КЛАССИФИКАЦИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ СТИЛЕЙ И МОДНЫХ ТЕЧЕНИЙ В XX в

Нет ничего опаснее, чем быть модным.

Всё модное очень быстро выходит из моды.

О. Уайльд

И

сторические стили с той клас­сификацией, последователь­ностью и названиями, которые известны сегодня, существуют срав­нительно недавно44. Например, до на­стоящего момента конец античности пока не определен историками. При­водятся следующие даты: 330, 476 или 622 гг. н. э., а переход для евро­пейцев от средних веков к новой исто­рии Европы мог быть в 1453, 1492 или в 1519 гг.45.

Создавая первую в истории науки историю искусства, И. И. Винкельман определил в античной культуре четыре стиля: 1) прямой и жесткий; 2) высо­кий и угловатый; 3) изящный и плав­ный; 4) подражательный. «Первый продолжался, по существу, до Фидия, второй — до Праксителя, Лизиппа и Апеллеса, третий угас, по-видимому,

В

связи с разными подходами к анализу моды и неопределенностью с выявлением стилей, желанием системати­зировать имеющиеся знания появилась про­блема классификаций уже известных стилей.

Возможным основа­нием для классифика­ций стилевых течений в теории проектирова­ния костюма считают следующие характери­стики:

• функциональность (функциональный

и нефункциональный стиль);

• временной конти­нуум (стиль 20-х го­дов, стиль 30-х годов и т. д.);

одновременно со школой последних, а четвертый продолжался до падения искусства»46. Определяя стили, он сра­зу же ограничил и время их бытования.

Осенью 1898 г. один из самых изве­стных теоретиков стилеобразования Генрих Вельфлин писал: «В нашу эпоху стили меняются так же быстро, как ко­стюмы, примеряемые для маскарада. Однако эта беспочвенность стилей бе­рет начало только в нашем столетии, и благодаря ей мы, собственно говоря, имеем право говорить не о стилях, а лишь о модах»47. Если конец XIX в. ка­зался необоснованно динамичным, то что мы можем сказать о следующем столетии, научившемуся не только бы­стро передвигаться по земле, воздуху и под водой, но и передавать большие объемы информации за доли секунды?

Чтобы понять масштабы изменений в стилеобразовании XX в., изложим наиболее яркие и новые факторы, на­блюдавшиеся в отношении костюма прошедшего столетия:

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ СТИЛЕЙ И МОДНЫХ ТЕЧЕНИЙ В XX в

1) костюм постепенно потерял при­знаки национальности, он перестал быть европоцентричным. Модный кос­тюм стали проектировать, носить и производить не только европейцы;

2) в костюме произошло разделение не по сословным признакам, как в пре­дыдущие века, а по назначению и функ­циональности (большое влияние на стилеобразование оказало разделение индустрии моды на pret-a-porter и haute couture и новые способы планирования продаж в модной индустрии);

3) сложились унифицированные и широко культивируемые обществом

• соответствие эпо­хам или историческим периодам (стиль эпохи Возрождения и т. п.);

• назначение костю­ма (спортивный, клуб­ный, деловой стиль и т. п.);

• вклад личности или школы в формиро­вание стиля (стиль Бау­хауз, стиль Шанель и т. п.);

• возраст и пол лю­дей, воспринимающих моду или стиль (моло­дежный стиль, унисекс и т. п.);

• ассоциативность восприятия зрителя (гламурный стиль, Бэ — би-дол и т. п.) (рис. 81 ).

Иногда имеет смысл прибегнуть к много­мерной классифика­ции стилей, используя сразу несколько харак­теристик для конкрети­зации описаний. На се­годняшний день клас­сификация ассоциа­тивная (соотносимая

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ СТИЛЕЙ И МОДНЫХ ТЕЧЕНИЙ В XX в

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ СТИЛЕЙ И МОДНЫХ ТЕЧЕНИЙ В XX в

Рис. 82. Его Императорское высочество Великий князь Михаил Александрович. «Полевой наряд

царевича. XVII».

Ее Императорское высочество Великая Княгиня Елизавета Федоровна. «Княжеский наряд XVII». Из альбома «Костюмированный бал в Зимнем дворце. Февраль. 1903 г.»

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ СТИЛЕЙ И МОДНЫХ ТЕЧЕНИЙ В XX в

Рис. 85. Военная форма воздушного флота США и мода. 1943

Рис. 83. Костюм для велосипедистки. Англия. 1941

Рис. 84. Советский стиль в одежде. Конец 40-х годов

направления: спортивный, деловой, классический стили;

4) изобретены новые способы про­паганды современных эстетических идеалов: созданы модная полиграфия, фотография и кинематограф, интернет и компьютерная графика, сложились традиции проведения дефиле, как рек­ламного шоу и парада моделей и обра­зов;

5) эволюционировали технологии в текстильной, химической и швейной промышленности, позволившие полу­чить новые формы костюма и новую цветовую гамму;

6) появились новые направления в моде — унисекс, феминизм, панк, хиппи и травести, оказавшие заметное влияние на моделирование костюма и отразившиеся на стилистике обра­зов;

7) сформировались индивидуаль­ные стили (в истории костюма индиви­дуальные стили почти не были извест­ны, наиболее близки к этому были денди).

Смена моды и стилей не только есте­ственным путем ускорилась, но и при­обрела иные, чем в предыдущие века, способы распространения и модели функционирования.

В начале XX в. было известно не­сколько моделей функционирования и смены стилей.

Э. Кон-Винер считал: «…всякий раз за конструктивным стилем следует де­коративный, а затем орнаментальный стиль, который снова вытесняется кон­структивным <…> Историческое раз­витие в прикладных искусствах являет — в сознании человека с некоторыми явления или образами, напри­мер море — морской стиль, рис. 87, карна­вал — карнавальный стиль) и классифика­ция, соответствующая хронологии событий (стиль периода Вто­рой мировой войны, рис. 85, советский стиль, рис. 84), явля­ются наиболее рас­пространенными как в журналистской, так и в научной среде.

При сравнении пе­риодизации стилевых течений в такой области знаний, как дизайн, с изменениями в моде­лировании европейско­го костюма (рис. 50 стр. 70) стоит отметить как отличия, так и сов­падения в хронологии. Шарлотта и Питер Филл насчитывают 14 сти­лей, сформировав­шихся или начавших свое развитие в XX в. Их периодизация со­здана на основании смены концепций сти­лей — появлении новой идеи при проектирова­нии изделия. Если на том же основании про­следить хронологию смены стилей в моде­лировании костюма, некоторые, такие как модерн, конструкти­визм, арт-деко, орга­нический стиль, совпа­дут, а все остальные

ся, следовательно, волнообразным процессом, колеблющимся между кон­структивной и декоративной тенден цией»48. Г. Вёльфлин нашел аллегорию развитию стиля в растении, «…которое развертывает листок за листком, пока не станет круглым и полным и завер­шенным со всех сторон», т. е. развива­ется постепенно, приобретая новые черты и изменяясь в масштабах, фор­ме и т. д.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ СТИЛЕЙ И МОДНЫХ ТЕЧЕНИЙ В XX в

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ СТИЛЕЙ И МОДНЫХ ТЕЧЕНИЙ В XX в

Рис. 86. Схема динамического развития стилей В. Власова

О. Шпенглер сравнивал появление стилей с ударами пульса и представлял это появление в виде исторической це­пи, в которой стили следуют друг за другом. А. Крёбер изучал процессы функционирования стиля не в контекс­те истории, а изнутри явления, опреде­ляя его зарождение, рост и умирание

Рис. 87. Эскизы Альберто 93

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ СТИЛЕЙ И МОДНЫХ ТЕЧЕНИЙ В XX в

в культуре, и делил этот процесс на пять этапов. Он считал, что образова­ние стиля «может быть впечатляюще быстрым до тех пор, пока не будет до­стигнут апогей культуры», но и затем культура продолжает двигаться по инерции с постепенным ослаблением «стилистического качества». Выковы­вание характерных стилей в различных культурах, «…рост согласованности между несколькими сущностями и об­разцами — все это вместе и есть то, что составляет стиль культуры <…>. Обще­культурный стиль как соотношение распространенности качеств не может быть завершен, не может быть внезап-

49

но достигнут» .

Интересна также идея циклического обращения к нескольким определен­ным типам стилей, на базе которых строится весь последующий материал истории. На рис. 86 представлена про­странственная конструкция, позволяю­щая проследить процесс «восхождения художественных стилей»50. Согласно представлениям автора, кардинальные изменения в стиле происходят по мере приближения к одному из полюсов: конструктивному или деструктивному, по ходу развития стиль проходит еще две промежуточные стадии: наивно­натуралистическую и формально-де­коративную (орнаментальную). Циклы функционирования стилей зависят и от изменений архетипов мышления: ра­ционально идеализирующего и ирра­ционально идеализирующего. Эта про­странственная конструкция предусмат­ривает генезис исторических типов (культур от Древнего мира до Нового

Летюда для ателье Альбертина. 1973-74 гг.

времени, ее можно рассматривать как пример модели функционирования стилей, характерный для представле­ний и Э. Кон-Винера, и Г. Вёльфлина.

Мода настолько влияет на процесс стилеобразования, насколько стиль складывается из конкретных ранее модных элементов. Поэтому при описа­нии стиля обычно учитывают совокуп­ность наиболее характерных для этого периода элементов костюма. Отдельно рассматриваемый костюм любого сти­ля всегда несет на себе отпечаток мо­ды. Но взаимодействия стиля и моды не позволяют определять друг друга, т. е., перечисляя моды эпохи, нельзя объяс­нить стиля. Можно показать контекст, в котором стиль формировался.

Описывая стиль путем его внешних проявлений, т. е. отражений в костюме, приходится игнорировать модные при­знаки, чтобы охарактеризовать общие черты. При таком подходе мода — это «красивая стружка, которая получает­ся при шлифовке дерева».

В период преобладания одного стиля проходит череда мод, развива­ющих и варьирующих элементы стиля. Габриель Шанель: «Мода проходит, стиль остается».

Современное же функционирова­ние моды — это постоянный процесс отбора вновь создаваемых образцов (в данном случае костюмов).

В течение века моду не удается оха­рактеризовать только изменениями формы костюма, как это часто пытают­ся делать современные исследователи, так как модными могут быть признаны поочередно или одновременно не — будут иметь оригиналь­ное отражение только в костюме. На рис. 50 показано одновремен­ное сосуществование шести в 1920- 1930 гг. и семи в 1930- 1935 гг. стилей. Из множества школ дизайна только Баухауз оказал, по мне­нию супругов Филл, се­рьезное значение на культуру XX в.

Эвелин Браннон51 приводит периодиза­цию изменений в кос­тюме на основании ак­тивности покупателей модной продукции:

1901 — 1924 гг. Пе­риод Великой депрес­сии;

1925 — 1942 гг. Пе­риод спокойствия;

1943 — 1960 гг. Ba — by-Boom. Первое поко­ление телевидения;

1961 — 1981 гг. По­коление X, или Baby buster;

1982 -2000 гг. Поко­ление Y Echo Boomers.

Такая периодиза­ция позволяет пока­зать социальные из­менения в XX в., т. е. зависимость индуст­рии моды от уровня жизни людей в разви­тых странах. Измене­ния хронологических рамок в данном случае объясняется происхож­дением стилевых тен­денций и различными основаниями для пери­одизации.

сколько разных элементов. Се­годня в моде — клетчатая ткань в сочетании с крокодиловой ко­жей, завтра, возможно, S-об­разный профильный силуэт.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ СТИЛЕЙ И МОДНЫХ ТЕЧЕНИЙ В XX в

Мода определяется не в мо­мент создания модели худож­ником и представления ее пуб­лике, а в период ее широкого распространения. Это объяс­няет, почему не всякая мода может сосуществовать со сти­лем. Мода, не соответствую­щая общей стилевой идее, вряд ли получит широкое рас­пространение, потому что стиль зависит от эстетических идеалов всего общества, а мо­да — лишь группы людей.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.