Нижняя одежда. В конце 70-х гг. в женской одежде появляется новое платье — полонез (пример распространения в это время во Франции стиля «классицизм» и английских мод). Это платье было любимым у Марии Антуанетты. Оно состояло из двух платьев.
• Первое — нижнее — платье было облегающим.
Лиф застегивался на пуговицы или шнуровался. Декольте было глубоким и широким, украшенным гофрированной или кружевной оборкой.
Юбка была короткой (по щиколотку), с широкой оборкой, с кружевом понизу. Это платье носили на фижмах или на полисоне — небольшой (в виде подушечки) ватной или волосяной прокладке, которая подвязывалась к корсету или к нижней юбке.
• Второе — верхнее — платье распашное, цельнокроеное, драпированное, со спинкой из трех частей.
Лиф — декольтированный, облегающий, расходящийся от линии груди, скрепляясь в этом месте большим бантом. Распашные края, горловина и рукава по краям украшались пышными рюшами.
С боков и сзади верхнее платье драпировали на полисоне, подвязывая сзади к нижней юбке или к корсету завязками из лепт, шнурками, приколками с бантами.
В эго время английская элегантность (чувство меры во всем) ломает традиции рококо, внося простые и строгие формы.
Появляется новое платье англез. Панье уходит из моды, характерная особенность платья — изогнутый профильный силуэт.
Платье «англез» выполняется с двумя юбками:
нижняя — с подушечкой сзади, украшенной оборками;
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
верхняя — сзади (над подушечкой) драпированное. Лиф узкий, декольте обычно было закрыто нагрудной косынкой.
Верхняя одежда. В верхних одеждах появляется определенное подражание мужским одеждам в покрое, отделке, форме. Наблюдается стремление к удобству, практичности. Женщины носят длинные рединготы прилегающего силуэта.
Головной убор. Фасон шляп менялся очень часто. Головные уборы — часть причесок, их украшение. Возвращение низких причесок изменило вид шляп:
• шляпы из шелка или бархата;
• соломенные шляпы с широкими полями;
• чепчики самых разных видов.
Прическа. Прическа становится намного проще, ее размеры уменьшаются. Волосы завиваются в изящные локоны.
Косметика. Все элементы косметики остаются прежними, но с изменением прически необходимость в пудре для причесок исчезает.
Дополнения. Дамы не обходится без табакерки (выработана привычка нюхать табак), все остальное в полном наборе и изобилии. Веера были и раньше, но в конце века растет мода на веера.
Веера выполнялись из шелка, кожи, инкрустированные драгоценными камнями, расписывались знаменитыми художниками, иногда такими как Буше и Ватто.
Появляется костюм для верховой езды. Этот костюм состоял из:
1) юбки;
2) жакета с небольшими фалдами, напоминающего мужской фрак.