Формирование предвоенного стиля в моде.
Во второй половине 1930-х гг. в моде стал преобладать историзм (архитектурный стиль, основанный на смешении элементов ранее доминировавших архитектурных стилей. Был наиболее распространён в конце XIX века. В советской литературе назывался эклектикой.). Одной из причин его появления было напряженное психологическое состояние многих людей накануне войны. Ожидание войны и осознание того, что добрый старый мир рушится на глазах, вызвали эскапистские настроения — ностальгию по прошлому, которое казалось таким спокойным и благополучным, даже если этим прошлым и была гражданская война в США. Во Франции эти настроения получили название «пораженчество».
В моду вошли мотивы костюма времен франко-прусской войны начала 1870-х, которую Франция с позором проиграла: шляпки, украшенные искусственными цветами с вуалетками, турнюры в вечерних платьях. Пик увлечения историзмом пришелся на 1937 — 1938 гг
Еще один источник историзма в моде — голливудские исторические фильмы: от «Дамы с камелиями» с Г. Гарбо в главной роли до побившего все рекорды кассовых сборов цветного фильма «Унесенные ветром» с Вивьен Ли и Кларком Гейблом. Огромные кринолины в стиле «Второй империи» и корсеты вдохновляли модельеров — в коллекциях парижских кутюрье появилось множество заимствований костюма 1860 — 1880-х гг.: шляпки, вечерние платья с турнюрами и пышными юбками, в моду вошел забытый долгое время бархат. Это изменило модный силуэт — с 1936 г. распространяются платья с подчеркнутой талией, расширенными плечами и расширенной, но укороченной юбкой.
Историзм стал популярен и благодаря испанскому модельеру Кристобалю Баленсиага, который в 1937 г. открыл в Париже свой Дом высокой моды, эмигрировав из воюющей Испании. Баленсиага с детства интересовался моделированием одежды.
Лидерами среди создателей высокой моды 1930-х гг. были Ж. Ланвэн, Л. Лелонг, Ж. Хейм, Э. Молине и, конечно, К. Шанель, которой, правда, пришлось выдержать острую конкуренцию с Э. Скьяпарелли. К. Шанель сумела «приспособить» свой стиль к новым требованиям — в летней коллекции 1931 г. она впервые предложила белые вечерние платья из хлопковой ткани (пике, муслина, органзы, кружева) английской фирмы Ferguson Brother Ltd., снизив цены на модели на 30 %. В 1930-е гг. Шанель воплощала свое знаменитое правило: «Днем женщина должна быть гусеницей, а вечером — бабочкой. Так как нет ничего более комфортного, чем гусеница, и ничего более созданного для любви, чем бабочка». В качестве повседневной одежды Шанель предлагала простые платья и костюмы из трикотажного полотна или шерсти (уже тогда появились костюмы с металлическими пуговицами, как у военной формы), а вечерней — изысканные платья из кружева Конкуренция с Э. Скьяпарелли побудила К. Шанель к созданию более экстравагантных моделей — в 1937 г. она поразила всех платьями из золотого ламэ, которые сравнивали с золотыми слитками, в 1938 г. — «цыганскими» платьями с цветами и оборками национальных цветов Франции. В 1931 г. Более успешно в Голливуде работала главная конкурентка Шанель — Скьяпарелли, которая стремилась не к простоте, а к экстравагантности. После работы в Голливуде в 1932 г. К. Шанель устроила благотворительную выставку драгоценностей, созданных по ее идеям графом Ф. ди Вердура. На этой выставке были представлены броши «Звезда» и колье «Комета» из платины и бриллиантов.
В конце 1930-х гг. в моде выявились две тенденции: стиль, предшествовавший «нью лук» послевоенной эпохи — модели с затянутыми талиями и пышными юбками (у Мейнбохера и Э. Мо — лине), и стиль военного времени — силуэт в форме буквы X, укороченные юбки до колена, широкие плечи, пояса, военизированный стиль в жакетах и пальто. С началом войны победит последняя тенденция, а вторая будет ждать 1947 г., чтобы вновь проявиться в полной мере. Символом военной моды станут танкетки (клиновидный каблук) и платформы в обуви, которые в 1938 г. предложили итальянский обувщик С. Феррагамо и парижский кутюрье Ж. Хейм в качестве удобной обуви для пляжа.
В конце 30 х годов в моде выявились две тенденции: стиль, предшествовавший «Нью луку» послевоенной эпохи, предложивший модели с затянутыми талиями и пышными юбками и стиль военного времени — силуэт в форме буквы X, укороченные юбки до колена, широкие плечи, пояса, накладные карманы.
С 1936 года распространяются платья с подчеркнутой талией, расширенными плечами и расширенной, но укороченной юбкой. Одним из пропагандистов нового силуэта в форме буквы X стал Жак Хейм. Даже Мадлен Вионне с 1937 года отказалась от создания моделей с драпировками в античном духе, предлагая платья с пышными юбками из бархата и тюля с аппликациями из ламэ.