Костюм приобретает более свободные и удобные формы, нежели раньше.
Эстетический идеал. Идеалом красоты уже становится мужчина-рыцарь, превращающийся в светского придворного. Обязательным считается обучение дворянина музыке, танцам. Мужественность расценивается теперь
как величественность осанки и галантное обращение с дамами.
Нижнее белье. На ноги надевали обычно светлые вязаные чулки; нижние сравнительно узкие до колена полотняные штаны.
Нижняя одежда. Необходимая часть костюма — рубашка с манжетами, которые отделывались тончайшими великолепными дорогими кружевами, большим отложным, лежащим на плечах, воротником, тоже отделанным кружевами.
На ноги надевали довольно широкие, длиной до середины икры, панталоны. Внизу панталоны застегивались на пуговицы или завязывались бантами и лентами. Чтобы не стеснять движений, внизу в наружных швах на уровне колена панталоны имели разрезы. Панталоны украшались вышивкой по боковым швам.
Поверх рубашки и штанов надевали колете сильно завышенной талией и обозначенной рядом нашитых бантов. Спереди полы камзола — удлиненные в виде мыса, сзади — короткие. Колет застегивался на груди. По проймам и бортам колет украшался пугозицами, галуном, бантами, на рукавах — продольными разрезами. Рукава всегда немного укороченные и укрученные кружевными манжетами (рис. 37).
Верхняя одежда. Мужчины сверху набрасывали на левое плечо и спину колет. Пришитые к вороту кожаные шпуры поддерживали кафтан. Колет часто выполняли с меховой опушкой.
По назначению различали следующие виды надевавшихся на плечи плащей:
• парадный — короткий, выполняющийся из дорогого материала;
• походный — длинный (до коленей), из шерстяной ткани;
• мушкетерский — личной гвардии короля.
Рис. 37. Костюм Франции первой половины XVII в. |
4-..V. Q
Но строгого различия в костюмах не было — в парадном костюме ходили и в военный поход, и на бал.
Цвета. В костюме использовались яркие, контрастные цветовые сочетания: белые, желтые, голубые, красные, серые.
Ткани. Ткани по-прежнему богатые, с орнаментом. В моде гладкие и тонкие ткани: газ, муар, атлас, тафта, тонкая шерсть.
Головной убор. Модный головной убор — светлая фетровая широкополая шляпа, украшенная белыми, голубыми и красными перьями (рис. 38).
Прическа. Согласно этикету, мужчины носили длинные, распущенные по плечам волосы, маленькую бородку (в виде узкой полоски волос на подбородке) и небольшие усы над краем губ. Моду на бороду вводит Людовик XIII. Однажды, скуки ради, он собственноручно обрил всех офицеров своего полка, оставив маленький кустик волос на подбородке. Такая бородка стала называться «а-ля-ро — я,}ь» — по-королевски.
Украшения. Украшения и отделка костюмов достигли такой роскоши, что издается ряд указов об ограничениях в одежде, например написанный кардиналом Ришелье эдикт «О роскоши».
Украшениями являлись многочисленные рюши, гофрировки, оборки, пучки лент, буфы, отделка шнуром, галуном, позументом из серебряных, золотых нитей.
Под прямым воздействием стиля «барокко» находилась орнаментация костюма: крупные декоративные цветы причудливых сочетаний, плоды винограда и граната; причудливые очертания декоративных цветов, узорчатые вазы, корзины, короны, детали садово-парковой архитектуры. Размеры узоров были очень велики.
Большую роль в отделке тканей играло сочетание золотой и серебряной нитей — эффект шан-жан.
Дополнения. Мужчины надевали перчатки с раструбами, трость, обязательной деталью дворянского костюма стала шпага, которая крепилась на (парчовой или ременной) перевязи, надевавшейся через правое плечо. Шпагу к перевязи крепили слева, располагая почти вертикально к полу. В честь дамы сердца мужчины крепили на груди или плече куртки декоративные розетки из лент, цвета которых повторяли любимые цвета дамы сердца.
Обувь. Мужчины носили туфли и сапоги из тонкой кожи светлых тонов. Голенища сапог выполнялись с раструбами, в виде воронки, с поднятыми вверх или же украшенными кружевами и отогнутыми вниз.
Вся обувь имела каблуки, а на подъеме была кожаная пряжка, за которую крепились шпоры.
Не зазорным считалось явиться в сапогах даже на бал. Хотя специально для бала использовали цветные башмаки на каблуках.