ИСТОРИЯ моды с XVIII по XX век

Акико Фукай, главный куратор Института костюма Киото.

В этой книге представлено пятьсот фотографий предметов одежды из собрания Института костюма Киото (ИКК — Kyoto Costume Institute, KCI). С момента своего основания (1978) ИКК занимался организацией выставок по всему миру. Экспозиции и каталоги к ним были с признательностью встречены зрителями разных стран, а также дизайнерами самого высшего класса.

Широкому признанию в мире высокой моды ИКК обязан, прежде всего, проводимой им политике: демонстрация предметов одежды в академически точной манере, не оторванной от жизни. Иными словами, ИКК представляет костюмы не только как исторические артефакты, но и как жизненно важные элементы моды. Создателям и организаторам выставок удается передать изысканность и очарование, которыми отличалась одежда в определенную эпоху, и кажется, будто эти предметы «пробудились» после долгого и глубокого «сна». ИКК выражает надежду, что данное издание, охватывающее стилевые тенденции с XVIII по XX век, позволит широкому кругу читателей испытать то наслаждение, которое дарит всем мода.

ИНСТИТУТ КОСТЮМА КИОТО

Институт костюма Киото был учрежден в 1978 году после первой полномасштабной выставки высокой моды в Японии «Творческая одежда 1909 — 1939», экспозиции, составленной в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Находясь под впечатлением от результатов выставки, господин Кой-чи Цукамото, президент корпорации «Wacoal» (производитель нижнего белья в Японии), а также вице-президент Торгово — промышленной палаты Киото откликнулись на предложение создать в Японии учреждение, где можно было бы систематизировать достижения западной моды, прово­дить исследования и экспонировать предметы туалета. Согласно постановлению японского правительственного агентства по делам культуры, господин Цукамото основал Институт костюма Киото (апрель 1978).

Институт костюма Киото ставит своей целью всестороннее изучение костюма и пытается разработать метод, позволяющий предсказывать тенденции в моде будущего. Изучая культуру одежды, Институт проводит интереснейшие исследования в области социологии, что помогает осознать, как изменения в жизни общества влияют на моду в целом. Понимая всю важность подобной работы, Иошитака Цукамото, нынешний президент корпорации «Wacoal» и председатель ИКК, следует примеру своего отца и оказывает Институту всестороннюю помощь.

Начиная с первых дней существования, ИКК делает все возможное для пополнения своей высококачественной коллекции, что помогает формировать тематические выставки, знакомящие зрителя не только с костюмом, но и с историей разных стран. Сегодня в Институте хранится более 10 ООО предметов одежды и более 20 ООО печатных документов. Основную часть коллекции составляют туалеты, отражающие западные модные тенденции и соответствующие им аксессуары. Нижнее белье является внушительной частью собрания ИКК, поскольку сотрудники Института полагают, что именно белье служит одним из основных средств выражения истории костюма на Западе. Печатные документы стали важнейшими свидетельствами определенной эпохи, позволяющими исследовать историю и социальные предпосылки появления той или иной детали костюма.

Коллекция включает в себя экспонаты с XVII века по день сегодняшний и предлагает Вашему вниманию такие редкостные сокровища, как железный корсет или вышитый корсаж елизаветинских времен. XVIII век представлен в Институте как женской, так и мужской одеждой, однако коллекция XIX века состоит в основном из женского платья, поскольку сотрудники ИКК полагают, что именно женская одежда наилучшим образом отражает идеал красоты своего времени. Современные отделы хранения располагают творениями, созданными известнейшими в мире моды дизайнерами. Это и работы японских специалистов, получивших особую известность в 1970-е годы: более двух тысяч предметов коллекции «Сотте des Garcons», произведения Иссея Мияки, Йоджи Ямамото и других кутюрье нового поколения.

Институт костюма Киото предоставляет свои коллекции музеям с устоявшейся репутацией, таким как Музей Метрополитен (Нью-Йорк) и Музей Виктории и Альберта (Лондон). Ведь его собрание постоянно пополняется благодаря дарам из частных коллекций и дизайнерам с мировыми именами (Жан Шарль де Кастельбах, Кельвин Кляйн, Ив Сен-Лоран, Кристиан Лакруа и другие). В музее созданы специальные условия с контролируемой температурой и влажностью; таким образом, коллекция надежно защищена от старения и от возможных разрушений тканей. ИКК прибегает к реставрации предметов своих коллекций лишь в случае крайней необходимости, уделяя при этом внимание мельчайшим деталям.

КЛЮЧ К ВЫСТАВКЕ КОСТЮМА

Эти высокие стандарты и всеобъемлющий характер собраний ИКК обеспечили успех выставок, проводимых Институтом костюма Киото. ИКК не стремится создать сложную музейную структуру (именно так в последние десятилетия развиваются подобные организации), главное для Института — качество экспонируемого материала. Именно поэтому каждые четыре — пять лет ИКК проводит первоклассные выставки, нередко сотрудничая с Национальным музеем современного искусства в Киото: сам Институт по — прежнему не располагает собственным крупномасштабным экспозиционным пространством.

Свою первую выставку— «Эволюция моды, 1835—1895» — Институт костюма Киото провел в 1980 году в Национальном музее современного искусства в Киото. Эта выставка, как и другие, последовавшие за ней, была проведена с целью представить широкой аудитории историю западной моды. Некоторые из организованных ИКК экспозиций, такие как «Революция в моде 1715—1815», «Японизм и мода» и «Видения тела: мода, или невидимый корсет», совершили путешествия

Корсет —* Около 1580-1600 Франция Железо с ленточными мотивами; передняя и две задние части; разрез в середине спинки.

InvAC9250 95-45 Дар корпорации «Wacoal»

в Париж и Нью-Йорк, где получили заслуженно высокое признание публики, особой похвалы удостоились сопровождающие выставки каталоги.

Выставка одежды требует от организаторов совершенно особенного подхода, ведь она коренным образом отличается от выставки живописи или скульптуры. Прежде всего, для создания эффектной экспозиции необходимо правильно подобрать манекены. Мода с течением времени изменяла не только покрой одежды, она диктовала, какие очертания женской фигуры будут популярны в том или ином сезоне. ИКК придает большое значение конструкции манекенов, специально разрабатывая их для каждой конкретной выставки.

Сотрудники ИКК с особой тщательностью подбирали манекены для своей первой выставки «Эволюция моды, 1835-1895», проводимой совместно с Институтом костюма Музея Метрополитен. Понимая, что невозможно использовать современные манекены для презентации одежды, скроенной для типичной фигуры середины XIX века, они провели измерения всей коллекции одежды того периода для определения среднестатистического размера. Используя полученные данные, они сконструировали манекены, идеально подходящие для готовящейся выставки. Особые, гнущиеся суставы манекенов позволили воссоздать на удивление правдоподобные позы.

В настоящее время Институт костюма Киото располагает четырьмя типами специально созданных исторических манекенов, во всем мире признанных как сенсационное, новаторское достижение. Манекены Института костюма Киото используются в сорока восьми музеях одиннадцати стран, включая Музей моды и костюма в Париже (Пале Гайера), Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Фотографии данного издания позволяют нам увидеть удивительные манекены ИКК.

После того как манекен изготовлен, его необходимо одеть, что также требует особого искусства. Ведь крайне сложно правдоподобно воспроизвести уникальный силуэт одежды каждого конкретного периода. Для этого опытные работники Института внимательно изучают гравюры и картины той эпохи, журналы, фотографии, они уделяют внимание мельчайшим деталям, аксессуарам: шляпам, перчаткам, обуви. В результате кропотливой работы, наряженные манекены напоминают живых людей, с особой неповторимой, выразительной осанкой, заставляющей публику замирать в восхищении.

ВЫСТАВКИ ПО ВСЕМУ МИРУ

Выставка «Эволюция моды, 1835—1895» фокусировала внимание зрителей на трансформации западного костюма в XIX веке. Одежда этого периода отражала значительные перемены в социальной структуре общества: становление среднего класса, зарождение новой культуры. Особую роль в ту эпоху играла и промышленная революция. Неудивительно, что Институт костюма Киото, первый исследовательский институт в Японии, занявшийся изучением западной моды, сосредоточил свое внимание именно на этом сложном периоде и посвятил ему свою первую выставку. Плюс ко всему, именно в это время, в девятнадцатом столетии, сами жители Японии впервые начали носить западную одежду.

В 1989 году, в год двухсотлетней годовщины Французской революции, ИКК провел в Национальном музее современного искусства в Киото выставку, названную «Революция в моде, 1715—1815». Экспозиция продемонстрировала существенные изменения в развитии моды, характерные для времен Французской революции. Экспонаты ознакомили зрителей и с причудливой придворной модой периода рококо, и с простыми хлопчатобумажными платьями, вошедшими в обиход после революции. Динамическое смещение акцентов с роскошного стиля рококо, типичного для придворной культуры, к простоте неоклассицизма, зародившегося вскоре после революции, великолепно иллюстрирует исторические последствия Французской революции. Выставка собрала рекордное количество зрителей.

В конце 1989 года эта экспозиция была успешно перенесена в Институт модной технологии в Нью-Йорке, где она прошла под названием «Старый режим». В 1990 году выставка ИКК — уже в Музее моды и текстиля в Лувре (Париж), теперь она называется «Элегантность и мода во Франции в XVIII веке». Французская газета Liberation опубликовала положительный отзыв об этом событии. В частности, было отмечено, что старинные костюмы восемнадцатого столетия оживлены чувственной и реалистичной красотой выставки. Подобная оценка, данная в Париже, центре мировой моды, стала одним из показателей высокого признания, полученного ИКК в мире.

«Японизм и мода», выставка, проведенная в Национальном музее современного искусства в Киото, явилась своеобразным обзором японского влияния на парижскую моду, начиная с конца XIX и до начала XX века. Устроители показа стремились рассказать зрителям о влиянии кимоно на европейское платье. Изучение японизма в моде проводили и ранее, однако, не в столь академической манере. Чтобы создать экспозицию, отвечающую самым высоким требованиям, ИКК привлек к сотрудничеству специалистов различных областей, профессионалов из музеев многих стран, в том числе из всемирно известного Международного исследовательского института японской культуры в Киото. Выставка прошла с оглушительным успехом. Экспозиция «Японизм и мода» совершила турне по пяти крупнейшим городам мира и превратилась в шестигодичную передвижную выставку: помимо Японии, ей аплодировали во Франции, Америке, Англии. В ближайшее время планируется ознакомить с экспонатами данной выставки и другие страны.

Все мы, сотрудники Института костюма Киото, благодаря проводимым выставкам по-новому оценили историю моды и надеемся, что наша деятельность стимулировала творческую активность в современном дизайне.

Выставка «Видения тела: мода, или невидимый корсет» проходила в 1999 году, на закате XX века, в Национальном музее современного искусства в Киото и Музее современного искусства в Токио. Данная экспозиция представила работы прославленных художников и дизайнеров XX века, стремившихся по-новому интерпретировать моду, показать человеческое тело в неожиданных ракурсах. Организаторы выставки, проанализировав последние тенденции в моде, попытались предсказать, как будет развиваться костюм в грядущем тысячелетии.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.