Самой развитой страной эпохи Возрождения была Италия, которая диктует моду.
Еще в период крестовых походов итальянские города стали богатеть.
Над созданием костюма трудились не только портные, но и художники.
Вертикальные, заостренные формы готического стиля вытесняются горизонтальными линиями, преобладают пышные драпировки в костюме эпохи Возрождения. Не удлиняют фигуру головные уборы. Строгая классовая обусловленность средних веков в костюме эпохи Возрождения отсутствует. Детали костюма уже не подчеркивают пренебрежительное отношение к труду. Сам костюм не выражает сословное положение человека, на первый план выдвигается имущественное положение владельца. На смену свисающим рукавам, длинным шлейфам, затянутым талиям, длинным остроносым башмакам, глубоким остроконечным вырезам платья приходит одежда, повторяющая «человеческие» пропорции. Однако в народном костюме еще долгое время сохраняются традиции прежних лет.
История костюма
Формы костюма отличаются плавностью и укрупнен — ностыо линий.
Эстетический идеал. Красота — такое же благо, как здоровье и сила. Идеал мужской красоты — юноша.
Питая слабость к театральным эффектам, итальянцы носят все самое красивое и дорогое. Но главное — это высокий лоб. Плавность линии лба не должны нарушать даже брови.
Складывается новый эстетический идеал — образ свободного человека, во многом освободившегося от влияния церкви.
Нижняя одежда. Мужчины надевали широкую сорочку длиной до середины бедрг з широкими рукавами, которые немного вытаскивали в разрезы куртки. Рубаху носили заправленной в штаны.
Мужчины носили узкие штаны-чулки, отверстие закрывалось гульфиком. Иногда к штанам-чулкам пришивали кожаные подошвы, в этом случае они служили обувыо. Штаны подвязывали тесемками к поясу куртки, которую надевали сверху.
Поверх рубахи и штанов надевали узкую куртку, в которой на местах сгиба руки (плечо, локоть) появились разрезы, из-под которых виднелась рубашка. Часто рукава прикрепляли к пройме на шнурках, что позволяло с одной и той же курткой носить различные рукава.
Колет — модная узкая куртка, часто по бокам имела разрезы и выполнялась со шнуровкой на груди. Эта куртка не имела рукавов и не сшивалась по бокам. Куртка была со стоячим воротником, плотно застегивающимся сзади; или же имела глубокий прямоугольный, овальный или треугольный вырез горловины, из-под которого проглядывала рубашка. Куртки иногда подвязывались поясом.
Верхняя одежда. К плечам куртки часто пристегивали плащ.
Разнообразие плащей: распашные накидки с застежкой на плече, груди; много застежек, пряжек, даже пуговиц; с отверстиями для рук.
Позже появляются плащи с очень широкими рукавами, а вместо капюшона — круглые и большие пелерины, спускающиеся до талии.
Длинная одежда — отличительный знак людей, занимающих высшие общественные должности. Эта одежда спадала широкими складками, иногда волочилась по земле длинным шлейфом, до самой земли спадали рукава.
Пожилые люди тоже носили длинную и широкую одежду.
Цвета. В одежде использовали сочные, яркие контрастные сочетания красок. Излюбленными цветами были красный, голубой, золотистый, зеленый.
Для траурных одежд использовали коричневый, темно — малиновый, самые дорогие фиолетовый и красный цвета. Черный цвет для траурных костюмов не применялся.
Ткани. Для нижней одежды использовали лен. Модные одежды шили из очень дорогих тканей: шелка, бархата, парчи. Шелковые ткани разнообразны по плотности, фактуре и внешнему виду.
Увеличивали производство шелковых тканей, узорчатых и гладких. Широко применяются льняные ткани.
Головной убор. Головные уборы были разнообразной формы: маленькие круглые шапочки-фески; повязки типа тюрбана; капюшоны; шляпы с полями; обручи; повязки; чепцы, которые пожилые люди надевали под головной убор. Некоторые модные молодые люди, как и во времена средневековья, надевали одновременно две шляпы — одна на голове, другая — на лентах, связанных у подбородка, висела за плечами.
Прическа. В моде длинные прически двух типов:
1. Прическа с челкой — более характерная прическа эпохи.
2. Гладко зачесанные назад волосы, чтобы лоб казался выше, выщипывали брови и высоко выбривали лоб.
Лицо было гладко выбритым.
Украшения. Драгоценные ткани покрывались каймой и шитьем, украшались орнаментом из цветов, гондол, ваз. Кроме этих орнаментов на ткани изображались фигуры птиц и животных. Излюбленным орнаментом был гранатовый узор и «павлиньи перья». Золотом по золотой (цвет) ткани, серебром по серебряной ткани ткали узоры, где контуры подчеркивались цветным атласным или бархатным кантом.
Мужчины надевали цёпи и перстни.
Дополнения. К поясу подвязывались кошельки, поясные карманы. Перчатки надевали на руки или закладывали за пояс.
Обувь. В Италии мужчины носили сандалии па твердой подошве; мягкие туфли; мягкие высокие ботинки с закругленными носами, которые застегивались спереди на пуговицы или стягивались шнурками.