КОНСТРУКЦИИ, ИЗМЕНЯЮЩИЕ ФОРМУ КОСТЮМА

Вторым в истории костюма известным средством преображения формы являются приспособления, меняющие силуэт и объем бедер, в русском наименовании укре­пившиеся под названием фижмы (от нем. фашбейн — рыбная кость), кринолин и турнюр.

Как и корсет, они служат цели видоизменения облика и утверждения нового эсте­тического идеала. И в то же время, как сооружения громоздкие, затрудняющие всякую деятельность и дорого стоящие, они являются средством выражения соци­альной дистанции, укрепления социального престижа.

В театре фижмы несут ту же функцию, только техническая сторона их исполнения подвергается модернизации. В зависимости от характера драматургии и художествен­ной трактовки спектакля эти искусственные формы получают индивидуальное реше­ние. Так, например, вертугадэн — искусственное сооружение в женском испанском костюме XVII века, в истинном значении — «хранитель добродетели», практически — способствующее выявлению эффекта статичности и незыблемого равновесия,— в спек­такле «Учитель танцев» Лопе де Вега (ЦТСА) художником И. С. Федотовым был решен творчески, более чем вольно. Легкость и прозрачность спектакля, пронизанного танцевальным ритмом и напоенного звуками кастаньет, дали ключ к интерпретации исторического эталона. Легкие проволочные плоские сетки крепились на талии около выступов бедер. Стан, стянутый тугим корсетом, только выигрывал в стройности от контраста резкого расширения юбки. Плотная, на подкладке ткань (знаменитый фай) легко легла на «конструкцию», и более 25 лет в стремительном танце двигается по сце­не изящная Флорелла, чаруя зрителей своей грацией и испанской чопорностью одно­временно.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.