые составляют основу любой примитивной одежды, но при участии законов прекрас­ного приводят к результату наиболее совершенному.

Греков удовлетворяло изменение размеров и пропорций тех прямоугольных кусков, собранных или сложенных вдвое, которые с поразительным искусством прилажива­лись на теле поясом или аграфами, фиксирующими точки падения и скрепления.

Таким образом, в своем искусстве располагать ткани греки добились эффекта изменения пластического движения ткани вместе с движением человека, нашли возможность придать мертвой ткани экспрессию и одухотворить ее. Вот почему создание античного костюма на сцене требует согласованных, гармоничных дейст­вий режиссера, актера, балетмейстера и художника.

Слово и действие выражается в зрелищном аспекте движением актера, рисунком складок, костюмом.

Справедливость этого утверждения была продемонстрирована на сцене зала им. Чайковского гастролировавшим в Москве Афинским драматическим театром в спек­такле «Антигона». Не говоря о пластичности актрисы Папананасиу, зрителей поко-

рил хор, монолитность движений которого была так выра­зительна, линейная пластика костюмов так совершенна, что (да простят мне эти слова) силы передачи эмоций хватило бы даже при условии полного незнания зрителем текста.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНТИЧНОГО КОСТЮМА

Рис. 8

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНТИЧНОГО КОСТЮМА

Рис. 9

В представлении трагедии Эсхила «Персы» (рис. 8,9), ко­торую привозил на гастроли в Москву Пирейский театр (Греция), хор персов был снабжен плащами. Организован­ный в строго ритмическом плане, хор произносил на одном дыхании в один голос слова, как и полагается хору гречес­кой трагедии. Действия же, которые раскрывают смысл этих слов, переживаний, были разделены персонально: у каждого в отдельности или у разных групп хора они раз­личны. Подчиняясь ритму слова и ритму стиха, все двига­лись в, казалось бы, разных направлениях, заканчивая дви­жение энергичным жестом отчаяния и страдания.

Плащи, прикрепленные к запястью у одних, намотанные вокруг локтя у других, ниспадающие с плеч у третьих, раз­махом полотен, движением меняющихся складок вторили жестам. Застывая в мгновении, эхом откликались они на слетевшие с губ стенания, вопли, вырвавшиеся из груди, стекали с рук трагическим движением ткани.

Именно так и использовали греческие мастера скульпту­ры расположение складок.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНТИЧНОГО КОСТЮМА

На фризе, хранящемся в залах Эрмитажа, изображена трагедия Ниобеи: в смертных муках трепещут ниобиды. Страдания духа и тела продолжены в складках одежды… (рис. 10). Они, изгибаясь в предсмертном томлении, окуты­вают упругие тела и раздутые ветром, молча вопиют о поща­де, влекомые тяжелым трупом, каскадом никнут к земле…

Собственно говоря, форма костюма зависит целиком от эстетических навыков, чувства гармонии, меры — всего, что определяет художественный вкус того, кто украшает себя тканью, драпируясь ею. Поэтому мера элегантности зависит целиком от импровизатора ее формы, от того чув­ства ткани, которое воспитано в нем.

«Уму непостижимо, как могли древние греки и римляне так гармонично и красиво и в то же время так естественно, правдиво, характерно делать эти божественные драпировки»*.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.